РЕЛИГИЯ КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ В КОНЦЕПЦИИ З. ФРЕЙДА
Секция: 8. Менеджмент
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
РЕЛИГИЯ КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ В КОНЦЕПЦИИ З. ФРЕЙДА
На каждом этапе развития общества религия всегда играла важную роль. Она выступала двигателем развития общества, соответственно и его культуры. В минувшем столетии вопросами возникновения и влияния религии на человека занимались Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер, Карл Густав Юнг и Эрих Фромм и др.
Религия во многом основывается на системе табу. Мы можем это наблюдать в священных заповедях (не убий, не укради и т. д.), при соблюдении постов.Религиозные люди стараются жить так, как принято в обществе в основном из-за страха, что они будут отвержены или наказаны за непослушание. Используя страхи людей и отдельного человека можно заставить его делать что-то. Конечно, здесь важную роль играют не только религиозные страхи, но и любые другие. Например, страх перед государством, начальством и т. п. Здесь происходит перенос образа Бога на другие объекты. Многие отношения построены не на свободе и сотрудничестве, а на основе страха и зависимости. Страхи могут быть как собственные, так навязанные обществом. Мы будем говорить о том, что страх – это одна из функций религии в рамках управления людьми. Однако страх – это весьма не эффективный способ управления людьми. Под постоянными угрозами производительность труда ни одного сотрудника не возрастет.
Существование Бога бездоказательно, идеи принимаются на веру. Даже в современном мире религия не утрачивает свое влияние. Одна из главных функций религии – дать человеку веру в себя, в лучшую жизнь. Эта вера поддерживает наш дух, указывает на добро и зло, в определенной мере она выступает как наша совесть. Возможно, в будущем и появится общество, которому для соблюдения норм и правил морали не нужна будет религия. Но пока, как мы видим, религия прочно связана с нашей жизнью.
Связь религии с другими сферами жизни общества доказал М. Вебер [1]. М. Вебер связал успехи развития экономики Европы с протестантской ментальностью. Протестантская трудовая этика представляют собой религиозно-обоснованную доктрину о добродетельности труда, о необходимости работать добросовестно и усердно. Вебер обратил внимание на то, что среди успешных бизнесменов преобладают протестанты. Таким образом, мы видим, что основа роста уровня и качества человеческого капитала (его конкурентоспособность на мировом уровне) – культура и менталитет нации. На их формирование решающее влияние оказывает национальная религия. Этика труда определяет качество современного труда и человеческий потенциал нации. Она формировалась многими поколениями под влиянием различных религиозных мировоззрений. Поэтому происходят различия в возможностях и темпах развития стран. Здесь, назовем следующую функцию – формирование менталитета людей (в обобщенном виде – мировоззренческая функция). Приведем примеры разных религий и соответствующего им менталитета:
· Дух протестантизма ярче всего выражен в американской модели управления. Протестантизм создал либеральную экономику с высокой степенью экономической свободы и высшим качеством человеческого капитала.
· Южная Корея, Китай, Япония и Сингапур сделали огромный рывок в своем развитии. В этих странах преобладают конфуцианство, буддизм, синтоизм. Для приверженцев данных религий характерно: ответственное отношение к труду, чувство личного долга, почитание старших, дисциплинированность, рационализм и прагматизм.
· Большая часть евреев относится к слою богатых и успешных людей. Их успешность кроется в их отношении к себе: бережное отношение к знаниям, гордость за свое происхождение, предприимчивость и уверенность в себе.
· Что же касается православия, в нем нет выраженных черт присущих рыночной экономике. Православие – ортодоксальная религия. Это в какой-то мере объясняет темпы экономического развития России.
Можно провести параллель между системой табу в религии и психоаналитической концепцией З. Фрейда. З. Фрейд – основоположник классического психоанализа, создал теорию структуры личности. Именно он заговорил о бессознательном в психике человека. А теоретическая значимость психоанализа заключается в выявлении смысла и значения бессознательного в жизни человека и на раскрытие механизмов работы психики. Возникновение религии Фрейд связывает с системой тотемов и табу. Тотем – это «видоизмененный» бог современных монотеистических религий [3]. В контексте психоанализа религия приравнивается к коллективному неврозу навязчивых состояний. Она выступает совокупностью навязчивых ритуалов и вероучений. Такое сравнение можно считать вполне обоснованным: проявления невроза навязчивых состояний похожи на страхи верующих.
Религия по Фрейду – это великая иллюзия, которую в будущем должна исчезнуть. На место религии должны прийти другие нормы, которые будут оценивать мир рационально и не внушать людям о существовании трансцендентного. Такой нормой должнастать высокоразвитая культура.
Для эффективного управления персоналом в организации, руководители должны придерживаться определенных принципов и методов. Основа методов управления – это философия управления персоналом. Данная философия является совокупностью принципов, моральных и административных норм, разработанных в данной организации и которые разделяет каждый сотрудник. У работников могут быть различные интересы, взгляды и мировоззрение. Все они формируются исходя из различных факторов: семья, общество, вера.
В рамках психоанализа мы можем оказывать различное манипулятивное воздействие на массы, воздействуя наих бессознательное.
Как мы можем использовать особенности проявления религиозности сотрудника в трудовом процессе? Прежде всего, мы должны знать к какой ментальности принадлежит человек и насколько сильно в нем выражены черты присущие этой ментальности. На основе этого знания, ниже сформированы способы использования выявленных особенностей функций религии в организации:
· Запугивание. Менеджер в любом случае использует страх как способ влияния на сотрудников. В этом случае манипулирование людьми с помощью страха должно не превышать рамки допустимого и должно быть обосновано. Иначе повторится история со съедением отца, т. е. сотрудники просто поменяют своего «вождя» или же его поменяет вышестоящий руководитель.
· Раскрытие человеческого капитала. Мировоззренческая (идеологическая) функция заложила в человеке определенные качества характерные для всей нации. Мы должны этим пользоваться: сотрудник должен работать там, где он лучше всего проявит себя. Определенные качества, составляющие человеческий капитал, уже заложены в бессознательном. Наша задача суметь их выявить, развить и использовать.
· Интегрирующую функцию мы должны использовать для создания сплоченного коллектива, члены которого сильные и одновременно непохожие друг на друга личности. Это будет способствовать их здоровой конкуренции, а адаптивная функция позволит быстрее влиться в новый коллектив новичкам.
· Функция социального контроля должна обеспечивать соблюдение принятых норм морали и права без непременного участия руководителя. Для достижения такого эффекта, менеджер должен создать такую трудовую мораль, которую работники будут придерживаться и прилагать усилия для ее укоренения в организации.
· Психотерапевтическая функция религии помогает человеку пережить различные трудности, благодаря ей мы можем работать с адекватными людьми. Человек может сходить в церковь или обратиться к психологу, но главное, чтобы результат был одним – приобретение духовного спокойствия. А менеджеры в свою очередь, должны выступать по мере необходимости «духовным наставником».
Наяву в капиталистических отношениях мы не можем разглядеть именно тот момент, когда мы руководствуемся при принятии наших решений и действий, исходя из религиозных соображений. Это происходит на интуитивном уровне. Наши решения исходят из оценки всей совокупности качеств и характеристик человека.
Религия помогает человеку жить в этом сложном многообразном мире. Она некий оплот для человека, необходимый для душевного равновесия, т. к. нарушение равновесия приводит к психологической нестабильности.