Статья:

РЕЛИГИЯ КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ В КОНЦЕПЦИИ З. ФРЕЙДА

Конференция: XXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 8. Менеджмент

Выходные данные
Шагжеева С.С., Тихонова А.А. РЕЛИГИЯ КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ В КОНЦЕПЦИИ З. ФРЕЙДА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10 (29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(29).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕЛИГИЯ КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ В КОНЦЕПЦИИ З. ФРЕЙДА

Шагжеева Саяна Санжиевна
студент Томского политехнического университета, РФ, г. Томск
Тихонова Алина Андреевна
студент Томского политехнического университета, РФ, г. Томск
Ардашкин Игорь Борисович
научный руководитель, проф. Томского политехнического университета, РФ, г. Томск

 

На каждом этапе развития общества религия всегда играла важную роль. Она выступала двигателем развития общества, соответственно и его культуры. В минувшем столетии вопросами возникновения и влияния религии на человека занимались Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер, Карл Густав Юнг и Эрих Фромм и др.

Религия во многом основывается на системе табу. Мы можем это наблюдать в священных заповедях (не убий, не укради и т. д.), при соблюдении постов.Религиозные люди стараются жить так, как принято в обществе в основном из-за страха, что они будут отвержены или наказаны за непослушание. Используя страхи людей и отдельного человека можно заставить его делать что-то. Конечно, здесь важную роль играют не только религиозные страхи, но и любые другие. Например, страх перед государством, начальством и т. п. Здесь происходит перенос образа Бога на другие объекты. Многие отношения построены не на свободе и сотрудничестве, а на основе страха и зависимости. Страхи могут быть как собственные, так навязанные обществом. Мы будем говорить о том, что страх – это одна из функций религии в рамках управления людьми. Однако страх – это весьма не эффективный способ управления людьми. Под постоянными угрозами производительность труда ни одного сотрудника не возрастет.

Существование Бога бездоказательно, идеи принимаются на веру. Даже в современном мире религия не утрачивает свое влияние. Одна из главных функций религии – дать человеку веру в себя, в лучшую жизнь. Эта вера поддерживает наш дух, указывает на добро и зло, в определенной мере она выступает как наша совесть. Возможно, в будущем и появится общество, которому для соблюдения норм и правил морали не нужна будет религия. Но пока, как мы видим, религия прочно связана с нашей жизнью.

Связь религии с другими сферами жизни общества доказал М. Вебер [1]. М. Вебер связал успехи развития экономики Европы с протестантской ментальностью. Протестантская трудовая этика представляют собой религиозно-обоснованную доктрину о добродетельности труда, о необходимости работать добросовестно и усердно. Вебер обратил внимание на то, что среди успешных бизнесменов преобладают протестанты. Таким образом, мы видим, что основа роста уровня и качества человеческого капитала (его конкурентоспособность на мировом уровне) – культура и менталитет нации. На их формирование решающее влияние оказывает национальная религия. Этика труда определяет качество современного труда и человеческий потенциал нации. Она формировалась многими поколениями под влиянием различных религиозных мировоззрений. Поэтому происходят различия в возможностях и темпах развития стран. Здесь, назовем следующую функцию – формирование менталитета людей (в обобщенном виде – мировоззренческая функция). Приведем примеры разных религий и соответствующего им менталитета:

·     Дух протестантизма ярче всего выражен в американской модели управления. Протестантизм создал либеральную экономику с высокой степенью экономической свободы и высшим качеством человеческого капитала.

·     Южная Корея, Китай, Япония и Сингапур сделали огромный рывок в своем развитии. В этих странах преобладают конфуцианство, буддизм, синтоизм. Для приверженцев данных религий характерно: ответственное отношение к труду, чувство личного долга, почитание старших, дисциплинированность, рационализм и прагматизм.

·     Большая часть евреев относится к слою богатых и успешных людей. Их успешность кроется в их отношении к себе: бережное отношение к знаниям, гордость за свое происхождение, предприимчивость и уверенность в себе.

·     Что же касается православия, в нем нет выраженных черт присущих рыночной экономике. Православие – ортодоксальная религия. Это в какой-то мере объясняет темпы экономического развития России.

Можно провести параллель между системой табу в религии и психоаналитической концепцией З. Фрейда. З. Фрейд – основоположник классического психоанализа, создал теорию структуры личности. Именно он заговорил о бессознательном в психике человека. А теоретическая значимость психоанализа заключается в выявлении смысла и значения бессознательного в жизни человека и на раскрытие механизмов работы психики. Возникновение религии Фрейд связывает с системой тотемов и табу. Тотем – это «видоизмененный» бог современных монотеистических религий [3]. В контексте психоанализа религия приравнивается к коллективному неврозу навязчивых состояний. Она выступает совокупностью навязчивых ритуалов и вероучений. Такое сравнение можно считать вполне обоснованным: проявления невроза навязчивых состояний похожи на страхи верующих.

Религия по Фрейду – это великая иллюзия, которую в будущем должна исчезнуть. На место религии должны прийти другие нормы, которые будут оценивать мир рационально и не внушать людям о существовании трансцендентного. Такой нормой должнастать высокоразвитая культура.

Для эффективного управления персоналом в организации, руководители должны придерживаться определенных принципов и методов. Основа методов управления – это философия управления персоналом. Данная философия является совокупностью принципов, моральных и административных норм, разработанных в данной организации и которые разделяет каждый сотрудник. У работников могут быть различные интересы, взгляды и мировоззрение. Все они формируются исходя из различных факторов: семья, общество, вера.

В рамках психоанализа мы можем оказывать различное манипулятивное воздействие на массы, воздействуя наих бессознательное.

Как мы можем использовать особенности проявления религиозности сотрудника в трудовом процессе? Прежде всего, мы должны знать к какой ментальности принадлежит человек и насколько сильно в нем выражены черты присущие этой ментальности. На основе этого знания, ниже сформированы способы использования выявленных особенностей функций религии в организации:

·     Запугивание. Менеджер в любом случае использует страх как способ влияния на сотрудников. В этом случае манипулирование людьми с помощью страха должно не превышать рамки допустимого и должно быть обосновано. Иначе повторится история со съедением отца, т. е. сотрудники просто поменяют своего «вождя» или же его поменяет вышестоящий руководитель.

·     Раскрытие человеческого капитала. Мировоззренческая (идеологическая) функция заложила в человеке определенные качества характерные для всей нации. Мы должны этим пользоваться: сотрудник должен работать там, где он лучше всего проявит себя. Определенные качества, составляющие человеческий капитал, уже заложены в бессознательном. Наша задача суметь их выявить, развить и использовать.

·     Интегрирующую функцию мы должны использовать для создания сплоченного коллектива, члены которого сильные и одновременно непохожие друг на друга личности. Это будет способствовать их здоровой конкуренции, а адаптивная функция позволит быстрее влиться в новый коллектив новичкам.

·     Функция социального контроля должна обеспечивать соблюдение принятых норм морали и права без непременного участия руководителя. Для достижения такого эффекта, менеджер должен создать такую трудовую мораль, которую работники будут придерживаться и прилагать усилия для ее укоренения в организации.

·     Психотерапевтическая функция религии помогает человеку пережить различные трудности, благодаря ей мы можем работать с адекватными людьми. Человек может сходить в церковь или обратиться к психологу, но главное, чтобы результат был одним – приобретение духовного спокойствия. А менеджеры в свою очередь, должны выступать по мере необходимости «духовным наставником».

Наяву в капиталистических отношениях мы не можем разглядеть именно тот момент, когда мы руководствуемся при принятии наших решений и действий, исходя из религиозных соображений. Это происходит на интуитивном уровне. Наши решения исходят из оценки всей совокупности качеств и характеристик человека.

Религия помогает человеку жить в этом сложном многообразном мире. Она некий оплот для человека, необходимый для душевного равновесия, т. к. нарушение равновесия приводит к психологической нестабильности.

 

Список литературы:
1. Корчагин Ю.А. Религии – фундамент ментальности и человеческого капитала. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. –URL:  http://www.lerc.ru/?part=bulletin&art=27&page=12 (дата обращения 23.11.2015)
2. Панькова Н. М. Управление персоналом организации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL:  http://www.lib.tpu.ru/fulltext2/m/2014/m172.pdf (дата обращения 30.11.2015)
3. С точки зрения психоанализа: религия. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL:  http://naked-science.ru/article/psy/s-tochki-zreniya-psikhoanaliza-1 (дата обращения 25.11.2015)