Статья:

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНЕ: НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Конференция: XXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Горева В.Б. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНЕ: НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10 (29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(29).pdf (дата обращения: 14.05.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 6 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНЕ: НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Горева Виктория Борисовна
студент, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, РФ, г. Нижний Новгород
Ширяева Юлия Сергеевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц., заместитель заведующего кафедрой менеджмента и государственного управления по научной работе, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, РФ, г. Нижний Новгород

 

Выстраивание эффективного взаимодействия Правительства Нижегородской области с представителями профсоюзов и объединениями работодателей – это очень важный процесс, поскольку значительная часть социально-трудовых вопросов решается непосредственно на предприятиях, в трудовых коллективах.

В результате двадцатилетней совместной работы удалось создать многоуровневую систему социального партнерства, которая оказалась востребованной, подтвердила свою жизнеспособность как в период стабильного экономического развития, так и, особенно, в нелегкие кризисные годы.

Сегодня есть основания говорить о сложившейся системе социального партнерства в регионе, способной регулировать социально-трудовые отношения.

Отсутствие в Нижегородской области коллективно-трудовых споров на предприятиях в прошедшем году является одним из значимых показателей эффективности работы сторон социального партнерства.

В рамках выполнения социальных обязательств перед работниками бюджетной сферы Правительством Нижегородской области с 1 апреля 2009 года для работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений Нижегородской области введены новые системы оплаты труда. Новые системы оплаты труда также разрабатывались с учетом мнения отраслевых профсоюзов.

С участием сторон социального партнерства действует Нижегородская региональная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Профсоюзы активно принимают участие в ее работе.

Основой работы комиссии является разработка и принятие трехстороннего соглашения – нормативного акта, регулирующего социально-трудовые отношения между профсоюзами, работодателями и Правительством Нижегородской области. В настоящее время действует Соглашение на 2015–2017 годы. Также ежегодно принимаются соглашения, являющиеся социально значимыми для жителей области, - по совершенствованию оплаты труда и о минимальной заработной плате.

При подготовке региональных Соглашений учитываются предложения министерств, ведомств Правительства Нижегородской области, объединений профсоюзов и работодателей.

Соглашение о взаимодействии в области социально-трудовых отношений на 2015–2017 годы состоит из 10 разделов, включающих в себя обязательства сторон социального партнерства в области:

·     развития экономики;

·     развития отраслей социальной сферы;

·     демографии и народонаселения;

·     занятости населения и развития рынка труда;

·     оплаты труда, уровня и качества жизни населения;

·     социальной защиты населения.

Стороны социального партнерства договорились о сохранении предоставления мер социальной поддержки пенсионерам, ветеранам, инвалидам и другим социально-незащищённым категориям населения за счёт средств бюджета Нижегородской области, в том числе сохранены льготы по проезду на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси); предусмотрен комплекс мер по повышению качества образования граждан, создание условий для обеспечения доступности жилья, повышение качества жизни населения Нижегородской области, формирование у населения культуры здорового образа жизни.

Дальнейшее развитие получил раздел «Развитие социального партнёрства»:

·     стороны принимают на себя в пределах своих полномочий обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014–2016 годы;

·     проводят работу по включению в отраслевые и территориальные соглашения обязательств по повышению заработной платы, установленных настоящим Соглашением;

· организуют мероприятия, направленные на совершенствование форм и методов регулирования социально-трудовых отношений, обучение представителей сторон социального партнерства;

· оказывают содействие в создании и деятельности первичных профсоюзных организаций, Координационных Советов профсоюзов и объединений работодателей, территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Соглашением по основным направлениям совершенствования оплаты труда на 2015 год определены основные подходы к формированию заработной платы; обязательства и гарантии Соглашения являются ориентиром для планирования фонда оплаты труда работников бюджетной сферы и реального сектора экономики. При этом ориентиром для работодателей в области оплаты труда работников реального сектора экономики остаётся «Бюджет развития семьи», который в соглашении установлен в размере 28311 рублей (в настоящее время – 25972 рубля); доля тарифной (постоянной) части оплаты труда в структуре заработной платы должна быть не ниже 60 процентов. При отсутствии финансовых возможностей для выполнения настоящего Соглашения работодатели совместно с первичной профсоюзной организацией разрабатывают поэтапный план реализации Соглашения.

В соответствии с региональным Соглашением о минимальной заработной плате на 2015 год:

·     в организациях внебюджетного сектора экономики устанавливается не ниже 7800 рублей в месяц;

·     в учреждениях бюджетной сферы Нижегородской области на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (5965 рублей).

В настоящее время заключено трехстороннее Соглашение об установлении с 1 января 2016 года минимальной заработной платы для работников организаций внебюджетного сектора экономики не ниже 9000 рублей («Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Нижегородской области на 2016 год» от 27.10.2015 года № 312-П/305/А-517).

Тексты Соглашения и Предложения о присоединении к нему опубликованы в газетах «Нижегородская правда», «Профсоюзная трибуна», (31 октября 2015 года, 7 ноября 2015 года), а также размещены на официальных сайтах Правительства Нижегородской области, министерства социальной политики Нижегородской области, НОСОП «Облсовпроф» и НАПП.

Совместная деятельность, а также работа на местах – в городах и районах, на конкретных предприятиях, приносит результаты в решении крайне сложной социальной проблемы – невыплата заработной платы. Там, где на ситуацию активно влияют профсоюзные организации, противодействие кризисным явлениям гораздо эффективнее и складывается более стабильная ситуация. Минувший год является тому подтверждением – объем просроченной задолженности перед работниками был наименьшим за последние пять лет.

Еще одним совместным социальным проектом, где в полной мере отражаются позитивные результаты взаимодействия общественных организаций, работодателей и исполнительной власти, является всероссийский Конкурс «Российская организация высокой социальной эффективности». С 2010 года проводится его региональный этап, за пять лет принято больше 200 заявок от организаций Нижегородской области. Победители и призеры Конкурса определяются Нижегородской региональной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений и награждаются в торжественной обстановке «Дипломом Правительства Нижегородской области». В предыдущие годы организации Нижегородской области неоднократно становились победителями в различных номинациях на уровне Российской Федерации: ООО «ЛУКОЙЛ – Волганефтепродукт», ОАО «Атомэнергопроект», ОАО «Гостиничный комплекс «Ока».

По итогам федерального этапа конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» – 2014 две организации Нижегородской области заняли призовые места: 1 место в номинации «За формирование здорового образа жизни в организациях производственной сферы» – Горьковская железная дорога (филиал ОАО «РЖД»), 2 место в номинации «За участие в решении социальных проблем территорий и развитие корпоративной благотворительности» – АО «Транснефть – Верхняя Волга».

Работа социальных партнеров основывается на согласованности действий. К сожалению, в районах и городских округах Нижегородской области наблюдаются проблемы в развитии данного направления, что связано с удаленностью и не подконтрольностью территориальных Комиссий.

В целях дальнейшего совершенствования социального партнерства представляется необходимым в рамках Нижегородской региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений:

·     в целях активизации работы комиссий проведение семинаров – совещаний с территориальными сопредседателями комиссий;

·     проведение выездных заседаний в муниципальные районы и городские округа;

·     подготовка ежегодных методических сборников по вопросам развития социального партнерства на территориальном и областном уровнях;

·     оказание содействия в работе отраслевых комиссий по контролю за выполнением отраслевых соглашений;

·     проведение с участием отраслевых министерств, отраслевых обкомов профсоюзов заседаний отраслевых рабочих групп по активизации развития колдоговорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях области;

·     совместно с Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей проведение рабочих совещаний, круглых столов, семинаров разъяснительной работы о роли объединений работодателей в развитии социального партнерства.

Работа сторон социального партнерства строится на принципах привлечения всех представителей общественности для решения и обсуждения важнейших аспектов жизни региона.

Тот факт, что стороны являются обязательными участниками Общественной палаты Нижегородской области, экспертных советов Нижегородской области, межведомственных комиссий и рабочих групп Нижегородской области, говорит о том, что в решении проблем необходима координация совместных усилий.

Власть, профсоюзы и работодателей объединяет общая цель – создать эффективную экономику и социальную сферу. Создать справедливое общество, в котором каждый имеет возможность комфортно жить и созидательно трудится.

 

Список литературы:
1. Чудайкин В.Н. Социальное партнерство и регулирование социально-трудовых отношений // Регионология. – 2007. – № 1. – С. 206–214. 
2. Александрова И.А. Проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – № 14. – С. 123–125.