Статья:

ПРОБЛЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конференция: XXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Горшкова Ю.А. ПРОБЛЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10 (29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(29).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Горшкова Юлия Александровна
студент Уральского государственного университета Путей Сообщения, РФ, г. Екатеринбург
Тукова Екатерина Александровна
научный руководитель, ассистент кафедры «Мировая экономика и логистика» Уральского государственного университета путей сообщения, РФ, г. Екатеринбург

 

Серьёзная конкуренция имеет место на рынке образовательных услуг. Необходимым условием успешного развития образовательных учреждений является наличие ресурсов, их рациональное использование. Автор данной статьи исследует источники финансирования деятельности вузов. В данной статье выявлены основные факторы, тормозящие развитие приносящей доход образовательной деятельности.

Образование представляет собой ведущую производительную отрасль экономики, от уровня которой зависит функционирование и развитие общества в целом. И пока образование будет выполнять свою главную роль, которая заключается в качественной подготовке и выпуске квалифицированных кадров для всех отраслей материального и нематериального производства, оно всегда будет приоритетно. Образование нуждается в значительном финансировании, как и любая отрасль, для реализации своих целей и задач. Учитывая это, вопрос финансирования вузов и способы повышения эффективности использования уже имеющихся средств стоит очень остро.

Среди методов государственного регулирования системы образования бюджетное финансирование представляется важнейшим рычагом (регулятором) воздействия государства как на всю систему, так и на отдельное образовательное учреждение. Предоставление образовательных услуг интегрирует в себе существенные проблемы организации финансирования образовательных учреждений, от рационального разрешения которых (проблем) зависит эффективность всей системы образования и ее непрерывное развитие. К основным направлениям финансирования отнесены:

·     основная деятельность (текущее финансирование);

·     инвестиции в развитие материально-технической базы;

·     программы в области образования, утвержденные Правительством Российской Федерации (например, Федеральная программа развития образования).

Основными источниками финансирования высших учебных заведений являются средства федерального и местного бюджетов. Также вузы вправе получать средства из этих источников после получения ими государственной аккредитации.

Вузы имеют право использовать другие источники финансирования, в том числе:

•  доход, полученный от оказания дополнительных образовательных услуг (программы дополнительного образования, специальные курсы, курсы углубленного изучения и т. д.), не входящих в содержание основных образовательных программ и государственного образовательного стандарта;

•  взимаемая со студентов плата за обучение в том числе с иностранных студентов;

•  доход, полученный в результате хозяйственной деятельности (сдача в аренду основных средств и имущества, продажа и закупка товаров и оборудования, предоставление посреднических услуг и т. д.).

Вузы финансируются на средства своих учредителей. Например, Министерство здравоохранения и медицинской промышленности осуществляет финансирование медицинских учебных заведений.

Бюджетные средства – это средства, выделяемые вузу для обеспечения его основной образовательной деятельности (подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием) [2, с. 125].

Средства от приносящей доход деятельности – это поступления от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности, а также поступления от иной приносящей доход деятельности.

Еще одним источником внебюджетных доходов вуза является его инновационная деятельность, под которой понимается многомерная деятельность, направленная на создание инновационных продуктов, технологий и услуг, обучение инновациям и воспроизводство инновационных кадров. Инновационная деятельность должна иметь практическую направленность и влиять на качество образования.

К числу основных факторов, тормозящих развитие приносящей доход деятельности высших учебных заведений можно отнести:

·     недостаточный уровень материально-технической базы;

·     несовершенство нормативно-правовой базы;

·     административные барьеры;

·     высокая конкуренция.

Снижение влияния всех этих факторов, поиск новых источников финансирования приведут к полному использованию потенциала высшего учебного заведения и экономической стабильности.

Сложность системы высшего профессионального образования, ее многофункциональный, многоцелевой характер делают неэффективным использование одного или нескольких финансовых инструментов, обусловливают необходимость использования разнообразных источников финансового обеспечения учреждений высшего профессионального образования, тем не менее, в настоящее время основным источником финансирования системы высшего образования являются бюджетные средства.

Исходя из этого, механизм финансового обеспечения государственных высших учебных заведений в Российской Федерации строится с учетом следующих особенностей:

1.  Руководствуясь ст. 158 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), главный распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по распорядителям и (или) получателям бюджетных средств [1].

2.  Высшие учебные заведения составляют бюджетные заявки и проекты бюджетных смет на основе показателей, доводимых до них главным распорядителем бюджетных средств, таких, как контрольные цифры приема и предельные объемы финансирования на очередной финансовый год; индексы-дефляторы по различным статьям бюджетной сметы; ставки оплаты труда работников высшей школы; ставки единого социального налога (взноса); размеры трансфертов населению; материальные и финансовые нормы и нормативы, используемые для расчета и обоснования размера бюджетных ассигнований на очередной финансовый год.

3.  Бюджетная смета вуза утверждается распорядителем средств федерального бюджета по подразделу «Высшее образование» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации после принятия закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

4.  В бюджетной смете должны быть отражены все доходы вуза, получаемые как из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Анализ механизма финансового обеспечения вузов позволяет сделать вывод об определенной узости организационно-правовой формы, в которой существует высшее учебное заведение, не позволяющей стать полноценным участником рыночных отношений. Статус бюджетного учреждения характеризуется рядом черт, не адекватных современным условиям, в которых функционируют вузы, предполагающих, с одной стороны, предоставление бюджетных средств, недостаточных для нормального функционирования учреждений, а с другой – отсутствие реальной самостоятельности вузов в использовании как бюджетных, так и внебюджетных средств.

 

Список литературы:
1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.11.2015).
2. Нешитой А.С., Воскобойников Я.М. Финансы. Учебное пособие – М: 10-е 2012. – 528 с.