АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ НА РЫНКЕ ТРУДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Секция: 11. Экономика
XXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ НА РЫНКЕ ТРУДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В настоящее время, в период глобального экономического кризиса, особенно остро стоит проблема занятости и безработицы.
Рынок труда является важнейшим фактором территориальной социально-экономической системы. От эффективности его функционирования в значительной степени зависят уровень и качество жизни населения, направления и темпы макроэкономического развития региона. Проблема занятости является основополагающей в современном обществе и характеризует социально-экономическую ситуацию в регионе. Занятость можно определить, как наличие у граждан доходного занятия, приносящего доход и не противоречащего действующему законодательству.
Безработица наносит сильный вред различным интересам людей, не давая им использовать свои профессиональные знания и умения в той или иной сфере деятельности. При длительной безработице люди теряют профессиональные знания и навыки работы, а также квалификацию. Безработица ведет к прямому падению уровня жизни населения, так как пособия по безработице ниже прожиточного минимума в РФ, не говоря уже о средней заработной плате по стране. Рост безработицы, несомненно, приводит и к политической нестабильности всего общества, поскольку население начинает не доверять своему правительству и политике, которую оно проводит.
Безработица – это серьезная проблема, которая волнует не только отдельного гражданина нашего общества, но и всю мировую общественность. Безработица повсюду, она есть даже в таких развитых странах, как Германия, Япония, США.
Уровень развития трудового потенциала в Ульяновской области представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Уровень развития трудового потенциала Ульяновской области
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
---|---|---|---|---|---|
Уровень экономической активности населения |
|||||
Российская Федерация |
67,7 |
68,3 |
68,7 |
68,5 |
68,9 |
Приволжский федеральный округ |
67,8 |
68,4 |
68,6 |
68,1 |
68,4 |
Ульяновская область |
65,0 |
68,1 |
67,7 |
67,9 |
65,8 |
Уровень занятости населения |
|||||
Российская Федерация |
62,7 |
63,9 |
64,9 |
64,8 |
65,3 |
Приволжский федеральный округ |
62,7 |
63,9 |
64,9 |
64,7 |
65,3 |
Ульяновская область |
59,3 |
63,4 |
63,9 |
64,2 |
62,7 |
Уровень безработицы |
|||||
Российская Федерация |
7,3 |
6,5 |
5,5 |
5,5 |
5,2 |
Приволжский федеральный округ |
7,6 |
6,5 |
5,3 |
4,9 |
4,5 |
Ульяновская область |
8,8 |
6,8 |
5,6 |
5,5 |
4,8 |
Уровень экономической активности населения в области на 2,6 пункта ниже, чем в среднем по ПФО и на 3,1 пункта ниже, чем в целом по России. Уровень занятости по Ульяновской области также ниже среднероссийского показателя и показателя по Приволжскому федеральному округу. Уровень безработицы по Ульяновской области сложился ниже, чем по РФ на 0,4 пункта и выше чем по ПФО на 0,3 пункта, что является положительным результатом, как работы государственной службы занятости, так и повышением уровня трудовой сознательности незанятого, но находящегося в поиске работы населения.
Оценивая состояние рынка труда Ульяновской области за 2010–2014 гг. (таблица 2), следует отметить сокращение численности экономически активного населения на 2,9 %, при этом численность мужчин сократилась на 3 %, а женщин – на 2,8 %.
Несмотря на сокращение численности экономически активного населения, численность занятых в экономике увеличилась за рассматриваемый период на 1,3 %, численность мужчин, занятых в экономике выросла на 1,8 %, численность женщин – на 0,8 %.
Уровень безработицы – одна из самых главных характеристик, описывающая экономику нашей страны в целом, а также отдельных её регионов. Практически всегда считается, что чем выше уровень безработицы той или иной страны или региона, тем хуже экономическая ситуация там и ниже уровень жизни населения.
Таблица 2.
Численность экономически активного населения Ульяновской области
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
---|---|---|---|---|---|
Тысяч человек |
|||||
Экономически активное население – всего |
671,3 |
693,8 |
679,8 |
682,3 |
651,6 |
мужчины |
346,6 |
355,6 |
348,1 |
349,9 |
336,1 |
женщины |
324,7 |
338,2 |
331,7 |
332,4 |
315,5 |
в том числе: занятые в экономике – всего |
612,5 |
646,5 |
641,9 |
644,9 |
620,6 |
мужчины |
314,0 |
333,8 |
328,2 |
327,4 |
319,8 |
женщины |
298,5 |
312,7 |
313,7 |
317,4 |
300,8 |
безработные – всего |
58,8 |
47,3 |
37,9 |
37,4 |
31,0 |
мужчины |
32,6 |
21,8 |
19,9 |
22,4 |
16,2 |
женщины |
26,2 |
25,4 |
18,0 |
15,0 |
14,8 |
В % к экономически активному населению |
|||||
Экономически активное население – всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
мужчины |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
женщины |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: занятые в экономике – всего |
91,2 |
93,2 |
94,4 |
94,5 |
95,2 |
мужчины |
90,6 |
93,9 |
94,3 |
93,6 |
95,2 |
женщины |
91,9 |
92,3 |
94,6 |
95,5 |
95,3 |
безработные – всего |
8,8 |
6,8 |
5,6 |
5,5 |
4,8 |
мужчины |
9,4 |
6,1 |
5,7 |
6,4 |
4,8 |
женщины |
8,1 |
7,5 |
5,4 |
4,5 |
4,7 |
Согласно стандартам Международной организации труда (МОТ), к безработным, относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в анализируемый период одновременно удовлетворяли следующим критериям:
· не имели работы (доходного занятия);
· занимались поиском работы, например: обращались в государственную или коммерческую службу занятости, а также предпринимали шаги к организации собственного дела;
· были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.
Что же касается пенсионеров, студентов, а также инвалидов они считаются безработными, в том случае если они искали работу и были готовы приступить к ней.
К безработным, зарегистрированным в государственных учреждениях службы занятости населения, относятся трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в службе занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.
Следует отметить, что уровень безработицы рассчитанный по методологии МОТ существенно расходится с регистрируемой безработицей (таблица 3).
Таблица 3.
Состав и структура численности безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости Ульяновской области
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости |
8839 |
6804 |
4541 |
3528 |
3114 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
женщины |
5254 |
4289 |
2668 |
2052 |
1741 |
лица, проживающие в сельской местности |
2323 |
1748 |
994 |
834 |
630 |
В процентах |
|||||
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
женщины |
59,4 |
63,0 |
58,8 |
58,2 |
55,9 |
лица, проживающие в сельской местности |
26,3 |
25,7 |
21,9 |
23,6 |
20,2 |
Уровень зарегистрированной безработицы |
1,3 |
1,01 |
0,65 |
0,52 |
0,46 |
Одной из причин отличия фактической численности безработных и численности безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости, является низкий уровень пособия по безработице. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1382 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2015 год», минимальная величина пособия по безработице в РФ составляет 850 рублей, а максимальная величина 4900 рублей [2]. Для сравнения: в США средний ежемесячный размер пособия составляет 1050 долларов. Максимальный размер пособия в Америке составляет 2700 долларов, и почти равен среднестатистической зарплате.
Низкому уровню безработицы в России способствуют специфика в организации труда, исходящая от работодателя, а также отличия экономической структуры в целом. Дело в том, что наши работодатели решают проблему не увольнением персонала, а снижением заработной платы своих подчиненных. Это сохраняет рабочие места, снижает мотивацию и является одной из причин неэффективного развития экономики страны [3].
Если количество безработных в регионе растет и становится критическим, это может привести к таким негативным явлениям, как акции протеста и увеличение процента людей, живущих за чертой бедности. Чтобы избежать этого, проблема безработицы должна постоянно находиться во внимании государства и изучаться подробнейшим образом.
По нашему мнению, развитие рынка труда региона должно осуществляться в следующих направлениях:
· обеспечение комплексности в разработке и реализации программ содействия занятости;
· введение экономических стимулов, заинтересовывающих предприятия в направлении своих работников на переобучение в соответствии с требованиями развивающегося рынка;
· переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели-профсоюзы-государство);
· формирование негосударственных структур содействия занятости населения;
· усиление нормативно-правовой и законодательной деятельности по регулированию трудовых отношений.