Статья:

ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Конференция: XXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Есина Н.А. ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10 (29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(29).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Есина Надежда Алексеевна
студент Ульяновского государственного университета, РФ, г. Ульяновск
Заббарова Ольга Алексеевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. Ульяновского государственного университета, РФ, г. Ульяновск

В процессе исполнения бюджета любого уровня происходит расходование бюджетных средств на решение определенных вопросов. Расходование бюджетных средств отражает экономическую политику региона, характеризует эффективность функционирования, как государства, так и региона.

Структура и динамика исполнения бюджета Ульяновской области по расходам за 2013–2014 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Структура и динамика исполнения бюджета Ульяновской области по расходам за 2013 и 2014 год [3; 4]

 

2013 год

2014 год

% %

к 2013 году

Млн. рублей

Удельный вес в общей сумме расходов, %

Млн. рублей

Удельный вес в общей сумме расходов, %

 

ВСЕГО

38547,4

 100,0

39703,7

 100,0

103

в том числе:

 

 

 

 

 

Общегосударственные вопросы

2042,6

5,3

2223,0

5,6

108,8

Национальная оборона

38,5

0,1

39,7

0,1

103

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

462,6

1,2

476,4

1,2

103

Национальная экономика

5396,6

14,0

4724,7

11,9

87,5

Жилищно-коммунальное хозяйство

308,4

0,8

357,3

0,9

115,9

Охрана окружающей среды

0,4

0,0

0,38

0,0

95

Образование

7786,6

20,2

9131,9

23,0

117,3

Культура, кинематография

539,7

1,4

675,0

1,7

125,1

Здравоохранение

7786,6

20,2

8099,6

20,4

104

Социальная политика

9868,1

25,6

9608,3

24,2

97,4

Физическая культура и спорт

501,1

1,3

833,8

2,1

166,4

Средства массовой информации

192,7

0,5

198,5

0,5

103

Обслуживание государственного и муниципального долга

539,7

1,4

675,0

1,7

125,1

Межбюджетные трансферты общего характера

3083,8

8,0

2660,2

6,7

86,3

 

Бюджет Ульяновской области является социально ориентированным. Это мы может подтвердить данными таблицы 1. Наибольший удельный вес в общей сумме расходов в 2013 и 2014 гг. занимала, безусловно, социальная политика. Принимать какие-либо меры по оптимизации расходов в данной сфере очень сложно, поскольку это расходы, связанные с пенсионным обеспечением, социальным обслуживанием населения, социальным обеспечением населения, охраной семьи и детства и многими другими расходами.

На втором месте расходы на образование, а именно дошкольное образование, общее образование, среднее профессиональное образование, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, молодёжная политика и оздоровление детей и другие вопросы в области образования.

Замыкают тройку расходы на здравоохранение:

·     стационарная медицинская помощь;

·     амбулаторная помощь;

·     медицинская помощь в дневных стационарах всех типов;

·     скорая медицинская помощь;

·     санаторно-оздоровительная помощь;

·     заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и её компонентов;

·     санитарно-эпидемиологическое благополучие;

·     другие вопросы в области здравоохранения.

Выделим основные направления по оптимизации расходов в сфере здравоохранения:

·     расширение сферы деятельности подведомственных учреждений за счёт внедрения сервисных услуг;

·    сдача в аренду неиспользуемого недвижимого имущества подведомственных государственных учреждений;

·     поэтапный перевод круглосуточных коек в койки дневного стационара на дому и койки сестринского ухода. В 2014 году в сравнении с 2013 годом число коек круглосуточного пребывания в целом уменьшилось на 310 коек;

·     замещение неотложной медицинской помощью вызовов скорой медицинской помощи, так как расходы на оказание неотложной медицинской помощи менее затратны, чем скорой медицинской помощи по укомплектованности бригад, оснащённости медицинским оборудованием автомобиля и перечню медикаментов. Замещение вызовов скорой медицинской помощи вызовами неотложной медицинской помощи в 2014 году составляет 11 % от общего объёма вызовов скорой медицинской помощи.

В сфере образования можно выделить следующие меры по оптимизации расходов областного бюджета:

·     развитие государственно-частного партнёрства в отрасли образования;

·    отмена социальных выплат, исходя из повышения оплаты труда работников бюджетных учреждений, как следствие, повышение уровня жизни указанных категорий населения (например, выплаты педагогическим работникам при выходе на пенсию);

·   реорганизация муниципальных общеобразовательных организаций путём создания одного юридического лица - школы с сетью филиалов;

·  реорганизация муниципальных дошкольных образовательных организаций: объединение в одно юридическое лицо на базе школы путём присоединения детских садов в форме дошкольных групп. Реорганизовано путём присоединения к общеобразовательным организациям 14 дошкольных образовательных организаций.

В области ЖКХ можно выделить следующие меры по оптимизации расходов бюджета Ульяновской области:

·     переход от оплаты ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг от стандарта стоимости ЖКУ к их фактическому потреблению. Средняя выплата определяется индивидуально для каждого льготника, исходя из потребленных конкретно им жилищно-коммунальных услуг (один раз в полгода размер ЕДВ на оплату ЖКУ корректируется по фактически начисленным за предшествующие 6 месяцев платежам по оплате ЖКУ);

·  установление нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

·   устранение имеющихся дисбалансов при регулировании тарифов, включая ликвидацию перекрестного субсидирования и доведение уровня оплаты коммунальных услуг населением до 100 процентов установленных экономически обоснованных тарифов [2].

Расходы областного бюджета Ульяновской области за девять месяцев 2015 года исполнены на 75,3 % от общего объема, а именно 33041,3 млн. руб.

Главный финансовый документ на предстоящий 2016 год будет по-прежнему носить социально ориентированный характер. Основные параметры областного бюджета на 2016 год прогнозируются в следующих объемах: доходы – 37 млрд. 15,8 млн. рублей, расходы 38 млрд. 664,7 млн. рублей, дефицит – 1 млрд. 648,9 млн. рублей [1].

Если говорить об оптимизационных мероприятиях без привязки к отдельным разделам расходов, то целесообразно выделить следующие перспективные направления:

1.  Эффективное внедрение принципа бюджетирования, ориентированного на результат.

2.  Аутсорсинг части функции органов власти Ульяновской области сторонним организациям на контрактной основе [5].

В сложных социально-экономических условиях, в которых сейчас формируются и исполняются бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ, одной из ключевых задач, на наш взгляд, является выработка и использование новых механизмов, направленных на оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов, а также на ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств и государственного (муниципального) имущества.

Правительством Ульяновской области уже на протяжении нескольких лет ведётся планомерная работа в этом направлении. Принимаются организационные и кадровые управленческие решения, а также нормативные правовые акты. Но, не смотря на всё это, необходимо с каждым годом усовершенствовать и вырабатывать новые мероприятия по оптимизации расходов бюджета.

 

Список литературы:
1. http: //ufo.ulntc.ru/ (Дата обращения 05.12.2015).
2. http: //ulgov.ru/ (Дата обращения 06.12.2015).
3. Закон Ульяновской области № 69-ЗО от 03.06.2014 «Об исполнении областного бюджета Ульяновской области за 2013 год».
4. Закон Ульяновской области № 55-ЗО от 03.06.2015 «Об исполнении областного бюджета Ульяновской области за 2014 год».
5. Белоусова С.В. Проблемы оценки результативности бюджетных расходов // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 6.