ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Секция: 11. Экономика
XXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
В процессе исполнения бюджета любого уровня происходит расходование бюджетных средств на решение определенных вопросов. Расходование бюджетных средств отражает экономическую политику региона, характеризует эффективность функционирования, как государства, так и региона.
Структура и динамика исполнения бюджета Ульяновской области по расходам за 2013–2014 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Структура и динамика исполнения бюджета Ульяновской области по расходам за 2013 и 2014 год [3; 4]
|
2013 год |
2014 год |
% % к 2013 году |
||
Млн. рублей |
Удельный вес в общей сумме расходов, % |
Млн. рублей |
Удельный вес в общей сумме расходов, % |
||
ВСЕГО |
38547,4 |
100,0 |
39703,7 |
100,0 |
103 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
Общегосударственные вопросы |
2042,6 |
5,3 |
2223,0 |
5,6 |
108,8 |
Национальная оборона |
38,5 |
0,1 |
39,7 |
0,1 |
103 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
462,6 |
1,2 |
476,4 |
1,2 |
103 |
Национальная экономика |
5396,6 |
14,0 |
4724,7 |
11,9 |
87,5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
308,4 |
0,8 |
357,3 |
0,9 |
115,9 |
Охрана окружающей среды |
0,4 |
0,0 |
0,38 |
0,0 |
95 |
Образование |
7786,6 |
20,2 |
9131,9 |
23,0 |
117,3 |
Культура, кинематография |
539,7 |
1,4 |
675,0 |
1,7 |
125,1 |
Здравоохранение |
7786,6 |
20,2 |
8099,6 |
20,4 |
104 |
Социальная политика |
9868,1 |
25,6 |
9608,3 |
24,2 |
97,4 |
Физическая культура и спорт |
501,1 |
1,3 |
833,8 |
2,1 |
166,4 |
Средства массовой информации |
192,7 |
0,5 |
198,5 |
0,5 |
103 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
539,7 |
1,4 |
675,0 |
1,7 |
125,1 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
3083,8 |
8,0 |
2660,2 |
6,7 |
86,3 |
Бюджет Ульяновской области является социально ориентированным. Это мы может подтвердить данными таблицы 1. Наибольший удельный вес в общей сумме расходов в 2013 и 2014 гг. занимала, безусловно, социальная политика. Принимать какие-либо меры по оптимизации расходов в данной сфере очень сложно, поскольку это расходы, связанные с пенсионным обеспечением, социальным обслуживанием населения, социальным обеспечением населения, охраной семьи и детства и многими другими расходами.
На втором месте расходы на образование, а именно дошкольное образование, общее образование, среднее профессиональное образование, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, молодёжная политика и оздоровление детей и другие вопросы в области образования.
Замыкают тройку расходы на здравоохранение:
· стационарная медицинская помощь;
· амбулаторная помощь;
· медицинская помощь в дневных стационарах всех типов;
· скорая медицинская помощь;
· санаторно-оздоровительная помощь;
· заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и её компонентов;
· санитарно-эпидемиологическое благополучие;
· другие вопросы в области здравоохранения.
Выделим основные направления по оптимизации расходов в сфере здравоохранения:
· расширение сферы деятельности подведомственных учреждений за счёт внедрения сервисных услуг;
· сдача в аренду неиспользуемого недвижимого имущества подведомственных государственных учреждений;
· поэтапный перевод круглосуточных коек в койки дневного стационара на дому и койки сестринского ухода. В 2014 году в сравнении с 2013 годом число коек круглосуточного пребывания в целом уменьшилось на 310 коек;
· замещение неотложной медицинской помощью вызовов скорой медицинской помощи, так как расходы на оказание неотложной медицинской помощи менее затратны, чем скорой медицинской помощи по укомплектованности бригад, оснащённости медицинским оборудованием автомобиля и перечню медикаментов. Замещение вызовов скорой медицинской помощи вызовами неотложной медицинской помощи в 2014 году составляет 11 % от общего объёма вызовов скорой медицинской помощи.
В сфере образования можно выделить следующие меры по оптимизации расходов областного бюджета:
· развитие государственно-частного партнёрства в отрасли образования;
· отмена социальных выплат, исходя из повышения оплаты труда работников бюджетных учреждений, как следствие, повышение уровня жизни указанных категорий населения (например, выплаты педагогическим работникам при выходе на пенсию);
· реорганизация муниципальных общеобразовательных организаций путём создания одного юридического лица - школы с сетью филиалов;
· реорганизация муниципальных дошкольных образовательных организаций: объединение в одно юридическое лицо на базе школы путём присоединения детских садов в форме дошкольных групп. Реорганизовано путём присоединения к общеобразовательным организациям 14 дошкольных образовательных организаций.
В области ЖКХ можно выделить следующие меры по оптимизации расходов бюджета Ульяновской области:
· переход от оплаты ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг от стандарта стоимости ЖКУ к их фактическому потреблению. Средняя выплата определяется индивидуально для каждого льготника, исходя из потребленных конкретно им жилищно-коммунальных услуг (один раз в полгода размер ЕДВ на оплату ЖКУ корректируется по фактически начисленным за предшествующие 6 месяцев платежам по оплате ЖКУ);
· установление нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
· устранение имеющихся дисбалансов при регулировании тарифов, включая ликвидацию перекрестного субсидирования и доведение уровня оплаты коммунальных услуг населением до 100 процентов установленных экономически обоснованных тарифов [2].
Расходы областного бюджета Ульяновской области за девять месяцев 2015 года исполнены на 75,3 % от общего объема, а именно 33041,3 млн. руб.
Главный финансовый документ на предстоящий 2016 год будет по-прежнему носить социально ориентированный характер. Основные параметры областного бюджета на 2016 год прогнозируются в следующих объемах: доходы – 37 млрд. 15,8 млн. рублей, расходы 38 млрд. 664,7 млн. рублей, дефицит – 1 млрд. 648,9 млн. рублей [1].
Если говорить об оптимизационных мероприятиях без привязки к отдельным разделам расходов, то целесообразно выделить следующие перспективные направления:
1. Эффективное внедрение принципа бюджетирования, ориентированного на результат.
2. Аутсорсинг части функции органов власти Ульяновской области сторонним организациям на контрактной основе [5].
В сложных социально-экономических условиях, в которых сейчас формируются и исполняются бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ, одной из ключевых задач, на наш взгляд, является выработка и использование новых механизмов, направленных на оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов, а также на ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств и государственного (муниципального) имущества.
Правительством Ульяновской области уже на протяжении нескольких лет ведётся планомерная работа в этом направлении. Принимаются организационные и кадровые управленческие решения, а также нормативные правовые акты. Но, не смотря на всё это, необходимо с каждым годом усовершенствовать и вырабатывать новые мероприятия по оптимизации расходов бюджета.