Статья:

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: СУЩНОСТЬ, УЧАСТНИКИ, ЭТАПЫ

Конференция: XXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Ключникова Е.С. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: СУЩНОСТЬ, УЧАСТНИКИ, ЭТАПЫ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10 (29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(29).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 70 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: СУЩНОСТЬ, УЧАСТНИКИ, ЭТАПЫ

Ключникова Елена Сергеевна
студент, Экономико-математический факультет, УлГТУ, РФ, г. Ульяновск
Бабкина Елена Викторовна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц., Экономико-математический факультет, УлГТУ, РФ, г. Ульяновск

 

Бюджетный процесс – это комплекс мероприятий исполнительных и представительных органов власти по разрабатыванию и использованию финансово-бюджетной политики и координированию бюджетной системы.

Другими словами, бюджетный процесс – это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета. Государственный бюджет является самым важным финансовым документом страны, в котором определяются потребности, удовлетворяющие за счет средств государственной казны, а также источники и размеры прогнозируемых поступлений в стране.

Под бюджетным периодом понимается время, в течение которого протекает бюджетный процесс. Как правило, бюджетный период длится три с половиной года. Очень часто путают понятия «Бюджетный период» и «Финансовый год». Эти понятия очень важны для бюджетного процесса. Под финансовым годом подразумевается календарный год (с 1 числа первого месяца текущего года по 31 число последнего месяца текущего года).

Согласно статье 152 Бюджетного Кодекса РФ, участниками бюджетного процесса считаются: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти; Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители бюджетных средств; главные администраторы доходов бюджета; главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.

Так же существует и другая классификация участников бюджета, более упрощенная, в нее входят: Президент Российской Федерации, представительные органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти, Банк России (он же Центральный банк Российской Федерации), главный распорядитель бюджетных средств, распорядитель бюджетных средств, бюджетополучатель (или бюджетное учреждение) и контрольно-счетные органы Российской Федерации.

Представительные органы государственной власти анализируют и принимают проекты бюджетов, а в дальнейшем осуществляют контроль исполнения бюджетов.

Исполнительные органы государственной власти составляют бюджет, передают проект представительным органам власти и представительным органам местного самоуправления с обязательным пакетом документов и материалами.

Центральный банк Российской Федерации вместе с Правительством Российской Федерации формирует и передает Государственной Думе основные направления денежно-кредитной политики государства, так же обслуживает счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных средств – это орган исполнительной власти, который первый получает бюджетные средства, обладает правом рассредоточивать их между распорядителями и получателями. Он подготавливает роспись доходов и расходов распорядителей бюджетных средств и получателей, одобряет им сметы доходов и расходов, производит контроль рационального использования бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств – это орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который имеет полномочия распределять бюджетные средства получателями.

Бюджетополучатель – это бюджетное учреждение или организация, у которой есть право получать бюджетные средства, согласно бюджетной росписи на соответственный год.

Контрольно-счётные органы реализовывают контроль исполнения бюджета, а также проводят проверку отчетов об использовании бюджетов и внебюджетных фондов. Представителями контрольно-счетных органов являются: Счётная палата Российской Федерации, контрольно-счётные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

У бюджетного процесса есть 4 хронологических стадии, такие как: создание проекта бюджета, разбор и утверждение, исполнение бюджета, составление отчета об исполнении бюджета.

Создание проекта бюджета – будущий проект бюджета начинается за 18 месяцев до начала финансового года и выстраивается на основе прогноза социально-экономического развития. Проект бюджета составляется и утверждается сроком на 3 года – очередной финансовый и плановый период.

Рассмотрение бюджета начинается за полгода до его принятия. В закон (решение) о бюджете должны включаться основные параметры бюджета: общий объём доходов, расходов бюджета, дефицит или же профицит бюджета и другие показатели. Для того, чтобы утвердить бюджет предполагается три чтения.

Сам процесс утверждения бюджета начинается с парламентских слушаний, на которых изучаются бюджетные послания.

Первое чтение – это первая стадия обсуждения законопроекта на заседании нижней палаты. На этом этапе выносится на рассмотрение общая концепция законопроекта, его основные принципы, проводится анализ его соответствия конституции. По результатам первого чтения проект может быть передан в профильный комитет, который готовит его ко второму чтению.

В России первое чтение начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада ответственного комитета Государственной Думы. При обзоре законопроектов, требующих расходов из федерального бюджета, заслушивается также заключение правительства. По результатам первого чтения Государственная дума может согласовать законопроект, продолжив работу над ним, отклонить законопроект, провести закон или провести решение о вынесении законопроекта на всенародное обсуждение. При принятии законопроекта следующие этапы рассмотрения не нужны.

Второе чтение состоит из работы с предложенными поправками и голосовании по отдельным из них. В итоге второго чтения законопроект бюджета может быть принят или отклонен.

Третье чтение представляет процедуру завершающего принятия законопроекта как закона. Изменения на этой стадии уже не обсуждаются. В Российской Федерации по требованию большей части депутатов может быть произведен возврат законопроекта к стадии чтения.

После прохождения законопроектом всех трех чтений, он направляется на утверждение Советом Федераций, далее Президент Российской Федерации подписывает законопроект о принятие бюджета, и данный документ вступает в силу.

В Российской Федерации принято казначейское исполнение бюджетов. Органы исполнительной власти обеспечивают исполнение бюджетов, координирование счетов бюджетов и бюджетных средств. Осуществление бюджетов всех уровней происходит на основе бюджетной росписи, которая создается главным распорядителем по распорядителям и получателям бюджетных средств.

Общая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

Бюджетный учет – это упорядоченная система получения, регистрации и подытоживания информации в денежном эквиваленте о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также о действиях, вносящих изменения в указанные активы и обязательства.

 

Список литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.11.2015) часть 3.
2. Иванец Г.И., Калининский И.В., Червонюк В.И. Чтение законопроекта // Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. проф. В.И. Червонюка. – М.: Юридическая литература, 2002. – С. 499. – 432 с.
3. Литовских А.М. Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие / А.М. Литовских, И.К. Шевченко. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
4. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» / Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703 с.
5. Финансы и кредит: учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям (в вопросах и ответах) / сост. А.Н. Казанская – Таганрог: ЮФУ, 2007.