Статья:

ЦЕНТР ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Конференция: XXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 8. Менеджмент

Выходные данные
Симаков А.Н. ЦЕНТР ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10 (29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(29).pdf (дата обращения: 21.10.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦЕНТР ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Симаков Анатолий Николаевич
студент кафедры истории и философии науки и техники Томского Политехнического университета, РФ, г. Томск
Ардашкин Игорь Борисович
научный руководитель, д-р филос. наук кафедры истории и философии науки и техники Томского Политехнического университета, РФ, г. Томск
Панькова Наталья Михайловна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры истории и философии науки и техники Томского Политехнического университета, РФ, г. Томск

 

Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» выступает методологически исходным положением при исследовании всего комплекса проблем, связанных с реализацией конституционных гарантий прав человека в российском обществе. Права и свободы являются ценностно-нормативным основанием функционирования государства и общества [2].

В ежегодном обращении к Федеральному собранию Президент РФ В.В. Путин обратил внимание на ещё один значимый показательный факт. В 2014 году в глобальном рейтинге здравоохранения Россия впервые признана благополучной страной. Благополучными признаются государства, в которых средняя продолжительность жизни граждан превышает 70 лет. На данный момент этот показатель в России превысил 71 год. Президент отметил, что у нас есть все основания уже в ближайшей перспективе увеличить среднюю продолжительность жизни до 74 лет и добиться новой качественной динамики в снижении смертности [4]. В связи с этим 2015 год был объявлен Национальным годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, которые являются основной причиной смертности сегодня, объединив для решения этой проблемы усилия медицинских работников, представителей культуры, образования, средств массовой информации, общественных и спортивных организаций [2].

Если средняя продолжительность жизни возрастет, увеличатся издержки государства, связанные со старением населения. Для устранения негативных финансовых последствий долгожительства необходимо решать проблему увеличения пенсионного возраста, увеличения взносов в пенсионные фонды, сокращения размеров выплат и социальных гарантий. Представленные меры являются не только не популярными для правительства любого государства, в том числе и для России, но и не соответствуют Конституции РФ, в которой указано, что Россия – социальное государство [2], т. е. направлено на достижение каждым гражданином достойного уровня жизни в соответствии с принципом социальной справедливости [3]. В этом контексте возникает вопрос: как можно организовать жизнедеятельность пожилых граждан Российской Федерации в соответствии с принципами активного долголетия? Для решения данной проблемы необходимо представить новые возможности для пожилых людей, обозначаемые понятием «активное долголетие». Активное долголетие предполагает участие человека в жизни общества. В качестве основных видов социальной активности можно выделить трудовую, досуговую и семейно-бытовую активность. Помимо социологической составляющей, социальная активность предполагает эмоциональную реакцию человека на реализуемую деятельность, а также безопасные условия жизни [1; 3].

В современной России во многих крупных городах существуют службы социальной поддержки в виде экстренной психологической помощи по телефону, так называемые «телефон доверия». Эти службы имеют цель оказания неотложной помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Но кроме психологической помощи человеку требуются часто и условия создания личной безопасности, особенно это касается пожилых людей.

В последнее время все чаще на самом высоком уровне идет обсуждение того, что больше внимания следует уделять безопасности России и ее граждан. Целесообразным представляется новый подход к социальной политике в отношении условий жизни и безопасности пожилых людей. Одной из форм обеспечения безопасности людей старшего поколения в системе социальной поддержки незащищенных слоев населения является создание Центров Диспетчерской Службы (ЦДС) социальной поддержки.

В своей деятельности ЦДС руководствуется нормативными актами правительства и федеральных органов исполнительной власти. Работа службы организуется на основе принципов единоначалия в решении вопросов служебной деятельности, персональной ответственности каждого работника на соответствующем участке работы. Делопроизводство организуется и осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Центры диспетчерской службы социальной поддержки пожилых людей позволят выявить наиболее острые проблемы и создать условия для их решения этой категории россиян. С помощью ЦДС появляется реальная возможность решения жизненно важных вопросов в системе безопасности пожилых людей.

Эта структура обслуживания населения потребует:

a)  высокотехнологичное оборудование с использованием беспроводного дистанционного управления;

b)  квалифицированные кадры, имеющие специальную профессиональную подготовку;

c)   специализированный автотранспорт.

В 1963 году Всемирной организацией здравоохранения была принята следующая классификация возрастной структуры населения: 60–74 года – пожилые люди, 75–89 лет – старые люди, старше 90 лет – долгожители. В рамках статистической практики принято выделять три возрастные группы: лица моложе трудоспособного возраста, лица трудоспособного возраста, лица старше трудоспособного возраста [3, с. 30].

В результате проведенного опроса населения, относящегося к категории пожилых людей, авторы получили представление о наиболее острых проблемах людей старшего поколения. Были отмечено, что среди людей старшего поколения (70 лет и старше) около 70 % имеют серьезные проблемы с опорно-двигательным аппаратом, а также сопутствующие заболевания, присущие этому возрасту, вследствие чего пожилым людям сложно обслуживать себя самостоятельно в быту без посторонней помощи.

ЦДС мог бы стать для пожилых людей, нуждающихся в помощи, связующим звеном и осуществлять координацию действий разных служб жизнеобеспечения, ориентированных на оказание такого рода услуг населению, в режиме круглосуточного обслуживания в домашних условиях. Особенно в такой поддержке нуждаются одинокие пожилые люди, не имеющие возможности обратиться за помощью к близким [5; 6].

ЦДС должен быть создан на базе департамента социальной работы и призван решать ряд важных социальных задач:

a)  организационная (для решение бытовых, медицинских, юридических и пр. задач);

b)  информационная (для проведения профилактических мероприятий);

c)   контролирующая (проверка качества социальных услуг, предоставляемых социальными службами);

d)  обеспечение мер безопасности (осуществление взаимодействия со службами жизнеобеспечения, МЧС, полиции, защита от мошенников, предупреждение насилия от родственников).

Для решения поставленных перед ЦДС необходимо техническое оснащение центра современным оборудованием – системой видеонаблюдения, радиосвязью и наличием тревожной кнопки для экстренного вызова дежурного оператора, что позволит своевременно решать возникающие проблемы, а также разгрузить медицинские службы скорой помощи.

Проблема, затронутая в работе, имеет глобальный характер, и актуальна не только для нашего региона, но и для всей страны.

 

Список литературы:
1. Гиниятова Е.В., Панькова Н.М. Актуализация концепции непрерывного образования в современном социокультурном пространстве // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ] – 2013. – Т. 323, № 6. – С. 292–295.
2. Конституция Российской Федерации (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.). – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:  http://base.garant.ru/10103000/1/#block_5555 (Дата обращения: 21.11.2015). 
3. Макиенко М.А. Проблемы и перспективы сохранения качества жизни пожилых людей в Российской Федерации // Вестник науки Сибири. – 2015. – № 1 (16). – C. 29–40. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:  http://sjs.tpu.ru/journal/article/view/1270. (Дата обращения: 18.11.2015). 
4. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 2014 г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:  http://kremlin.ru/events/president/news/47173 (Дата обращения: 25.11.2015).
5. Сырямкина Е.В. Справедливость как индикатор устройства хорошего общества: путь от теории к практическому воплощению // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – № 4-1. – C. 204–208.
6. Тюкульмина О.И. Проблема экологических рисков современной цивилизации в рамках концепции «Общества всеобщего риска» // Известия Томского политехнического университета – [Известия ТПУ]. – 2008. – Т. 313. – № 6. – С. 141–145.