Статья:

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА

Конференция: XXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 5. Философия

Выходные данные
Артюшина А.И. ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(25). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(25).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА

Артюшина Анастасия Игоревна
студент 1 курса Оренбургского государственного аграрного университета, РФ, г. Оренбург
Безрукова Людмила Ивановна
научный руководитель, преподаватель Оренбургского государственного аграрного университета, РФ, г. Оренбург

 

Картина мира — это совокупность взаимосвязанных и систематизированных представлений о мире, Вселенной, о месте человека в этом мире, о его творческих и познавательных способностях. Картина мира меняется в ходе его развития. Современную картину мира принято считать научной, так как она отражает соответствующее представление о реальности, которое сформировалось в ходе экспериментальных и теоретических исследований, а также было обоснованно и подтверждено. В соответствии с тем, какая форма постижения и восприятия является преобладающей различают, философскую, религиозную и научную картины мира. Альберт Эйнштейн писал: «Человек стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира для того, чтобы в ней обрести покой и уверенность» [7, с. 75]. На самом деле у каждого человека свои взгляды на вещи, события и то, что у одного человека хорошо, у другого это может быть просто неприемлемо. Людвиг Витгенштейн писал, что «мир вокруг нас — это совокупность фактов, а не вещей и определяется он исключительно фактами» [1, c. 56]. Так как человеческое сознание создаёт для себя образы фактов, представляющие особую модель действительности, а она, в свою очередь воспроизводит структуру действия в целом. Мартин Хайдеггер, развивая свою фундаментальную онтологию, отмечал, что «картина мира — обозначение сущего в целом». Картина мира, для немецкого философа, это сущностно понятое представление мира. Наше представление формируется из мелких, но очень значимых фактов и, если собрать их вместе, то мы получим целостное представление.

Картину мира можно рассматривать как его модель, но не любая модель является картиной, обязательно нужно наличие субъекта — человека. Она не имеет четких границ, аморфна и с каждым новым представлением, она расширяется, заполняя пустые пространства-лакуны. Картина мира — сложноструктурированная целость, содержащая 3 компонента, которые взаимосвязаны между собой, первоначальным является мировоззрение, за ним следует мировосприятие, заключающееся в различиях наглядных образов культуры и на основе его формируется мироощущение, представленное индивидуальным отражением действительности у отдельного взятого человека о научной организации действительности

Через эти 3 составляющих выражается поведение каждого человека. Мировосприятие — это особое восприятие человеком наглядных образов культуры (чувственно-образная часть). Мировоззрение — это совокупность оценок и взглядов которые определяют общее видение мира (концептуальная часть). Мироощущение — это отношение человека к окружающей действительности, выраженное в тех или иных настроениях или ощущения себя в этом мире. В одном из определений было употреблено словосочетание концептуальная часть. Что же это такое? И что она в себя включает? Концепт — представление, но каждый человек вкладывает свои ассоциации в то или иное явление. Н.Д. Арутюнова говорила, что это национальная традиция, фольклор, религия, идеология, жизненный опыт, образы искусства и ощущения. Анна Вежбицкая: «Концепт — это объект из мира «идеальное», имеющий имя и отражающий определённые культурные обусловленные представления человека в мире «действительность» [5, c. 86]. Совокупность концептов образуют концептосферу. Д.С. Лихачёв пишет: «Концептосфера народа шире семантической сферы, представленной значениями слов языка. Чем богаче культура нации, фольклор, литература, наука, изобразительное искусство, исторический опыт, религия, тем богаче концептосфера народа» [3, c. 5].

Лео Вайсгербер считал, что язык представляет картину мира и передаёт её всем членам общества, являясь таким образом идеоэтническим инструментом, подчеркивал связь языка и менталитета. И освободиться от языковой картины мира никто не может, даже, если прожить 10 лет в другой стране, всё равно не удастся постигнуть их картину мира, потому что изначально другой менталитет, другая история, другое мировоззрение, мировосприятие, мироощущение.

Вайсберг отмечает двоякую природу языковой картины мира: с одной стороны, она принадлежит системе сознания, с другой — системе языка. Языковая картина мира создаётся номинативными средствами языка — фразеология, лексика; функциональными средствами языка; образными средствами языка; дискурсивными средствами — стратегия текстопостроения, аргументации. Рассмотрим Языковую картину мира по Лео Вайсгерберу. Подчеркивая связь языка и менталитета он отмечал, что посредством языка, который является идеоэтническим инструментом, картина мира передаётся всем членам общества. Языковая картина мира осуществляет познавательную и практическую деятельность, она есть энергия, которая воздействует на сознание. Вайсберг определяет языковую картину мира как сумму всех зафиксированных в языке представлений народа о действительности. В единицах языка — в словах, словосочетаниях, предложениях заложена информация о мире, окрашенная национальной спецификой. Особенностями языковой картины мира по Вайсбергу являются: структурированность и многоуровневость; изменчивость во времени, существование в самосознании языковой общности; формирование представлений через язык как «промежуточный мир»; общекультурное достояние.

Говоря о языковой картине мира, нельзя не упомянуть о таком лингвисте как В. фон Гумбольдт, который один из первых обратил внимание на национальное содержание языка и мышления, отмечая, что «различные языки являются для нации органами их оригинального мышления и восприятия». Он отмечает, что на формирование системы ценностей и системы понятий большое влияние оказывает именно язык. Общими для всех языков считаются его функции, способы образования понятий с помощью языка. В основе различий лежит своеобразие духовного облика народов — носителей языков, но главное несходство языков между собой состоит в форме самого языка, «в способах выражения мыслей и чувств». Гумбольдт исследует язык как «промежуточный мир» между мышлением и реальностью, помимо этого, философ считает, что язык укрепляет нациoнальнoe миропонимание. В. фон Гумбольдт акцентирует разность между мнениями «промежуточный мир» и «картина мира». «Промежуточный мир» — это статичный продукт языковой деятельности, устанавливающий восприятие реальности человеком. Единицей его считается «духовный объект» — понятие. Картина мира у него — это подвижная, динамичная сущность, так как основывается она из языковых вмешательств в реальность. Единицей ее считается речевой акт. Подводя итог, в формировании двух понятий, большая роль принадлежит языку: образуя мысль, он играет огромную роль в становлении личности, а также формирует систему понятий и присваивает накопленный поколениями опыт.

В трудах Л. Витгенштейна, язык рассматривается как деятельность. По его мнению, мышление является деятельностью со знаками, а, следовательно, носит не только речевой характер. Л. Витгенштейн выдвигает следующее положение: знак живет, благодаря его употреблению. При этом «значение, которое присуще словам, не является продуктом нашего мышления» [1, c. 42]. Значение знака определяется его применением правилами языка, деятельностью, а также ситуацией и её контекстом. Важным вопросом для Л. Витгенштейна является соотношение грамматического строя языка, структуры отображаемой ситуации и структуры мышления. Предложение, как модель действительности, копирует её структуру собственной логико-синтаксической формой. Можно сделать следующий вывод, в какой мере человек владеет языком — в такой степени он знает мир. Языковая единица представляет собой понятие, но никак не некое лингвистическое значение, именно поэтому Л. Витгенштейн не разграничивает картину мира и языковую картину мира в целом.

Каждый язык формирует свою языковую картину мира, в соответствии с которой формируется содержание высказывания. Это один из важнейших способов формирования знаний человека о мире. Языковая картина мира представлена в виде системы образов, которые заключают в себе окружающую действительность. На её формирование оказывают влияние традиции, природа, воспитание, образование и многое другое. Языковая картина мира — это воспроизведение в языке при помощи языковых средств и явлений окружающей действительности. Двойственность языковой картины мира заключается в том, что с одной стороны картина мира отличается от научной, а с другой, каждый язык рисует свою собственную картину мира, изображая её иначе, чем другие языковые системы.

Меняются наши представления о мире, языке, мышлении. В связи с этим мы должны отказываться от стереотипов, навязываемых нам СМИ, необходимо познавать мир с энтузиазмом и здравым смыслом, нельзя делать поспешных выводов, не узнав всю сущность изучаемого объекта. Особую роль здесь играет языковая картина мира, которая формирует отношение человека к миру и задает определенные нормы поведения. Наше миропонимание зачастую находится в плену языковой картины мира, при этом, каждый конкретный язык заключает в себе национальную и самобытную систему, которые также определяют мировоззрение носителей данного языка и формируют их языковую картину мира.

 

Список литературы:

  1. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. — М., 1994. —452 с.
  2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. — М.: Канон, 1995. — 352 с. — (Исто­рия социологии в памятниках).
  3. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия РАН-СЛЯ. — № 1. — 1993 — С. 3—9.
  4. Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / отв. ред Б.А. Серебренников. — М.: Наука, 1988. С. 8—69.
  5. Фрумкина Р.М. Концепт, категория, прототип // Лингвистическая и экстралингвистическая семантика. — М., 1992.
  6. Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие: Статьи и выступления. — М., 1993. C. 41—63.
  7. Эйнштейн А. Мотивы научного исследования / Собрание научных трудов в 4-х томах, Том 4, 1967 г., «Наука», С. 39—41.
  8. Яковлева М.Н., Сергеев Д.И. Картина мира как исходный пункт формирования «герменевтической потребности» // Культурологические исследования 05: Сб. научн. тр. — СПб.: Астерион, 2005. —С. 270-274.