Статья:

ПРОБЛЕМА ОСОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ КОНЕЧНОСТИ БЫТИЯ В НОВЕЛЛЕ Ж.-П. САРТРА «СТЕНА»

Конференция: XXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 5. Философия

Выходные данные
Шайко Д.И. ПРОБЛЕМА ОСОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ КОНЕЧНОСТИ БЫТИЯ В НОВЕЛЛЕ Ж.-П. САРТРА «СТЕНА» // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(25). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(25).pdf (дата обращения: 15.06.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 13 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ОСОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ КОНЕЧНОСТИ БЫТИЯ В НОВЕЛЛЕ Ж.-П. САРТРА «СТЕНА»

Шайко Денис Игоревич
студент НИУ-ВШЭ, РФ, г. Москва
Парамонов Андрей Альбертович
научный руководитель, доц. НИУ-ВШЭ, РФ, г. Москва

 

В новелле Жана-Поля Сартра «Стена», написанной в 1939 году, писатель раскрывает, одну из таких вечных проблем, которая волновала и будет волновать человечество вне зависимости от времени: проблема осознания человеком конечности бытия перед лицом смерти. Исторической основой данной новеллы является Гражданская война в Испании между республиканцами и анархистами в конце 30-х годов XX века. Мне кажется, основной причиной выбора данного места действия является то, что именно на войне, как нигде, человек сталкивается лицом к лицу с пониманием неизбежности смерти.

Автор демонстрирует героев в ситуации полной определенности, когда их судьбы, находясь в руках других людей, предначертаны и независимы от их воли. Сами герои четко осознают собственную участь и ничего не могут с эти поделать, кроме как вдаваться в размышления. Стена в романе символизирует некий предел, грань человеческого сознания, состояния души, что есть отличительной чертой традиционного экзистенциализма, одним из наиболее значимых представителей которого и был Жан-Поль Сартр. Неудивительно, что автор рассматривает именно эту проблему, ведь как раз в это время началось развитие такого особого философского, ранее упомянутого, течения — экзистенциализма, которое напрямую связано с осознанием конечности бытия. Ведь именно это философское направление акцентирует свое внимание на уникальности бытия человека, провозглашая его иррациональным, т. е. не способным понять все с помощь одного лишь разума. Именно с этим мы встречаемся в новелле, когда главный герой, Пабло Ибиетта, рассуждает о смерти: «не хотелось думать о смерти. Все равно ее нельзя было соотнести ни с чем, а слова были пусты и ничего не значили» [1, с. 230].

С первых строк новеллы мы видим, как трое республиканцев попадают в плен. Дальнейшее действие проходит в стенах подвала, где они проживают последние часы в своей жизни, в ожидании неминуемой смерти, а именно расстрела, который состоится на рассвете. Я полагаю, что подвал в данном произведении является ничем иным, как началом конца, некой точкой отсчета, символизирующей конец привычного для героев мира. Ведь именно непосредственная близость смерти стала причиной раздумий о конечности бытия. Мы видим, насколько уязвимы герои перед лицом смерти: «…всю эту ночь мы будем думать об одном и том же, вместе дрожать и вместе истекать потом» [1, с. 229]. Проникающий через отдушины свет ночного неба, который, казалось бы, должен пробуждать в главном герое чувство свободы, больше не вызывает у Пабло подобных эмоций, а, напротив, побуждает избавиться от всех иллюзий обрести свободу, заглянув в самые сокровенные части собственного сознания. Тем не менее, как бы того не хотел Пабло, неотвратимость собственной смерти заставляет его задуматься о своей жизни и о том, что будет дальше. Три героя символизируют собой 3 отличающихся друг от друга отношений к смерти: юное, всеми силами пытающееся предотвратить ее (Хуан); приземленное, обыденное (Том); мыслящее, активное, стремящееся к истине (Пабло). Так или иначе каждый их героев подвержен страху. Страх перед близким концом Ж.-П. Сартр описывает с помощь своего рода градации, начиная с внешних изменений героев, менее значимых, и только затем психологических, как апогея жизненного упадка, когда главному герою приходит осознание того, что жизнь была обречена с самого начала. При этом окружающая действительность меняет привычный облик, расплываясь буквально у героях на глазах. Вещи становятся отдаленными, живущими своей жизнью. Его уже не волнуют такие чувства, как любовь, преданность, хотя он и не выдает Рамона Гриса, но лишь только потому что считает, что так или иначе все люди смертны и в любом случае все мы умрем. Таким образом, мы видим, что именно осознание близости смерти, дало толчок в преображении главного героя как физическом, так и психологическом плане. Жизнь лишается смысла, оставляя место для юмора и бесстрашия.

Так же в своем произведении Ж.-П. Сартр поднимает не менее актуальную проблему одиночества, причиной которого стали такие факторы, как осознание близкого конца, спокойствие, умиротворенность, ограниченность свободы Пабло. Попав в безвыходную ситуацию и осознав это, он самопроизвольно ограничивается от всего связывающего его с обществом, былые связи нивелируются. Главный герой испытывает неприязнь к заключенным, они чужды ему. Любимая девушка стала для него лишь абстрактным образом, не способным унять его безразличие: «если бы она взглянула на меня теперь, ее взгляд остался бы при ней, до меня он бы просто не дошел. Я был одинок» [1, с. 232]. Он остался один на один с наступающей ему на пятки смертью. Пабло четко осознавал, что его ждет и что никто, кроме него самого не способен его понять. Ведь что, как не понимание внутреннего мира человека, его переживаний, эмоций, предпочтений является предпосылкой для состояния полной отчужденности, одиночества? Именно это, я считаю, и стало главной причиной подобного мироощущения героя.

Так же наряду с вышеуказанными проблемами, Ж.-П. Сартр обращается к не менее важной проблеме лжи. В конце новеллы автор описывает, как Пабло, не видящий смысла больше жить, намеренно пытается пошутить над своими мучителями, которые предложили ему жизнь взамен на выдачу его приятеля Рамона Гриса, и указывает кладбище, в качестве места укрытия. Сам тем временем спокойно ждет неминуемой казни. В итоге они действительно находят его там и убивают, а Пабло выходит на свободу. Таким образом, соврав, Пабло лишь усугубил дело, неосознанно предав друга и получив жизнь, в которой он больше не нуждался. Так в чем же проблема? Неужели в том, что Пабло соврал? Отголоски этой проблемы уходят своими корнями XVIII век в трудах такого известного философа, как Иммануил Кант. Он писал, что «правда — это священная, безусловно повелевающая и никаким внешним требованиям не ограничиваемая заповедь разума: во всех показаниях быть правдивым (честным) [4, с. 259]. Кант настаивает на том, что «ложь есть унижение и как бы уничтожение человеческого достоинства в себе» [3, с. 360]. Таким образом, по мнению Канта, вне зависимости от ситуации человек должен говорить правду. Так может в этом проблема нашего героя? Я поддерживаю точку зрения Канта, но мне кажется, что, прежде всего, человек должен исходить из своих нравственных убеждений, которые иногда идут в разрез с правдой. Наш герой как раз хотел пожертвовать своей жизнью ради другого человека, но кто бы мог подумать, что, солгав, он только усугубит ситуацию. Именно поэтому, я считаю, что и осуждать Пабло было бы глупо и неправильно. В итоге он выживает, но нужна ли ему такая жизнь, потерявшая всякий смысл? На этот вопрос автор не дает ответа и оставляет его открытым. Сам автор четко изложил свою позицию в другом, не менее известном, произведении «Тошнота»: «Жизнь приобретает смысл, если мы сами придаем его ей» [1, с. 138]. По его мнению, человек есть творцом своего будущего, и то, какое оно будет, зависит только от него самого.

Таким образом, на примере главных героев Ж.-П. Сартр показывает, насколько уязвим и беззащитен человек перед лицом неминуемой смерти. С четкостью описывая переживания и состояния героев, он дает нам целостную картину происходящего, демонстрируя полную осознанность героев в грядущем дне и их отношение к этому. В новелле «Стена» воплотился такой принцип экзистенциализма, как изображение человека в качестве совокупности его поступков и свободного выбора, т. е. человек существует лишь настолько, насколько сам себя проявляет. Сам автор писал: «Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает. Таков первый принцип экзистенциализма» [2]. Я считаю, что Ж.-П. Сартру прекрасно удалось изобразить человека на грани пропасти, где неизвестность того, что ждет за чертой — это и проклятье, и милосердие, оказанное человеку.

 

Список литературы:

  1. Жан-Поль Сартр. Тошнота: Роман; Стена: Новеллы [Книга] / перев. — Л.Г. Григорьян. — Москва: ООО «Издательство АСТ», 2000. — 399 с. — перевод с французского. — ISBN.
  2. Жан-Поль Сартр. Экзистенциализм — это гуманизм. — [Электронный ресурс]. — http://scepsis.net/library/id_545.html — (Дата обращения 10.12.2013).
  3. Иммануил Кант. Метафизика нравов в двух частях [Книга]. — Москва: Мысль, 1965. — Т. 4: С. 107—438.
  4. Иммануил Кант. Трактаты и письма «О мнимом праве лгать из человеколюбия» [Книга]. — Москва: Наука, 1980. — С. 232—237.