Статья:

ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Конференция: XXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 6. Этнография

Выходные данные
Кажыкай Е.Э. ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(25). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(25).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 35 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Кажыкай Елена Эртинеевна
магистрант Кемеровского государственного университета, РФ, г. Кемерово
Мартынова Татьяна Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., Кемеровского государственного университета, РФ, г. Кемерово

 

В современном мире огромная роль духовной культуры состоит в том, что, несмотря на коренные отличия в мировоззрении, традициях, обычаях различных народов, она является мощным объединительным фактором не только на межличностном уровне, но и в региональном, национальном, и мировом масштабах.

В настоящее время семья, жизнедеятельность которой определяется закономерностями развития общества, переживает противоречивое и сложное состояние, вызванное духовно-нравственными изломами в обществе, частичной утратой идеалов, переоценкой ценностей. Семья, имеющая ребенка-инвалида с нарушением слуха, находится в еще более сложной ситуации. Многочисленные проблемы социального, психологического, медицинского характера, не всегда правильное отношение окружающих к ребенку-инвалиду с нарушением слуха вызывают необходимость оказания активной социальной, психологической, педагогической помощи семье со стороны специалиста по социальной работе.

Семейный уклад жизни, школа, традиции воспитывают в подрастающем человеке моральные и социально-этнические нормы поведения. Значение культурного наследия в воспитании подрастающего поколения отмечали многие исследователи, такие как М.Я. Устинова, Ю.В. Бромлей, А.Л. Гайжутис и другие. Богатое содержание этнокультурных традиций, этнической педагогики и их применение в современной системе воспитания исследованы рядом ученых М.Б. Кенин-Лопсан, К.Б. Салчак, Т.Т. Мунзук, А.С. Шаалы и другими.

Этнокультурное воспитание — это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства [1]. Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи культурных ценностей, обычаев и традиций выступает неразрывной частью многомерного процесса становления личности ребенка с нарушением слуха. Использование обычаев и традиций в воспитании национального самосознания детей-инвалидов с нарушениями слуха, позволяет оказать влияние на их социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие. Этнокультурное воспитание также связано с передачей семейных национальных традиций, заповедей, запретов, обычаев, нормативных установок, религиозных представлений, ценностных ориентиров, норм поведения и мировоззренческих убеждений [1].

В современной Тыве доминирует национальная тувинская культура из-за определенной географической изолированности республики, которая отделена горными хребтами от других регионов Российской Федерации.

Традиционную духовную культуру составляют сложнейшие феномены мировидения и самоощущения народа, его коммуникационные и поведенческие модели, ценности, обычаи и обряды. Современное обращение к традиционной духовной культуре открывает новое видение перспектив не только для самого тувинского народа, но и для России в целом. Это и выработка ценностных ориентаций, и гармоничное жизнеустройство в природе, и исторический опыт гуманизма и толерантности [2].

Для тувинского этноса характерно восприятие мира, в котором органично переплетены единство человека и природы, этического и природного, морального и естественного. Коллективистское сознание, обусловленное суровостью края, является приоритетным, подавляя индивидуалистские тенденции. В традициях и обычаях тувинского народа закреплены морально-нравственные нормы, которые регламентируют поведение членов общества.

Без учета особенностей тувинских детей и подростков с нарушениями слуха, воспитанных в традициях коллективизма, уважительного отношения к взрослым, эмоциональной сдержанности, личной скромности, не позволяющей демонстрировать свои знания и умения, их поведение, с точки зрения современной психодиагностики, можно неправильно расценить и, прийти к ошибочному выводу, что дети избегают контактов и недостаточно общительны. Зная особенности поведения тувинских детей и подростков с нарушениями слуха, этикет тувинского этноса, специалисты в области психодиагностики не будут ожидать несвойственного для этих детей поведения.

Важнейшей задачей со стороны специалиста по социальной работе является помощь школе и поддержка семье в раскрытии и сохранении лучших человеческих качеств, подлинно народного, тувинского характера, таких как: трудолюбие, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к детям, больным, сиротам, гостеприимство, обожествление земли, терпение, скромность, доброжелательность, и другие. Семья и школа должны формировать личность ребенка-инвалида с нарушением слуха на основе социально-этнических особенностей тувинского народа.

Этнокультурное воспитание направлено на развитие этнокультурной компетентности детей-инвалидов с нарушениями слуха, на воспитание культуры межнационального общения, на способность выражать свое отношение к окружающему миру. Наиболее доступными для детей являются: народная игровая культура, камнерезное искусство тувинского народа, разные виды спорта, такие как национальная борьба хуреш, стрельба из лука, шахматы, а также предметно-практическая деятельность.

В ГБОУ Республики Тыва «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I вида для неслышащих детей города Кызыла» большое внимание отводится этнокультурному воспитанию школьников на уроках чтения, развития речи, познания мира, изобразительного искусства, предметно-практического обучения.

Предметно-практическая деятельность — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Разнообразие видов заданий обеспечивает разносторон­нюю и активную работу всех анализаторов. Основным механизмом включения учащихся в деятель­ность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), полусопряженной, самостоятельной [3].

Включение различных видов предметно-практической деятельности в учебный процесс значительно повышает его эффективность, способствует всестороннему развитию личности ребенка с нарушением слуха, формированию словесной речи неслышащих детей, обеспечивает развитие активности и самостоятельности.

Содержание уроков предметно-практического обучения состоит в усвоении житейских понятий, служащих фундаментом для обучения общеобразовательным предметам, в этнокультурном воспитании, в усвоении соответствующего словаря фразеологии и в совершенствовании навыков речевого общения, в развитии познавательных процессов неслышащих детей — памяти, восприятия, внимания, воображения и мышления, в формировании активности трудовых умений и навыков, инициативы, самостоятельности, творчества [3].

В процессе практической деятельности учащиеся знакомятся с обычаями и традициями тувинского народа, изготавливают различные предметы окружающего мира, их модели и изображения, создание которых предусматривает не только формирование практических ручных умений и навыков, а самое главное — общее и речевое развитие неслышащих учащихся, то есть создаются благоприятные условия для реализации основного принципа обучения языку — принципа коммуникации. Развитие речи ребенка-инвалида зависит от того, как сформирован процесс общения, помогающий ребенку целенаправленно познавать окружающий мир. Использование предметно-практической деятельности способствует планомерному развитию мышления детей-инвалидов с нарушениями слуха от предметно-практического обучения к языковому и через него к понятийному. Учебный процесс становится намного продуктивнее, происходит формирование речи как средства общения в связи с практической деятельностью.

Успешность решения задач этнокультурного воспитания детей-инвалидов с нарушениями слуха во многом зависит от воспитания в семье, где ребенка приучают к нормам поведения, включают в совместную коллективную деятельность, учат общению с окружающими, воспитывают правильное отношение к своему дефекту.

Таким образом, этнокультурные особенности воспитания детей-инвалидов с нарушениями слуха, их соблюдение — это значит воспитывать детей с самого раннего возраста, прежде всего честными, порядочными, скромными, трудолюбивыми, обходительными людьми, прививая ребенку с младенчества добрые качества, черты характера, нормы поведения в обществе.

Социальная помощь со стороны специалиста по социальной работе в возрождении родителями детей-инвалидов с нарушениями слуха в своих семьях священных традиций предков, передача их детям, связывая с современными условиями жизни, трансформируя под сегодняшний уклад быта, может способствовать сплочению семьи, несмотря на болезнь ребенка.

Социальная помощь в виде разработки целостной программы системы психолого-педагогического, социального сопровождения семьи, имеющей ребенка-инвалида с нарушением слуха, может способствовать необходимости, как для специалистов, так и для родителей, обращения к обычаям и традициям предков тувинцев, необходимости также трансформировать их под нынешний уклад жизни, оставляя главный их смысл.

Большинство из обычаев и традиций невозможно возродить и соблюдать в современной жизни в связи с местом жительства, современным образом жизни. Тем не менее, можно воспитывать детей с нарушениями слуха, учитывая аспекты воспитания этического, морального, трудового характера, перефразируя, трансформируя в соответствии с современными требованиями семейного воспитания.

 

Список литературы:

  1. Холостова Е.И. Семейное воспитание и социальная работа: Учебное пособие / Е.И. Холостова, Е.М. Черняк, Н.Н. Стрельникова — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. — 292 с.
  2. Донгак B.C. О состоянии и некоторых проблемах образования в Республике Тыва. // Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник. / Под ред. Ю.В. Попкова. Новосибирск: СО РАН, 2000. Вып. — З. — С. 196—200.
  3. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. С90 заведений / [И.Г. Багрова и др.]; под ред. Е.Г. Речицкой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 655 с. — (Коррекционная педагогика).