АВТОРСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОДПИСИ НА ЦИФРОВОЙ ФОТОГРАФИИ
Секция: 7. Маркетинг
XXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
АВТОРСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОДПИСИ НА ЦИФРОВОЙ ФОТОГРАФИИ
В сетевой индустрии маркетинговые правила распространяются очень медленно, авторство практически попадает в «множительный процесс». Например, фотография стала незаменимым визуальным феноменом авторской идентификации. Необходимо более внимательно относиться к авторской подписи на цифровой фотографии. В статье проведен исследовательский экскурс, составлено определение подписи на фотографии и доказана несостоятельность терминов, признанных её синонимами. Особое внимание уделено возможности составления подписи с помощью действующего логотипа.
Актуальность. Сегодня Интернет стал публичной ареной для демонстрации фотографами своего мастерства. Ежедневно появляется безмерное количество сайтов и публичных страниц, форумов. Все желающие, как специалисты, так и любители, размещают в них свои работы.
В результате масштабное распространение фотографий для авторов имеет не только положительные стороны, как, например, привлечение внимания к своим работам, но и отрицательные: многие из работ размещены другими пользователями Интернета на внешних сайтах, информация об авторе при этом теряется. В результате пользователь Интернета не связывает фотографию с её автором, и она не выполняет задачу персонификации автора.
Авторская подпись на фотографиях. Подпись стала важным элементом цифровой фотографии, однако она не имеет чётко сформулированного определения. Также в настоящее время практически нет методических указаний по созданию подписи. Те образцы подписей, что появляются, не отражают ни инновационного подхода, ни авторской идентификации, ни российской художественной гео-идентичности.
Теме оформления подписи на фотографии в подготовке фото-дизайнеров уделено мало внимания. Статьи об этом ограничены несколькими практическими советами или инструкциями по размещению подписи с помощью различных графических редакторов. Нет методических рекомендаций по созданию авторской подписи и её размещению на фотографии. В результате множество фотографов, не знакомых с основами дизайна, неосознанно портят свои фотографии неграмотно разработанными подписями и не достигают эффекта.
Если не откорректировать взаимодействие фотографии и графики, то российские фото-дизайнеры никогда не будут иметь свое лицо и узнаваемость.
Проблемные зоны риска. В связи с увеличением конкуренции мастеру-фотографу нужно иметь навык само-презентации и само-позиционирования: сообщить о себе как можно большей аудитории. Подпись на фотографии является важным инструментом для достижения такой цели фотографа, как узнавание. Подпись является связующим элементом между работой и её автором, «символом-проводником» для тех, кому понравилась фотография и кто хочет узнать о творчестве её создателя больше. Безграмотно выполненная подпись не привлечет внимания, она не запоминается также по причине нечитабельности текста, отсутствия персонального знака-логотипа.
Мы полагаем, что для студентов-дизайнеров, планирующих работать в этой области, необходимо включить практикум создания подписи на цифровой фотографии и исследовать особенности её разработки. Прежде всего, обратимся к накопленному опыту в смежных областях.
Согласно словарю С.И. Ожегова, подпись — это «надпись под чем-нибудь или собственноручно написанная фамилия» [8]. В отличие от слова «подпись», авторская подпись на фотографии в настоящее время не только не имеет чёткого определения, но даже имеет несколько вольных названий. Поэтому следует найти определение подписи на фотографии, внести в квалификационную терминологию и исключить аморфность понятий, начиная со студенческой скамьи.
Дадим определение для подписи на фотографии через родовой признак (подпись) и её главный отличающий признак (специфика использования подписи):
Подпись на фотографии — это видимая надпись или знак, расположенная на цифровой фотографии и содержащая информацию об авторе или организации, для которой была сделана фотография.
Сегодня авторскую подпись на фотографии принято называть подписью, цифровым водяным знаком или копирайтом, однако два последних термина не имеют прямого отношения к подписи на фотографии. Рассмотрим их значения:
Цифровой водяной знак — технология, созданная для защиты авторских прав мультимедийных файлов [2, с. 80]. Методы этого направления настроены на встраивание информации, которую должно быть не заметно человеку. Также она должна быть устойчива к различным видам атак. Цель цифрового водяного знака заключается в отслеживании использования защищённого изображения с помощью специализированного программного обеспечения.
Предположим, что цифровой водяной знак является синонимом подписи на фотографии. Тогда цифровой водяной знак — это видимая надпись или знак, расположенная на цифровой фотографии и содержащая информацию об авторе или организации, для которой была сделана фотография. Однако особенность цифрового водяного знака заключается в его незаметности для человека. Подпись на фотографии визуально видима, следовательно, цифровой водяной знак не является синонимом подписи на фотографии. Рассмотрим следующий термин:
Копирайт — это знак охраны авторского права (англ. Copyright — copy копировать right право) — знак ©, указывающий, что данное произведение охраняется авторским правом. Знаком копирайта принято отмечать литературные, нотные, каллиграфические, цифровые аудио- и видео, и другие материалы. Однако отсутствие знака не означает, что произведение не защищено авторскими правами, так как авторское право появляется в момент создания произведения [6].
По собственному усмотрению часть мастеров-фотографов добавляет на свои фотографии знак копирайта, и хотя сейчас знак © всё реже встречается на фотографии, цифровое произведение, отмеченное именем автора на разговорном языке, называют копирайтом. Однако копирайт — это сам знак ©, следовательно, фотография без знака © — это фотография без копирайта. Значит, мы можем сделать вывод, что подпись на фотографии так называться не может.
Исходя из вышесказанного, мы делаем вывод, что ни копирайт, ни цифровой водяной знак не имеют прямого отношения к подписи на фотографии.
Значительно большее сходство с ней имеет факсимильная подпись. Факсимиле — это точное воспроизведение авторства рукописи, документа и других графических оригиналов [7]. Особенность факсимильной подписи заключается в том, что она дает возможность тиражирования подписи на документах, плакатах, что позволяет ускорить процесс.
Подпись на фотографии может быть сравнима с факсимильной, если её создавать в отдельном электронном файле и уже готовой применять к фотографиям. цифровая подпись, созданная в отдельном файле, может быть применима к фотографиям в массовом тираже. Таким образом, понятие факсимиле является наиболее приближенным к электронной подписи на фотографии.
Подпись на фотографии является элементом творчества дизайнера. Она должна быть органично вписана в пространство изображения и быть уникальной. Подпись может содержать не только имя и фамилию фотографа, но и псевдоним или собственный разработанный знак (автограф). Определим основные функции авторской подписи на фотографии:
- отличительная или ассоциативная, выделяющая фотографа на фоне других;
- защитная, которая охраняет изображение от недобросовестного использования;
- рекламная. Подпись вместе со стилем фотографии создаёт определённый образ автора, помогая целевой аудитории легко узнавать его работы.
- информационная и психологическая функция информирует человека о конкретном фотографе.
Эти же функции выполняет и логотип. Логотип — это оригинальное начертание полного или сокращённого наименования фирмы или продукции [3, с. 244]. Логотип является одним из важнейших элементов идентификации. Его задача состоит в обеспечении узнавания организации, выпускающей продукцию или предлагающей услуги. Логотип действует как подпись организации и является одним из основных элементов фирменного стиля компании. Как подпись на фотографии, он может быть элементом фирменного стиля персонального бренда фотографа.
Логотип является вектором передачи смысла, то есть знаком, который сам по себе ничего не значит, а отсылает к другому объекту [9, с. 30]. Его необходимо рассматривать не как обособленный, оторванный от рекламируемого объекта образ, но как непосредственную характеристику организации. Своей узнаваемостью и новизной он привлекает внимание потенциальных потребителей [4, с. 3].
Эти же особенности относятся к подписи на фотографии. Также подпись на фотографии выполняет большую часть задач, которые выполняет и логотип:
- сформировать индивидуальность и узнаваемость, чтобы зрителю было несложно опознать фотографа;
- облегчить запоминание фотографа;
- стимулировать желание узнать о фотографе больше.
Подписи подходит та же классификация, что для логотипа. Она, как и логотип классифицируются по наличию лингвистических или иконических элементов:
- подпись лингвистического типа состоит из знаков буквенно-цифрового характера. Подписи такого типа могут представлять полное имя или псевдоним, или принимать форму акронима (сокращение псевдонима, инициалы);
- подпись иконического типа (кратко икотип) состоит из картинки, которая может представлять собой рисованный объект, абстрактный символ:
- икотип-картинка — изображение имеет долю сходства с физическим объектом, относящимся к фотографу (изображение довольного клиента, инструмента и т. д.);
- икотип-диаграмма передаёт основную характеристику фотографии;
- икотип-метафора представляет элемент, который должен говорить о функции или каком-либо качестве самого фотографа.
- подпись смешанного типа появляется в результате соединения лингвистической и иконической подписи.
На наш взгляд, для подписи на фотографии действительно подходит такая же классификация, как и для логотипа.
Наличие общих функций, задач и типов между логотипом и подписью говорит о том, что последний можно разрабатывать, руководствуясь существующими правилами создания логотипов. При этом нужно учитывать специфику фотографии, на которой подпись будет расположена. Логотип относится к сфере дизайна, следовательно, изучение руководства по созданию авторской подписи должно быть в программе обучения дизайнеров-графиков.
Принципиально важно для фото-дизайнера важно создать неповторимый цифровой знак подписи. Но создание подписи на фотографии должно быть не хаотическим, а продуманным действием. Её автор не должен руководствоваться только собственным чувством стиля, которое является субъективным, а должен пользоваться накопленным опытом в различных областях. Использование только знаний компьютерных программ без содержательной основы не помогает решить поставленную задачу [5, с. 66].
Например, совершенно не освоена в обучении дизайнеров метафорическая образность цифровой подписи, пиктографические этнохудожественные приемы.
В заключение обобщим исследовательский результат статьи:
- выявлена аморфность понятий о цифровой подписи;
- выявлено отсутствие обучающих методик в системе подготовки графических дизайнеров;
- выявлено отсутствие синтезированных приемов создания авторской цифровой подписи в программах обучения графических дизайнеров.
Вывод: разработка методических рекомендаций по созданию авторской подписи является велением информационной глобальной сети, поглощающей персоналию автора цифровой фотографии.
Список литературы:
- Коваленко М.П. Внедрение цифровых водяных знаков в графические изображения на основе искусственных нейронных сетей и генетических алгоритмов. Автореферат дисс. к-та техн. н. — Серпухов, 2012. — 20 с.
- Конобеева Н.Н. Вопросы маркировки мультимедийных данных в обучении. Статья. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. № 13. 2012. — С. 80—82. ISSN 1998-994.
- Куприна Ю.П. Дизайн логотипа и его особенности. Статья. // Социальные и экономические явления и процессы. № 3. 2014. — С. 243—248. ISSN 1819-8813.
- Мазурина Т.А. Дизайн отечественного товарного знака: символика и стилистика. Автореферат дисс. к-та иск. — М., 2008. — 27 с.
- Ткалич С.К., Коновалова А.В. Функция информационной эстетики в контексте научно-исследовательской деятельности в магистратуре. Статья. // Вестник МГГУ имени М.А. Шолохова. 2013. № 4. — С. 66—72. ISSN 1992—6391
- Гаврилов Э.М. О знаке охраны и владельце авторского права. — [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.laws-portal.ru/library/author/about_copy.htm.
- Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. — [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. — [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.ozhegov.com/words/24422.shtml.
- Heilbrunn Benoît. Le logo /Heilbrunn Benoît — Press Universitaires de France, 2001. — 130 с.