Статья:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЗЕЙСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Конференция: XXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 8. Менеджмент

Выходные данные
Шибанова А.В. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЗЕЙСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(25). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(25).pdf (дата обращения: 11.08.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЗЕЙСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Шибанова Анастасия Витальевна
студент Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, РФ, г. Владивосток
Королева Эльвира Владимировна
научный руководитель, доц. кафедры государственного и муниципального управления и права ВГУЭС, РФ, г. Владивосток

 

Культура является фактором образования и организации жизни общества. Культурные ценности созданные самим обществом, затем же и определяют дальнейшее развитие этого общества. За последние годы кардинально изменился взгляд на сферу культуры, актуализировалось понимание ее важности и роли в формировании российской государственности, признание сферы культуры в качестве одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития.

В настоящее время относительно направлений дальнейшего развития российской государственной политики в области культуры активно ведутся дискуссии и споры. Существует большое количество мнений различных экспертов, представителей государственной власти и общественных деятелей. В современном обществе формируется принципиально новая система управления в сфере культуры.

В результате изучения имеющейся теоретической базы, исследования основных принципов и механизмов управления сферой культуры и анализа статистического материала динамики развития сферы культуры Зейского района обозначены основные приоритеты государственной культурной политики на федеральном, региональном уровнях и муниципальном уровне, сделан ряд научно-практических выводов и предложений, которые позволят повысить эффективность осуществления реформ механизма управления сферой культуры как на муниципальном, так и на региональном уровне. В большей степени внимание уделялось организации управления культурой на муниципальном уровне. На примере администрации Зейского района была проанализирована деятельность органов местного самоуправления по реализации государственной политики в сфере культуры.

В годы экономических и политических реформ и преобразований в обществе культурная жизнь функционировала под воздействием роста творческой инициативы граждан, потребителей и заказчиков культурных услуг, с одной стороны, и сокращением государственной поддержки, с другой стороны. Отсутствие транспортной инфраструктуры, отдаленность сёл от районного центра и в целом района от культурно-значимых очагов Амурской области, России, высокая стоимость оплаты проезда не позволяют творческим коллективам участвовать в региональных, всероссийских и международных фестивалях, смотрах и конкурсах. Социально-культурный облик библиотек во многом перестаёт соответствовать информационным запросам и культурным потребностям населения. Вопрос комплектования фондов на протяжении последних нескольких лет один из самых проблемных для всех библиотек района. Назрела необходимость в обеспечении сохранности историко-культурного наследия района — недвижимых памятников истории и культуры. Подавляющее количество учреждений культуры и искусства не могут приобрести необходимое оборудование, музыкальные инструменты без программной поддержки, оказываемой из средств районного бюджета [2].

Сеть учреждений культуры на 01.01.2014 года включала в себя 2 учреждения клубного типа (305 посадочных мест); 21 социально-культурный комплекс, в состав которых входит 26 учреждений клубного типа (2390 посадочных мест) и 25 библиотек; МОБУ ДОД «Музыкальная школа» Зейского района, МКУ «Сельская общедоступная библиотека» с. Овсянка, МКУК «Зейская межпоселенческая библиотека».

В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на повышение эффективности сферы культуры Зейского района, необходимости сохранения на территории Зейского района единого культурного пространства, консолидации мер по развитию физической культуры и спорта, молодёжной политики, реализации конституционных прав граждан района проведена реорганизация сферы «Культура» Зейского района, в том числе 19 поселений передали часть полномочий по решению вопросов местного значения на уровень муниципального района [2].

При анализе работы сельских учреждений культуры, которые ранее находились в ведении сельских администраций и сравнивая их работу при централизации, выявлено значительное повышение уровня оказываемых услуг населению в области культуры на местах.

Как показывает анализ, потенциал развития управления в области культуры связан со следующими основными тенденциями:

  • наличие многопрофильной сети учреждений культуры, многообразие видов культурных благ и, соответственно, возможностей для реализации жителями района своего творческого потенциала и удовлетворения потребностей в услугах культуры и интеллектуальном развитии.
  • накопленный культурно-исторический потенциал района в целом и отдельных проживающих на его территории народностей и этнических групп позволяет рассматривать его в качестве базы для формирования узнаваемого бренда района и в целом Амурской области;
  • проводимая в последний год реформа муниципальных учреждений изменила систему отношений между органами муниципальной власти и местного самоуправления с подведомственными учреждениями, нацелив на повышение эффективности работы муниципальных учреждений, расширения перечня предоставляемых ими платных услуг, разработку и реализацию ими собственных стратегий развития с целью повышения качества предоставляемых услуг и обеспечения финансовой устойчивости;
  • работа по информатизации отрасли, которая включает, в том числе перевод в электронную форму архивных документов, библиотечных фондов и каталогов, что позволит сделать их более доступными для населения, обеспечить их сохранность для будущих поколений. Также в рамках этого направления создаются Интернет-сайты учреждений культуры, которые должны стать эффективным средством информирования населения и продвижения услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями Зейского района;
  • разработка административных регламентов муниципальных функций и услуг в значительной степени упростила административные процедуры, обеспечила для населения прозрачность принятия решения по важным для жителей вопросам в сфере культуры и архивного дела. Вместе с тем, ситуация в сфере культуры характеризуется следующими негативными тенденциями, создающими препятствия для её дальнейшего развития.
  1. Сокращение посещаемости жителями Зейского района учреждений культуры. Эта тенденция может быть вызвана несколькими факторами, среди которых можно выделить, в частности, следующие:
  • повышение конкуренции со стороны телевидения, развлекательных учреждений, которая проявляется в том, что жители района предпочитают проводить свой досуг вне учреждений культуры;
  • снижение качества муниципальных услуг, предоставляемых учреждениями культуры района, в результате ухудшения их материально-технической базы, отсутствия современного технологического оборудования и других факторов, связанных с недостатком финансирования отрасли;
  • недостаток в составе предложения учреждений культуры современных видов услуг (например, интерактивных выставок, доступа к электронным библиотекам и т. п.);
  • увеличение расходов на подготовку и проведение мероприятий, а также расходов, связанных с гастрольной, рекламной деятельностью, при недостаточном финансировании и низкой платежеспособности населения не позволяет расширить производственную деятельность учреждений культуры, затрудняет выезд на гастроли за пределы района, области. Отсутствие транспортной инфраструктуры, отдаленность сёл от районного центра и в целом района от культурно-значимых очагов Амурской области, России, высокая стоимость оплаты проезда не позволяют творческим коллективам участвовать в региональных, всероссийских и международных фестивалях, смотрах и конкурсах.
  • недостаточно развитая система информирования учреждениями культуры населения о предлагаемых ими услугах, отсутствие продуманных информационных кампаний и кампаний по привлечению потребителей.
  1. Наличие рисков утраты объектов культурно-исторического наследия, архивных фондов в результате недостаточного объёма реставрационных работ, а также сохранение на бумажных носителях большого объёма архивных документов и каталогов. В области архивного дела значимой проблемой также является большой объём недоступных для пользователей архивных документов.
  2. Снижение качества муниципальных услуг в результате устаревания материально-технической базы учреждений, размещение большой доли (более 40 %) муниципальных учреждений в аварийных помещениях, нуждающихся в капитальном ремонте, отсутствие в учреждениях современной техники.
  3. Негативные социально-экономические тенденции в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера; возникновение рисков утраты традиций отдельных народов и народностей, проживающих на территории района, в связи с миграцией представителей этих народов в другие регионы, изменение их традиционного уклада жизни.
  4. Снижение кадрового потенциала сферы культуры, и, как следствие, риски снижения качества культурного продукта, вызванные низким уровнем оплаты труда, снижением престижности и привлекательности профессий в сфере культуры.
  5. Дефицит профессиональных кадров по различным направлениям деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей.
  6. Незаинтересованность учреждений дополнительного образования детей в участии в федеральных и региональных конкурсах из-за отсутствия ощутимой материальной поддержки победителей и призеров.
  7. Отсутствие конкуренции и свободы выбора детьми направлений дополнительного обучения.
  8. Консервация в течение многих лет низкого уровня заработной платы работников сферы культуры и искусства.

Осуществление государственного управления в сфере культуры должно происходить в соответствии со следующими приоритетами:

  • укрепление единого культурного пространства на основе духовно-нравственных ценностей и исторических традиций народов, населяющих Зейский район как многонациональной цивилизационной общности.
  • сохранение культурного и духовного наследия района, самобытных традиций его народов как национального богатства и основы единства общества.
  • обеспечение максимальной доступности для широких слоев населения лучших образцов культуры и искусства; создание условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации художественного образования и культурного досуга.
  • продвижение в культурном пространстве нравственных ценностей и образцов, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности.
  • дальнейшая интеграция района в районный, региональный и международный культурный процесс; укрепление имиджа района с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой.
  • раскрытие культурного потенциала поселений района и поддержка инициатив в сфере культуры и туризма; преодоление отставания и диспропорций в культурном уровне поселений; создание самобытных культурных кластеров и туристических брендов.
  • максимальное вовлечение туризма в сферу историко-культурного наследия,
  • обеспечение инновационного развития отраслей культуры, расширение внедрения и применения современных технологий; усиление присутствия учреждений культуры в цифровой среде,
  • укрепление материально-технической базы учреждений культуры, искусства, туризма, повышение социального статуса работников культуры (уровень доходов, общественное признание); системы подготовки кадров и их социального обеспечения) [2].

Результаты проведенного исследования позволяют сформулиро­вать следующие выводы:

  1. Основной проблемой в управлении сферой культуры является ее недостаточное финансирование. В связи со сложившейся непростой экономической обстановкой в стране, в предстоящие годы основные усилия государства должны быть сосредоточены на максимально возможном повышении эффективности использования бюджетных средств, но ни в коем случае не на сокращении государственных расходов на культуру.
  2. Важнейшим принципом определения целей и задач культурной политики является понимание многозначности, многоуровневости и содержания культуры. Культура развивается успешно в том случае, когда государство не вмешивается в культурно-созидательный процесс, а создает условия для его гармонизации с экономической и политической сферой.
  3. Необходимо обеспечить четкое распределе­ние полномочий и ответственности между федеральным, областным и муниципальным уровнями управления в сфере культуры, закрепить построе­ние отношений областных органов управления культуры с муниципальными органами управления, отдельными субъектами культурной политики, на принципах социального партнерства, осуществить развитие и укрепление «горизонтальных» связей, расширение межрайонного, межобластного и международного культурного обмена. Важно сохранить культурную инфраструктуру в селах и предпринимать максимально эффективные действия по ее развитию. Необходимым является укрепление материально-технической базы учреждений культуры, повышение социального статуса работников, разработка системы подготовки кадров и их социального обеспечения.

Актуальным является также повышение маркетинговой компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Само существование учреждений культуры в современных условиях в значительной мере зависит от их управленческой и маркетинговой компетентности.

Необходимо акцентировать внимание на использовании в деятельности учреждений культуры современных информационных технологий, главным образом Интернета, в том числе и социальных сетей, как стратегических факторов развития сферы культуры. С помощью активного использования ресурсов сети Интернет можно достигнуть решение задач по популяризации услуг, предоставляемых учреждениями культуры и повышению интереса к культурной деятельности, а также проблемы обмена информацией. На современном этапе развития информационных технологий открываются широкие возможности для целенаправленного управления потоками разнообразной информации в области виртуальной реальности, воздействия на сознание и мировоззрение пользователей интернета. Свобода распространения информации вне зависимости от ее содержания и качества превращает виртуальное интернет-пространство в зону риска для духовно-нравственной сферы личности.

Приоритеты муниципальной политики в сфере культуры на долгосрочную перспективу необходимо определить стратегией, целью, которой будет являться создание доступной инфраструктуры для интеллектуального и развития личности, обеспечивающей потребности и отвечающей требованиям населения Зейского района, превращение её в доступный стратегический ресурс повышения конкурентоспособности района, формирование имиджа Зейского района, как значимого культурно-исторического, спортивного и туристического центра Амурской области.

Необходимо обеспечить стабильное функционирование и динамичное развитие учреждений культуры Зейского района. Важно обеспечение максимальной доступности для широких слоев населения лучших образцов культуры и искусства; создание условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации художественного образования и культурного досуга [3].

Положительное решение проблемных вопросов в сфере культуры окажет большое влияние на развитие социально-экономического облика Зейского района. Объединение усилий органов исполнительной власти Зейского района и органов местного самоуправления муниципальных образований района, общественных организаций и активов молодёжи, а также отдельных граждан, с целью консолидации организационных и финансовых ресурсов, межведомственной координации, будет являться инструментом налаживания взаимодействия при выработке эффективных путей решения проблем, стоящих на сегодняшний день перед администрацией Зейского района.

Совершенствование деятельности администрации Зейского района по управлению в сфере культуры лишь создает предпосылки повышения качества муниципальных услуг, но большую роль будут играть исходное состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, а также личные качества организаторов и конкретных исполнителей услуг в области культуры.

Должна быть достигнута реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала и в конечном итоге — социально-экономическое развитие Зейского района, Амурской области и всей России.

 

Список литературы:

  1. Астафьева О.Н. Культурная политика: теоретические аспекты и практика реализации — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/124/91-gn13-01/717-a (Дата обращения 01.06.2015).
  2. Закон Амурской области от 19.12.2005 № 115-ОЗ «Об областной целевой программе развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области». — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.referent.ru/118/13344 (Дата обращения 31.05.2015).
  3. Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 2567-р Об утверждении государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013—2020 годы — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.garant.ru/70291902/ Дата обращения 28.05.2015).
  4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
  5. Федеральный закон от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (посл. изм. от 05.05.2014 № 102-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 19. — ст. 2307.
  6. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (посл. изм. от 28.12.2013) // — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.garant.ru/ /185134 / (Дата обращения 28.05.2015).