АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ НА ПРИМЕРЕ РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ ГОРОДА ТАГАНРОГА
Секция: 11. Экономика
XXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ НА ПРИМЕРЕ РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ ГОРОДА ТАГАНРОГА
В данной статье раскрыто понятие безработицы, ее динамика на рынке труда в настоящее время, факторы, определяющие тенденции рынка труда, а также рассмотрены государственные и муниципальные мероприятия, стимулирующие занятость населения.
Многие годы одной из существенных и первостепенных проблем экономики в разных городах России была проблема безработицы. Крайне остро она ощущалась в 1990-е гг., когда в условиях перехода нашей страны к рыночным отношениям неотвратимым стало высвобождение работников с предприятий, следствием чего стало увеличение количества безработных граждан. В это время их число росло быстрыми темпами, а размеры безработицы превышали социально разрешимый уровень. В начале XXI века вышеуказанная макроэкономическая проблема в городах России снова обострилась, побуждая городские администрации и государственные учреждения активно искать пути её решения.
Введение.
Безработица является важным элементом рыночной экономики, причины её появления очень разнородны. Данный элемент определяется как сложное социально-экономическое явление, заключающееся в отсутствии рабочих мест для части работоспособного населения, обладающего возможностью и желанием трудиться, а также нерациональном использовании кадров на предприятиях. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, которая оказывает прямое и сильное воздействие на каждого человека. Утрата работы для многих людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
Одна из главных целей макроэкономической политики государства — добиться высокого уровня занятости. Экономическая система, создающая дополнительные рабочие места, ставит перед собой задачу увеличить количество общественного продукта и таким образом в большей степени удовлетворить материальные потребности населения [1].
Исходя из вышесказанного, в качестве цели представленной работы можно выделить: анализ состояния безработицы на региональном рынке на примере рынка рабочей силы города Таганрога. Для достижения выбранной цели определены следующие задачи:
- Изучить динамику безработицы на рынке труда.
- Рассмотреть факторы, определяющие тенденции рынка труда.
- Изучить государственные и муниципальные мероприятия, способствующие стимулированию занятости населения.
- Динамика безработицы на рынке труда города Таганрога.
Положение на регистрируемом рынке труда города Таганрога в январе-апреле 2015 года характеризовалось следующими показателями:
- численность рабочей силы — около 147 тысяч человек;
- количество занятых экономической деятельностью - порядка 108 тысяч человек [3];
- уровень фиксируемой безработицы по состоянию на 01.05.2015 г. — 0,82 % от числа экономически активного населения;
- показатель напряженности на рынке труда, численность не работающих граждан, состоящих на учете, в расчете на 1 вакансию — 0,65 человека [2].
В январе-апреле 2015 года в государственном казенном учреждении Ростовской области «Центр занятости населения города Таганрога», желая найти работу, зарегистрировались 4886 человек, что составило 92,6 % к подобному периоду прошлого года. В качестве безработной части населения признаны 1099 граждан, что на 5,3 % меньше, чем год назад [2].
- Численность граждан, обратившихся в 2015 году в службу занятости населения за помощью в поиске подходящей работы — 4064 человек;
- Трудоустроено при помощи службы занятости — 3504 человек;
- Направлено на профессиональное обучение по востребованным на рынке труда профессиям — 355 человек;
- Трудоустроено на временные работы несовершеннолетних лиц в возрасте 14—18 лет — 1143 человек;
- Начали участвовать в общественных работах — 439 человек [3].
Исходя из численности рабочей силы (около 147 тысяч человек) и количества занятых экономической деятельностью (порядка 108 тысяч человек) общая численность зарегистрированных и незарегистрированных безработных будет составлять 39 тысяч человек. Таким образом, можно рассчитать коэффициент безработицы:
Кб = (39000/147000)х100 % = 26,5 %
Согласно данным на 01.05.2015 г. на учете состоят 1392 безработных, из них высшее профессиональное образование имеют 531 человек, среднее и начальное профессиональное образование — 602 человека.
В ГКУ РО «Центр занятости населения города Таганрога» с начала года работодателями заявлены 5614 вакансий, из них 4402 единицы, или 78,4 %, — для замещения рабочих профессий. По состоянию на 01.05.2015 г. банк вакансий имел 2553 единицы, что на 17,5 % меньше, чем в подобном периоде прошлого года [2].
Состоит на учете безработных на 12 мая 2015 года — 1162 человек.
Уровень фиксируемой безработицы составляет 0,83 %.
Структура регистрируемой безработицы:
- по полу: 61 % — женщины, 39 % — мужчины;
- по возрасту: молодежь в возрасте до 30 лет — 22,3 %, лица предпенсионного возраста — 9,2 %, граждане других возрастов — 68,5 %;
- по образованию: имеют высшее профессиональное образование — 44,2 %, среднее профессиональное — 41,5 %, не имеют профессионального образования — 14,3 %;
- по причине увольнения с последнего места работы: собственное желание — 45 %, ликвидация, либо сокращение численности — 26,9 %, выпускники учебных заведений — 4,5 %, по другим причинам — 23,6 % [3].
- Факторы, определяющие тенденции рынка труда в городе Таганроге.
На рынке труда спрос и предложение находятся во взаимосвязи со многими фактороми. Можно выделить наиболее значимые из них. Все факторы, оказывающие воздействие на рынок труда, подразделяются на две группы: факторы, влияющие на спрос на рынке труда и факторы, влияющие на предложение.
На макроуровне на спрос труда влияют:
- Экономическая ситуация, описывающая состояние экономики. В случае подъема экономики, спрос на труд растет. В случае нахождения экономики в кризисном состоянии, спрос на труд снижается. Положительная экономическая ситуация характеризуется ростом доходов субъектов экономики и соответствующим ростом спроса на разные товары, требуя увеличения их производства. При негативной экономической ситуации доходы падают, спрос на товары сокращается, следовательно, сокращается спрос на труд, растет безработица.
- Возможность замещения труда капиталом. Высокая техническая оснащенность производства, его механизация и автоматизация влияют на сокращение спроса на труд. Преобладание в разнообразных отраслях хозяйства ручного и не механизированного труда, напротив, обеспечивают рост спроса на труд.
- Политика государства. Если государственная политика поощряет экономический рост, то спрос на труд растет.
- Социальное законодательство. Законы, предусматривающие сокращение рабочего дня, ограничение увольнений, способствуют поддержанию высокого спроса на труд. Принимая во внимание, что спрос находится в зависимости от уровня заработной платы, законы, ограничивающие заработную плату определенным минимумом, ведут к сокращению спроса на труд.
На макроуровне на предложение труда влияют:
- Социальная структура населения, а именно доля в нем лиц, не имеющих собственных средств производства и существования. Учитывая, что социальная структура населения подвижна, то изменчивым является и предложение труда.
- Демографическая структура населения, прежде всего та, что определяет число лиц в трудоспособном возрасте и состоянии. Здесь сильное влияние оказывают социальное законодательство и состояние системы здравоохранения. Например, запрет труда детей и подростков, пенсионеров и женщин в некоторых отраслях препятствует предложению труда. Хорошо развитая система здравоохранения способствует сохранению трудоспособности населения и обеспечивает высокий уровень предложение труда.
На микроуровне на спрос труда влияют:
- уровень заработной платы;
- возраст работника;
- количество работодателей;
- рост производства на отдельных предприятиях.
На микроуровне на предложение труда влияют:
- число квалифицированных работников;
- условия работы (статус, социальное обеспечение);
- уровень жизни работника;
- издержки, возникающие в результате смены работы;
- работа профсоюзов;
- государственное регулирование на рынке труда.
Таким образом, на изменения на рынке труда города Таганрога более всего влияют следующие факторы: экономическая ситуация, социальное законодательство, уровень заработной платы, рост производства на отдельных предприятиях, социальная структура населения, демографическая структура населения, возраст работника, количество работодателей, уровень жизни работника; менее всего: возможность замещения труда капиталом, политика государства, число квалифицированных работников, условия работы, издержки, возникающие в результате смены работы, работа профсоюзов, государственное регулирование на рынке труда.
- Государственные и муниципальные мероприятия по повышению занятости населения в городе Таганроге.
Для содействия в трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы, служба занятости населения города Таганрога реализует специальную программу занятости по организации временного трудоустройства безработных граждан. На сегодняшний день ГКУ РО «Центр занятости населения города Таганрога» осуществляет нижеперечисленные государственные услуги:
- Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.
- Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. Данная услуга является достаточно эффективным способом взаимодействия соискателей с работодателями. Граждане, участвующие в ярмарках вакансий, имеют возможность лично встретиться с несколькими работодателями, ознакомиться с условиями труда, задать нужные вопросы. Это сокращает и облегчает время поиска. Работодатели также экономят время, имея возможность побеседовать сразу с несколькими потенциальными соискателями.
- Информирование населения и работодателей о государственных услугах и ситуации на рынке труда. В Центре занятости населения осуществляют свою деятельность профконсультанты и психологи, которые оказывают обратившимся гражданам нижеперечисленные бесплатные услуги:
Информационные:
- о ситуации на рынке труда, требующихся и нужных профессиях и специальностях, возможностях карьерного роста;
- о возможностях профессионального обучения по направлению службы занятости (дополнительное профессиональное образование), курсах, учебных программах, условиях направления и продолжительности обучения и т. д.
Консультационные:
- по выбору профессии, сферы деятельности, разновидностей трудоустройства;
- по выбору вариантов профессионального образования всех уровней, в том числе, по направлению службы занятости;
- по технологии трудоустройства;
- психологические, по снижению уровня эмоционального напряжения, мешающего эффективному трудоустройству.
- Психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан. Организация обучения данной категории граждан — одно из самых главных направлений деятельности Центра занятости. Новым направлением работы Центра занятости является профессиональная подготовка, переподготовка или повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.
- Организация проведения оплачиваемых общественных работ. Органы Центра занятости в целях обеспечения временной занятости населения, организуют проведение оплачиваемых общественных работ, имеющих социально-полезную направленность и являющихся дополнительной социальной поддержкой для граждан, имеющих проблемы с трудоустройством.
- Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, имеющих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
- Оказание помощи самостоятельной занятости населения. В рамках реализации административного регламента по предоставлению государственной услуги, заключающейся в содействии самостоятельной занятости безработных граждан, организована работа по вовлечению безработных граждан в предпринимательскую деятельность. Для посетителей Центра занятости населения создан информационный стенд с указанием организаций и учреждений, входящих в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [1].
Заключение.
В процессе работы были рассмотрены сущность безработицы, её динамика на рынке труда города Таганрога, изучены факторы, влияющие на изменения на рынке труда вышеуказанного города, а также рассмотрены различные мероприятия, способствующие повышению занятости населения. Можно также сделать вывод о том, что за 2015 год уровень безработицы повысился.
В современных социально-экономических условиях одной из первостепенных задач органов власти всех уровней является обеспечение целесообразной занятости населения, создание и поддержание на рынке труда равновесного спроса и предложения рабочей силы, предупреждение массовой безработицы.
Проблему безработицы нельзя решить в один шаг, её решение имеет характер многосторонних программ, которые необходимо реализовывать для предотвращения и снижения уровня безработицы в России.
Список литературы:
- Безработица: причины возникновения и пути преодоления на примере г. Таганрога — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=703662.
- Положение на рынке труда в городе Таганроге — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://zan.donland.ru/Default.aspx?pageid=113998.
- Информация о состоянии рынка труда г. Таганрога за 2015 год — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.tagszn.ru/statistic.htm.