Статья:

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАН «ТРЕТЬЕГО МИРА» И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЕГИПТА

Конференция: XXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Еронтьева Д.О., Благодер Ж.Н. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАН «ТРЕТЬЕГО МИРА» И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЕГИПТА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(25). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(25).pdf (дата обращения: 07.02.2023)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАН «ТРЕТЬЕГО МИРА» И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЕГИПТА

Еронтьева Дарья Олеговна
студент 2 курса, факультет «Экономики и Статистики» МЭСИ, РФ, г. Москва
Благодер Жанна Николаевна
студент 2 курса, факультет «Экономики и Статистики» МЭСИ, РФ, г. Москва
Хмелев Игорь Борисович
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. кафедры Мировой экономики и международных отношений МЭСИ, РФ, г. Москва

 

В современную эпоху, когда значительно уменьшается конфронтация между Востоком и Западом, всё более актуальной для человечества становится проблема преодоления бедности и отсталости развивающихся стран.

Под «Третьим миром» понимается группа развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, которые в прошлом являлись колониальной и полуколониальной периферией развитых капиталистических стран. Сегодня термин «третий мир» ассоциируется в первую очередь с комплексом нерешенных проблем в социальной, культурной и демографической сфере, которые нельзя оставлять без должного внимания.

Египет является одним из представителей стран «третьего мира», но в то же время представляет собой самую развитую страну Северной Африки. Особенности развития культуры и экономики Египта во многом объясняют причины возникновения глобальных проблем, в социальной, культурной и демографической сфере, которые нельзя оставлять без должного внимания. На первом месте стоит проблема социально-экономической отсталости, заимствованная из колониального прошлого.

ВВП Египта в 2013 г. в текущих ценах по официальному курсу составил 271 млрд. долл. США. Его прирост составил 2,1 % (в 2012 г. — 2,2 %). При этом до 2010 г. египетская экономика росла на 5—7 % ежегодно.

В 2013 г. Египет имел следующую структуру ВВП: сельское хозяйство — 14,5 % (в 2012 г. — 14,8 %), промышленность — 37,5 % (в 2012 г. — 37,4 %), сектор услуг — 48 % (в 2012 г. — 47,8 %).

В целом египетская экономика характеризуется неэффективностью и серьезными системными проблемами. Одной из них является сильное социальное расслоение общества. По данным египетского статистического агентства CAPMAS, на апрель 2014 г. около 26 % населения Египта живут за чертой бедности. Фактически же к бедным можно отнести 40 % населения страны. По уровню бедности Египет находится на 85 месте в мире. Наряду с бедностью широких слоев населения большой разрыв в доходах между гражданами вызывает социальную напряженность.

Одна из ключевых экономических проблем Египта — низкая производительность труда, которая является препятствием для экономического развития страны, снижает конкурентоспособность египетского экспорта и не позволяет эффективно решать проблему дефицита внешней торговли и внешней задолженности. Низкая производительность труда и низкий уровень оплаты труда не дают возможности Египту решить главную проблему — проблему бедности населения. Всемирный банк в своем докладе, посвященном экономике Египта и ее перспективам, указал на исключительную важность фактора повышения производительности труда для дальнейшего развития египетской экономики. В то же время повышение производительности труда неизбежно скажется на уровне безработицы в стране.

В стране насчитывается более 27 млн. чел. экономически активного населения. Официальный уровень безработицы вырос в 2013 г. до 13,5 % против 12,5 % в 2012 г. Каждый год на рынок труда приходит более миллиона новых соискателей, а рабочих мест создается гораздо меньше.

Серьезной проблемой для Египта является его перенаселенность. Население Египта составляет 87 млн. человек. При ежегодном приросте населения в 1,5 млн. человек через 10 лет население страны может достигнуть 100 млн. Фактор перенаселенности угрожает экономическому прогрессу и социальному развитию Египта.

С перенаселенностью страны тесно связана проблема обеспечения населения Египта водой и продовольствием. Из общей территории в 1 млн. кв. км лишь около 4 % в настоящее время используется для нужд сельского хозяйства. На площади 8 млн. федданов земли (1 феддан = 0,42 га) египетские крестьяне и фермеры собирают 2—3 урожая в год. В сельском хозяйстве занята одна треть экономически активного населения, а экспорт сельхозпродуктов составляет лишь 20 % товарного экспорта Египта. Однако Египет продолжает оставаться нетто-импортером продовольствия. Так свыше 50 % потребляемой в стране пшеницы ввозится из-за рубежа. Египет также является крупным импортером мяса и других видов продовольствия.

Прирост ВВП в 2013 г. составил 2,1 % против 2,2 % в 2012 г. За 2012 г. дефицит внешней торговли сократился на 9 % и опустился до уровня 38 млрд. долл. США, что составляет свыше 14 % ВВП. Золотовалютные резервы (ЗВР) увеличились с 15,3 до 17,7 млрд. долл. США, что хватает для оплаты товарного импорта лишь в течение 3 месяцев, при этом в 2010 г. ЗВР составляли 36 млрд. долл. США. Доходы от иностранного туризма в 2013 г. составили лишь 5,9 млрд. долл. США, (в 2012 г. — 10,5 млрд. долл. США, в 2010 г. — 12,5 млрд. долл. США). Увеличение переводов от египетских рабочих из-за границы до 18,7 млрд. долл. США не изменило общий негативный тренд в экономическом развитии страны.

Ухудшилось финансовое положение страны: дефицит государственного бюджета вырос с 10,9 % в 2011/2012 финансовом году до 14 % от ВВП в 2012/2013 финансовом году. Серьезной нагрузкой для бюджета является наличие многочисленных дотаций и субсидий, призванных обеспечить приемлемый уровень жизни для малообеспеченных слоев населения. Общая сумма выплат по субсидиям в 2013 г. составила около 143 млрд. ег. ф. против 135 млрд. ег. ф. в 2012 г. Несмотря на беспрецедентный уровень государственных субсидий, для 40 % всего населения страны доход на душу составляет 2 долл. США в день. Инфляция составила 9,5 % (7,1 % в 2012 г.), курс египетского фунта по отношению к доллару США упал более, чем на 3 % и составил к концу декабря 2013 г. 6,95 фунта за 1 доллар США. Внутренний государственный долг Египта увеличился на 22 млрд. долл. США и составил 244 млрд. долл. США (90 % от ВВП). Все это стало основанием для снижения международным рейтинговым агентством “Standart & Poor's” кредитного рейтинга Египта до уровня В-.

Правительство Египта прилагает усилия, направленные на диверсификацию экспорта, поддержку экспортеров, создание свободных и промышленных зон, повышение степени локализации производимых в Египте совместно с иностранными компаниями товаров, однако, до сбалансированной внешней торговли еще далеко.

Пока же Египет вынужден прибегать к финансовой помощи зарубежных стран и компаний. По данным Всемирного Банка, в 2013—14 годах Египту были предоставлены финансовые средства, общей стоимостью 1901,82 млн. долларов США на выполнение шести проектов. Проекты сосредоточены на энергетическом, транспортном, финансовом секторе, секторе сельского хозяйства, социальных секторах, водоснабжении, санитарии и охране окружающей среды.

Таблица 1.

Проекты, предоставленные Египту в 2013—14 годах

Название проекта

Сектор

Общая
стоимость
проекта

Inclusive Regulations for Microfinance

Микрофинансирование

4.50 million US $

EG: Household Natural Gas Connection Project

Нефть и газ

1473.90 million US $

Egypt: Sustainable POPs Management Project

Нефтехимия и удобрения (90 %)

23.60 million US $

Общественное администрирование —
сельское хозяйство, лесное хозяйство,
рыболовство (10 %)

Promoting Innovation for Inclusive Financial Access

Микрофинансирование (50 %)

300.00 million US $

Финансирование малого и среднего бизнеса (50 %)

Emergency Employment Investment Project

Другие общественные услуги (99 %)

3.32 million US $

Общественное администрирование —
Другие общественные услуги (1 %)

EGYPT Energy/Social Safety Nets Sector Reforms Technical Assistance

Общественное администрирование —
Энергетика и горнодобывающая промышленность (41 %)

6.50 million US $

Другие общественные услуги (31 %)

Энергетика (28 %)

 

 

Внешний государственный долг Египта вырос в 2013 г. на 10 млрд. долл. США и составил свыше 48 млрд. долл. США. Платежи по процентам и по возмещению внешнего долга составили в 2013 г. 3,1 млрд. долл. США (в 2012 г. — 2,9 млрд.). Одним из способов привлечения финансовых средств является выпуск государственных облигаций с длительными сроками погашения. Это ставит планы Правительства АРЕ по социально-экономическому развитию страны в серьезную зависимость от иностранной помощи, а сам Египет в зависимость от других стран.

 

Список литературы:

  1. Официальный сайт Мирового Банка — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.worldbank.org/eca/russian/ (Дата обращения 03.04.2015).
  2. Портал внешнеэкономической информации — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.ved.gov.ru / (Дата обращения 05.04.2015).