ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Секция: 11. Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Гарантированные права собственности являются одним из главных показателей экономического развития. Однако оценить последствия установления прав собственности — сложная задача, так как существует проблема эндогенности (связь двух показателей может объясняться третьим неизвестным фактором). В данном эссе я бы хотел оценить последствия наделения людей правами собственности на землю.
Почему же я выбрал именно эту проблему для исследования? Дело в том, что непрочность прав собственности является препятствием для экономического развития, так как люди инвестируют недостаточно средств, если другие могут захватить плоды их вложений. В конце 20-начале 21 века проблема отсутствия формальных прав собственности на земли у людей, которые их занимают, была очень распространена. Помимо влияния на объем инвестирования, «размывание» прав собственности препятствует использованию земли как поручительства, чтобы получить право доступа на кредитный рынок, а также и передача участков невыгодна, так как инвестиции в них неликвидны. Более того, отсутствие формальных прав лишает бедные семьи защиты в виде страхования и сбережений в тяжелые времена, вынуждая их полагаться на поддержку родственников и потомков.
Целью моего исследования является выявление влияния прав собственности на состоятельность населения, а в частности, на жилищные условия, размер домохозяйств, образование детей, а также поведение на кредитных рынках и рынках труда.
Для своего эксперимента я выбрал группу сквоттеров, занявших пустые земли на окраине Буэнос-Айреса (Аргентина) в 1981 году. Район состоял из различных участков, каждый из которых имел законного обладателя, но прибывшие семьи были уверены, что земли принадлежат государству. В 1984 году Конгресс провинции Буэнос-Айреса принял закон о лишении прав на эти земли первоначальных собственников с целью распределить их между сквоттерами. Взамен на это государство предложило первоначальным владельцам денежную компенсацию, а для сквоттеров установило некоторые условия получения земли и владения ею:
- сквоттеры должны были занять участок хотя бы за год до принятия закона;
- не должны владеть никаким другим имуществом;
- должны использовать участок как семейный дом;
- не могут передать имущество первые 10 лет после получения права собственности;
- для каждого домохозяйства право присуждалось признанной в то время главе семьи и его/ее супруге/супругу или сожительнице/сожителю.
Занятая территория оказалась разделена на 13 участков земли. После предложения государства о компенсации собственники должны были решить, оставить землю и получить компенсацию или же начать оспаривать свои права.
В результате, 8 первоначальных владельцев приняли компенсацию, а пять оставшихся потребовали повышенную выплату. В 1989 году участки земель тех, кто оставил свою собственность, были переданы сквоттерам вместе с правами на них. Эти новые владельцы составляют группу «ранних» в исследовании и считаются подобными и прибывшими в одно и то же время вместе с теми, кто занял землю владельцев, не принявших компенсацию. Здесь имеется в виду, что сквоттеры не могли знать заранее, владельцы каких участков оставят землю, а каких нет. Более того, все они думали, что земля принадлежит государству, и не знали о принятии такого закона в будущем.
Проблему, однако, могло составлять различие в качестве земель обеих групп или же в характеристиках людей, составляющих домохозяйство (возраст, пол, национальность и т. д.). Но, как оказалось, все участки были практически одинаковы и в характеристиках домохозяйств тоже не было особой разницы.
Почему же тогда первоначальные собственники приняли разные решения? Во-первых, многое зависит от решительности человека и стоимости земли по его личному мнению, а также от издержек проведения судебного процесса. Во-вторых, наличие нескольких или многих совладельцев в одной семье усложняло принятие предложения от государства.
Всё же один из пяти судебных процессов закончился тем, что владельцы оставили землю, и она досталась «поздним» сквоттерам в 1998 году. Остальные 4 процесса так и не закончились.
Таким образом, в результате принятия закона появилась группа тех, кто теперь имеет легальные права собственности и тех, кто использует право узуфруктария, т. е. право пользования чужим имуществом, без наделения формальных прав собственности. Они-то и составляют основу проводимого эксперимента.
Что касается сбора информации, я рассматривал 1082 смежных участка, не принимая во внимание еще 757 тех, которые были несмежны, но находились рядом с остальными (чтобы улучшить сопоставимость). В 2003 и 2007 годах были проведены два опроса. В 2003 году было опрошено 467 домохозяйств, живущих на 448 участках, по вопросам социально-экономического характера: структура домохозяйств, последствия выхода на рынок труда, информация о кредитах. Объектом опроса в 2007 году стали 245 семей, которые прибыли на участки до принятия закона и имели детей от 0 до 16 лет. Целью второго исследования являлось определение школьных достижений детей (701 ребёнка).
Каким же образом удалось оценить зависимость между правом собственности и другими различными факторами? В своем исследовании я воспользовался формулой регрессионной модели:
Y =α +γ Property Right + β X +ε,
где: Y— один из исследуемых факторов, γ— параметр заинтересованности (1 — для сквоттеров, получивших права; 0 — не получивших), X-исходные характеристики сквоттеров, ε — погрешность.
Для чистоты эксперимента я исключил из анализа семьи, которые прибыли на участок после 1985 года.
В результате, я получил ту картину, которой и добивался, т. е. выявил влияние владения правом собственности на различные переменные. Обобщив и проанализировав полученные данные, можно охарактеризовать и оценить это влияние:
- Влияние на жилищные условия (стены, крыша, поверхность, тротуар, общий внешний вид).
Наделение семей полными правами собственности способствует увеличению инвестирования в жилищные условия, так как теперь люди уверены в том, что их жилье никто не отнимет, они стараются на своё благо и на благо будущих поколений.
- Влияние на размер домохозяйства.
Вместе с правами собственности люди приобретают безопасность и уверенность. Раньше они полагались только на себя, своих родственников и детей, которые помогут в старости, потому и имели такие большие семьи. Теперь же использование инвестиций в жилье как инструмент сбережений, гарантированная «крыша над головой» в старости и потенциально улучшающийся доступ к кредитным ресурсам уменьшают потребность иметь огромную семью, таким образом уменьшая рождаемость.
- Влияние на образование.
Наделенные правами собственности семьи, уменьшив рождаемость, уделяют больше внимания образованию детей, которых теперь не так много. Разница в обучении в начальной школе практически отсутствует, так как начальная школа обязательна в Аргентине. Но если рассматривать окончание средней школы и получение высшего образования, то разрыв между детьми наделенных и ненаделенных правами семей велик. Таким образом, семьи, наделенные правом собственности, имеют меньший размер и потому уделяют больше внимания образованию детей по сравнению с семьями с правами узуфрукта.
- Влияние на действия на кредитных и трудовых рынках.
Рассматривая влияние на доступ к кредитным картам и банковскому счету, нельзя выявить разницы между двумя исследуемыми группами, у обеих очень низкий показатель. Доступ к кредиту выше для неформальных источников как родственники, коллеги, соседи, друзья, магазины, в которых совершаются ежедневные покупки. Однако и здесь нет различий для семей с правами и без. Небольшое преимущество получили «ранние» группы, которые смогли взять заем под залог недвижимости (10 лет с момента наделения правом). На рынке труда тоже не произошло никаких изменений. Не поменялся ни доход домохозяйства, ни пенсионный статус глав домохозяйств, ни трудоустройство женщин. Все семьи по-прежнему очень бедны. Такая ситуация сложилась во всех окраинах Аргентины, где зарплаты, статус и образование людей не позволяют им устраиваться на хорошую работу, получать высокую зарплату и, соответственно, иметь доступ к кредиту и другим привилегиям, доступным жителям центральных районов.
Таким образом, изучив влияние прав собственности на различные факторы, можно сделать вывод, что программа наделения правом собственности на землю является мощным инструментом борьбы с бедностью. Именно поэтому многие страны с развивающейся экономикой использовали эту меры для улучшения благосостояния бедных людей.