Статья:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН: ИНДУСТРИАЛЬНО-СЕКТОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КЛАСТЕРОВ

Конференция: XXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 9. Регионоведение

Выходные данные
Пимкина Н.Н. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН: ИНДУСТРИАЛЬНО-СЕКТОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КЛАСТЕРОВ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(25). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(25).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН: ИНДУСТРИАЛЬНО-СЕКТОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КЛАСТЕРОВ

Пимкина Наталья Николаевна
магистрант, дизайн мультимедиа Институт искусств и креативных технологий (ИИиКТ) МГГУ имени М.А. Шолохова, РФ, г. Москва
Ткалич Светлана Константиновна
научный руководитель, д-р пед. наук, проф. кафедры дизайна ИИиКТ МГГУ имени М.А. Шолохова, РФ, г. Москва

 

В статье предлагается авторский подход к организации кластеров с производственными местами. Наши регионы богаты культурными достижениями, которые до сих пор недостаточно известны даже педагогам и дизайнерам. Этот недостаток знаний можно наблюдать и в административной, организационной деятельности руководства. Постоянный поиск внутренних несырьевых ресурсов заканчивается импортом.

Стратегия, как правило, сформулирована в Правительственных документах и в документах Министерств. Никто не сомневается в правильности декларативных документов, никто не спорит, но никто и не разрабатывает тактику. Потому что тактика требует детального знания вопроса, конструктивного мышления, хорошей образовательной и научной подготовки, организационной компетенции в области конкретной индустрии по принципу «от обучения методам — к технологии производственной результативности». Таких уникальных специалистов с масштабно-региональным кругозором, важным для нашей страны, никто не формирует [4; 5].

Наши регионы богаты культурными достижениями, накопленный интеллектуально-художественный ресурс до сих пор недостаточно известен даже российским дизайнерам. С этим фактом мы столкнулись в процессе выполнения плакатной серии к фестивальному проекту. Огромное количество литературы, альбомов, каталогов посвящено классическим жанрам искусства, корни которого уходят в средиземноморскую цивилизацию. Мир восторгается достижениями художников, скульпторов, архитекторов, мастеров декоративно-прикладного искусства. И это заслуженное признание жителей планеты. Индустрии культуры, туризма, образования, научной реставрации, переводов на иностранные языки работают в едином коллективе, где одна цель: обеспечить приток туристов и покупателей печатных шедевров во всех странах.

Россия сегодня упорно продвигается по стартовой полосе модернизации образования, делает первые шаги в области организации привлекательного «внутреннего туризма». В этом меж-континентальном проекте задействована не только индустрия туризма.

Например, индустрия культуры сегодня уже не рассматривается вне маркетинга и рынка [6]. Вся продукция является товаром: музыка, хореография, театр, художественная литература, подарочные альбомы и украшенные обложки книг-фолиантов. Индустрия туризма использует возможности индустрии культуры и еще добавляет свои, профессионально-ценностные: сувенирную продукцию, комфортный сервис и другие виды обслуживания.

В каждом жанре, кроме профессионального блока, раскрывается сектор «вспомогательной» для маркетинга и рынка дизайнерской продукции. Например, музыкальный сектор индустрии культуры включает в себя графический блок — разработку печатной продукции: оформление упаковки, художественное оформление конвертов для музыкальной продукции, афиши концертов, плакаты — постеры для рекламных витрин, навигационные маршруты с музыкальными фестивалями года, летнего сезона. важным атрибутом является разработка логотипов музыкальных коллективов, клише для футболок, сувенирной продукции, косынок и нагрудных значков для «фанатов». Можно развить тему татуировки для участников музыкальных групп — её тоже разрабатывают графики. Но в данной статье этот факт не предусмотрен.

Хореографический коммерческий сектор индустрии культуры включает в себя профессиональный блок и графический. Профессиональный блок включает в себя: одежду и обувь для тренингов, сценические костюмы, музыкальное сопровождение танцевального фрагмента, техническое оборудование для проведения репетиций, световые эффекты для сцены и многое другое. Графический блок — это реклама танцевальных коллективов и солистов, афиши с конкретным представлением, плакаты (постеры), буклеты и даже сайты, что сегодня является естественным показателем танцевальной группы или большого коллектива.

На универсальных модулях идет подготовка дизайнеров-графиков в вузах. Практически каждый дизайнер-бакалавр московского вуза на защиту своего диплома может представить в виде демонстрационного оригинал-макета, подготовленного для печати: театральную афишу, социальный плакат, рекламный буклет, электронное пособие-руководство для студентов.

Однако вектор регионального дизайна, вектор рекламы достижений регионального дизайна официально в образовательных программах подготовки дизайнеров-графиков не предусмотрен. Этим занимаются на свой риск отдельные педагоги, готовят лекции и видео, но их катастрофически мало, потому что специальной подготовки консультантов и экспертов по региональному дизайну не обнаружено.

Недостаток знаний можно наблюдать и в административной, организационной деятельности руководства. Постоянный поиск внутренних несырьевых ресурсов заканчивается импортом. Например, по информации специалистов, побывавших на Крайнем Севере (не будем называть конкретно), в гостиницах интерьеры украшены фотокопиями, где можно видеть все природные, ландшафтные, архитектурные чудеса мира, кроме местных. Естественно, что закупки таких цифровых фото-шедевров стоят больших финансовых затрат.

А зачем? Каждая локальная территория имеет свои природные заповедные местности, животный мир, растения. Гости региона ищут именно эти, неповторимые виды природных ландшафтов. А художественный потенциал территорий, современные модификации национальной кухни? Почему они не рекламируются также напористо, как Эйфелева башня или японская кухня с блюдом «суши»?

Сегодня скандинавский орнамент, вывязанный на свитерах ручной работы, знают все в России: и дети, и взрослые. А такие шедевры, как домашняя обувь «калиплики» ручной работы мастериц из чуванского села Марково, сложные орнаменты мастериц, живущих на российском берегу Берингова пролива, знают только единичные специалисты.

Складывается впечатление, что руководство регионов слабо информировано о сокровищах, которые сегодня, когда производство ручных работ стало редким и уникальным видом творчества, становятся коммерческим продуктом посредством сети Интернета и видео-уроков.

В области индустрии образования практически нет специальной информации для российских дизайнеров о региональных достижениях в графической культуре. Например, уникальная графика опирается на 40 вариантов штриховки, которые разработаны и систематизированы в европейском учебнике, который (ура!) переведен на русский язык.

В то же время никто не знает, кроме редких специалистов, какие варианты штриховки используют мастера косторезного промысла на клыке моржа.

 

Рисунок 1, 2. Штриховка по поверхности клыка. Выполнила мастер Лидия Эйнес. г. Анадырь ЧАО, 2004 год

 

Например, сегодня наблюдается массовый приток молодежи и более взрослых людей в салоны тату. Каждый стремится приобщиться к новой волне художественного визуального обаяния, или, напротив, привлечь внимание агрессивной брутальной композицией. Используются подряд все достижения графиков из других стран: другие образы, другие символы. Иногда под впечатлением кинофильма, где представлены сложные в художественном плане эффектные предметы одежды из кожи, головные уборы. Можно приветствовать внимание молодёжи к историческим персонам, легендам. Но в России тоже много графических шедевров [1; 3; 5].

Справка: в конце Х1Х — начале ХХ вв. ссыльные за политические акции студенты были образованными. Примерно в 1903—1905 гг. один ссыльный на Колыму обратил внимание на этнографический факт и собрал письма-пиктограммы на внутренней гладкой коре дерева: охотничьи и любовные. Охотничьи письма-пиктограммы оставлялись в дуплах деревьев по пути следования мужчин-охотников. Девушки из юкагирского селения изготавливали признания в любви. Мы говорим «изготавливали», потому что они не рисовали, а выдавливали рисунок костяным ножиком на мягкой поверхности коры.

Достоинство графического дизайна в его конкретности, знаковой символике, культурной идентичности знаковой конструкции. Графический дизайн — ценный инструмент передачи информации от поколения к поколению.

Оценивая ситуацию, мы выдвигаем свой подход к развитию регионального дизайна — индустриально-секторальный. Конкретизация такого понятия внесет определенную логику и профессиональную компетентность в деятельность организаторов производственных кластеров.

Каждый кластер должен опираться на педагогов, обучающих группу. Ошибка на местном уровне в том, что подбор педагогов-мастеров не контролируется по показателям компетенции: умеет вышивать — хорошо, покажет ученикам. Но разговор сегодня (и сейчас в этой статье) идет не о кружке художественного творчества. Этнопедагогика сегодня имеет разные формы адаптации к новым условиям [4].

Кроме педагога-мастера, в минимум-команду обучающего сектора должны входить: методист-дизайнер и научный координатор-консультант со специальным образованием. Руководителем минимум-команды рекомендуется утвердить научного координатора-консультанта. По роду своей подготовленности и обязанностям, формату отчётности он будет конкретизировать этапы деятельности, собирать локальную цифровую инфо-библиотеку, проводить семинары с педагогами и студентами группы будущих мастеров, тренинги по визуальному «узнаванию» технических приемов декора мастеров разных традиционных школ, живущих на одной локальной территории [2].

Сеть таких индустриально-образовательных секторов должен «опекать» специалист по санитарно-гигиеническому контролю, условиям комфортного сервиса для мастеров.

Считаем необходимым отметить в качестве рекомендации для организаторов региональных кластеров, что в группу мастеров желательно приглашать людей с ограниченными возможностями мобильности. Это предоставляет возможности трудоустройства в сувенирных мастерских с местным национально-художественным колоритом.

Сама идея мастерских не нова: она была широко развита в советское время. Но сегодня стратегия и тактика поисковых маршрутов по организации несырьевого ресурса, как правило, представлена завораживающими изысками компьютерного дизайна. Если не транслировать реальные сокровища этнохудожественных достижений народов России, они постепенно сотрутся из коллективной памяти. Этнохудожественное творчество традиционных школ станет мифом. Место займут символы других культур.

Только умудренные опытом специалисты (но не студенческая молодёжь!) видят люминофоры аморфности, отсутствие конкретных знаний о предмете в отчетных мультимедийных продуктах. Как видим, важно развивать рекламный вектор регионального дизайна по двум образовательным модулям: универсальному и локальному.

Вывод. Региональный дизайн и его векторы развития: научный, рекламный, образовательный создают основу для реализации индустриально-секторального подхода, важного для популяризации, интерпретации внутренних интеллектуально-художественных ресурсов.

 

Список литературы:
1.    Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры: Монография. — М.: МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2000. — 105 с.
2.    Кочешков Н.В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов Крайнего Северо-Востока СССР. — Л.: Наука, 1989. — 197 с.
3.    Крупник И.И. Китовая аллея. Древности островов пролива Сенявина. — М., Наука, 1982. — 175 с.
4.    Ткалич С.К. Региональный вектор дизайн-образования: роль этнопедагогики в культурно-языковой технологии дизайна. Статья. // Международная конференция «Этнопедагогика: история и современность». МГПУ им. И.П. Шамякина. — Мозырь: Беларусь. Октябрь 2013. — С. 236—239. ISBN 978-985-477-330-8.
5.    Ткалич С.К. Региональный вектор исследований в дизайне: информационная репликация изобразительного искусства в структуре наследия. Статья. // Сборник международной конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии». Новосибирск РФ. 2013. № 27. — С. 47—52. CИбак@info.ru.
6.    Фазылзянова Г.И., Балалов В.В. Маркетинговый подход в управлении системой высшего образования // Вестник Университета (Государственный университет управления) (РИНЦ), 2013, № 15 — С. 313—319.