Статья:

РАЗРАБОТКА СИСТЕМ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ

Конференция: XXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Кочеткова И.А. РАЗРАБОТКА СИСТЕМ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(25). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(25).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗРАБОТКА СИСТЕМ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ

Кочеткова Ирина Андреевна
студент Национального исследовательского университета «МЭИ», РФ, г. Москва
Табачный Евгений Макарович
научный руководитель, доц. Национального исследовательского университета «МЭИ», РФ, г. Москва

 

 

В данной статье рассмотрены проблемы финансирования государственных ВУЗов, обусловленной отсутствием взаимосвязи между эффективностью деятельности ВУЗа и распределением субсидии. Также в статье проанализированы существующие методики оценки эффективности деятельности ВУЗа, выявлены достоинства и недостатки каждой из них, благодаря чему разработана комплексная система показателей, позволяющая оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности ВУЗов.

В данной работе разрабатываются практические и методические рекомендации к оценке эффективности финансово-хозяйственной деятельности ВУЗов.

Тема является актуальной, поскольку в настоящее время государству приходится резко сокращать расходы. Экономическая ситуация в стране нестабильна, высокий уровень безработицы, спад производства. Это происходит в следствие экономического кризиса и слишком высоких государственных расходов в прошлые годы. Следовательно, при распределении финансирования, государство должно провести анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций, в частности ВУЗов, который позволит сделать вывод об эффективности использования бюджетных средств и объемах необходимого финансирования [1].

При финансовом обеспечении бюджетных вузов до недавнего времени использовался метод сметного финансирования, основы которого были заложены при планово-административной экономике. В существующих сегодня условиях рыночной экономики, сметное финансирование теряет свою актуальность, что объясняется наличием недостатков этого метода. Например, отсутствие гибкости в использовании бюджетных средств, необходимость расходования средств до конца года. Сметное финансирование не связано с результатами работы бюджетополучателя, что не создает у вузов стремления к более рациональному использованию ресурсов. Потому сметный метод предоставления бюджетных средств не стимулирует вузы к повышению качества подготовки и компетенции выпускников. Под модернизацией системы финансирования высшего профессионального образования закон заменяет сметное финансирование вузов субсидией, обеспечивающей выполнение государственного задания. На законодательном уровне устанавливается связь между субсидированным финансированием и контрольными цифрами приема [2]. Однако ориентация системы образования на более высокий результат требует нового подхода к обеспечению качества высшего образования, критериям его оценки, к организации системы финансирования образовательного и научно-исследовательского процессов. В связи с этим возникает необходимость усовершенствовать систему показателей оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности ВУЗов [3].

В ходе работы были проанализированы различные методики оценки эффективности ВУЗа, выявлены их достоинства и недостатки. Методика, которая могла бы наиболее комплексно отобразить эффективность деятельности ВУЗа это методика мониторинга эффективности ВУЗов. В результате рассмотрения данной методики, были выявлены следующие критерии оценки: средний балл ЕГЭ зачисленных абитуриентов, объем средств, направленных на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в расчете на одного педагогического работника, удельный вес иностранных студентов в общей численности студентов вуза, доходы в расчете на одного педагогического работника, общая площадь учебно-научных помещений и инфраструктура в расчете на одного студента. Перечень анализируемых показателей охватывает не все аспекты деятельности ВУЗа, не уделяется внимание таким важным показателям, как востребованность выпускников на рынке труда, а также не отражают эффективность использования бюджетных субсидий и реальную потребность экономики в выпускаемых специалистах, что должно обязательно быть учтено при распределении финансирования [4].

В результате доработки методики были добавлены финансовые показатели, которые отражают долю субсидий в общей сумме поступлений, показатели имиджевой известности ВУЗа и, благодаря методу радаров, возможность всесторонне оценить и сравнить эффективность деятельности ВУЗов. Таким образом, система показателей эффективности ВУЗа разделилась на 8 групп показателей: показатели образовательной деятельности, научной деятельности, международной деятельности, трудоустройства, развитости инфраструктуры, финансовой-экономической деятельности, квалификации преподавательского состава и имиджевой известности ВУЗа. Каждая группа показателей включает в себя коэффициенты, которые отражают характеристики своей группы показателей. На основе этих коэффициентов строятся радары. При построении радара учитывается динамика показателей. За 10 принимается наилучшее значение показателя эффективности финансово-хозяйственной деятельности, а за 0 — худшее. В результате получится 8 радаров, которые представляет собой неправильный многоугольник.

После того как радары будут построены, нужно объединить все полученные значения в один радар, который будет отражать все показатели деятельности ВУЗа (рис. 1). Далее нужно будет рассчитать площади полученной фигуры и сравнение с площадью фигур других ВУЗов.

 

Рисунок 1. Радар показателей эффективности ВУЗа

 

Площадь радара рассчитывают, используя формулу для расчета площади треугольника:

S = ½*A*B*sinα, где

A, B — численные показатели коэффициентов оценки эффективности деятельности ВУЗа;

Sinα — синус угла α;

Угол α — рассчитывается, как отношение 360 к числу показателей оценки эффективности деятельности ВУЗа.

После сравнения площадей полученного радара будут выбираться ВУЗы, которые наиболее эффективно используют субсидии и результатом деятельности которых будет являться не только устойчивое финансовое положение, но и высокий уровень предоставления услуг по получению качественного образования. В результате государством будут распределяться субсидии так, что наиболее эффективные ВУЗы будут получать больше средств на осуществление своей деятельности, а значит, будет выделяться больше бюджетных мест, чем в ВУЗах, в которых эффективность меньше.

 

Cписок литературы:
1.    Асташова А.Н. Бюджетные расходы: механизм оценки эффективности/ Н. Асташова // Проблемы теории и практики управления. 2011.
2.    Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт, 2000. С. 12.
3.    Васенев В.Ю. Построение системы мониторинга экономической деятельности негосударственного высшего учебного заведения. Санкт-Петербургский государственный университет, http://unior.spbu.ru.
4.    Васильев Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П., Федотов А.В. Экономика и организация управления вузом / Под ред. докт. экон. наук Глухова В.В. Учебник.