РАЗРАБОТКА СИСТЕМ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ
Секция: 11. Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
РАЗРАБОТКА СИСТЕМ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ
В данной статье рассмотрены проблемы финансирования государственных ВУЗов, обусловленной отсутствием взаимосвязи между эффективностью деятельности ВУЗа и распределением субсидии. Также в статье проанализированы существующие методики оценки эффективности деятельности ВУЗа, выявлены достоинства и недостатки каждой из них, благодаря чему разработана комплексная система показателей, позволяющая оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности ВУЗов.
В данной работе разрабатываются практические и методические рекомендации к оценке эффективности финансово-хозяйственной деятельности ВУЗов.
Тема является актуальной, поскольку в настоящее время государству приходится резко сокращать расходы. Экономическая ситуация в стране нестабильна, высокий уровень безработицы, спад производства. Это происходит в следствие экономического кризиса и слишком высоких государственных расходов в прошлые годы. Следовательно, при распределении финансирования, государство должно провести анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций, в частности ВУЗов, который позволит сделать вывод об эффективности использования бюджетных средств и объемах необходимого финансирования [1].
При финансовом обеспечении бюджетных вузов до недавнего времени использовался метод сметного финансирования, основы которого были заложены при планово-административной экономике. В существующих сегодня условиях рыночной экономики, сметное финансирование теряет свою актуальность, что объясняется наличием недостатков этого метода. Например, отсутствие гибкости в использовании бюджетных средств, необходимость расходования средств до конца года. Сметное финансирование не связано с результатами работы бюджетополучателя, что не создает у вузов стремления к более рациональному использованию ресурсов. Потому сметный метод предоставления бюджетных средств не стимулирует вузы к повышению качества подготовки и компетенции выпускников. Под модернизацией системы финансирования высшего профессионального образования закон заменяет сметное финансирование вузов субсидией, обеспечивающей выполнение государственного задания. На законодательном уровне устанавливается связь между субсидированным финансированием и контрольными цифрами приема [2]. Однако ориентация системы образования на более высокий результат требует нового подхода к обеспечению качества высшего образования, критериям его оценки, к организации системы финансирования образовательного и научно-исследовательского процессов. В связи с этим возникает необходимость усовершенствовать систему показателей оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности ВУЗов [3].
В ходе работы были проанализированы различные методики оценки эффективности ВУЗа, выявлены их достоинства и недостатки. Методика, которая могла бы наиболее комплексно отобразить эффективность деятельности ВУЗа это методика мониторинга эффективности ВУЗов. В результате рассмотрения данной методики, были выявлены следующие критерии оценки: средний балл ЕГЭ зачисленных абитуриентов, объем средств, направленных на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в расчете на одного педагогического работника, удельный вес иностранных студентов в общей численности студентов вуза, доходы в расчете на одного педагогического работника, общая площадь учебно-научных помещений и инфраструктура в расчете на одного студента. Перечень анализируемых показателей охватывает не все аспекты деятельности ВУЗа, не уделяется внимание таким важным показателям, как востребованность выпускников на рынке труда, а также не отражают эффективность использования бюджетных субсидий и реальную потребность экономики в выпускаемых специалистах, что должно обязательно быть учтено при распределении финансирования [4].
В результате доработки методики были добавлены финансовые показатели, которые отражают долю субсидий в общей сумме поступлений, показатели имиджевой известности ВУЗа и, благодаря методу радаров, возможность всесторонне оценить и сравнить эффективность деятельности ВУЗов. Таким образом, система показателей эффективности ВУЗа разделилась на 8 групп показателей: показатели образовательной деятельности, научной деятельности, международной деятельности, трудоустройства, развитости инфраструктуры, финансовой-экономической деятельности, квалификации преподавательского состава и имиджевой известности ВУЗа. Каждая группа показателей включает в себя коэффициенты, которые отражают характеристики своей группы показателей. На основе этих коэффициентов строятся радары. При построении радара учитывается динамика показателей. За 10 принимается наилучшее значение показателя эффективности финансово-хозяйственной деятельности, а за 0 — худшее. В результате получится 8 радаров, которые представляет собой неправильный многоугольник.
После того как радары будут построены, нужно объединить все полученные значения в один радар, который будет отражать все показатели деятельности ВУЗа (рис. 1). Далее нужно будет рассчитать площади полученной фигуры и сравнение с площадью фигур других ВУЗов.
Рисунок 1. Радар показателей эффективности ВУЗа
Площадь радара рассчитывают, используя формулу для расчета площади треугольника:
S = ½*A*B*sinα, где
A, B — численные показатели коэффициентов оценки эффективности деятельности ВУЗа;
Sinα — синус угла α;
Угол α — рассчитывается, как отношение 360 к числу показателей оценки эффективности деятельности ВУЗа.
После сравнения площадей полученного радара будут выбираться ВУЗы, которые наиболее эффективно используют субсидии и результатом деятельности которых будет являться не только устойчивое финансовое положение, но и высокий уровень предоставления услуг по получению качественного образования. В результате государством будут распределяться субсидии так, что наиболее эффективные ВУЗы будут получать больше средств на осуществление своей деятельности, а значит, будет выделяться больше бюджетных мест, чем в ВУЗах, в которых эффективность меньше.
Cписок литературы:
1. Асташова А.Н. Бюджетные расходы: механизм оценки эффективности/ Н. Асташова // Проблемы теории и практики управления. 2011.
2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт, 2000. С. 12.
3. Васенев В.Ю. Построение системы мониторинга экономической деятельности негосударственного высшего учебного заведения. Санкт-Петербургский государственный университет, http://unior.spbu.ru.
4. Васильев Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П., Федотов А.В. Экономика и организация управления вузом / Под ред. докт. экон. наук Глухова В.В. Учебник.