ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗВИТИЕМ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В РФ
Секция: 11. Экономика
XXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗВИТИЕМ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В РФ
Финансовый рынок является одним из самых приоритетных секторов экономики, эффективность управления которым может оказывать существенное влияние на общую эффективность государственной экономической политики.
Финансовый рынок можно определить как механизм перераспределения валюты и финансовых ресурсов между субъектами рынка. От состояния этого механизма зависит работа целой машины, называемой финансовый сектор, который в свою очередь, при правильном и стабильном функционировании, способен гарантировать финансовый подъем. Финансовый рынок напрямую связан с системой социального обеспечения, поскольку его компонентами являются система пенсионных выплат и система социального страхования. Стремление государства улучшить работу этого механизма приводит не только к материальному благополучию населения и повышению экономической эффективности, но и к внедрению последних коммуникационных и информационных технологий, выходу в свет новых управленческих информационных систем.
Отмечая в целом позитивное развитие современной российской экономики и финансового рынка, следует отметить, что в работах российских исследователей справедливо указывается на такие риски интеграции российского финансового рынка в мировую финансовую систему, как преобладание краткосрочной инвестиционной ориентации в деятельности финансового сектора. Это обстоятельство объясняется следующими причинами [1; 407]:
- отсутствием государственной программы выхода финансового сектора из затяжного экономического кризиса, включая текущий долговой европейский кризис, а также частой сменой приоритетов в денежно-кредитной политике государства;
- отсутствием практического опыта формирования инвестиционной политики в финансовой сфере с учетом зарубежного инструментария и передовых подходов инвестиционного менеджмента.
С целью преодоления этих негативных тенденций, не способствующих процессу создания в России современной рыночной экономики, следует активнее совершенствовать теоретические аспекты оценки инвестиционного процесса, оказывающего стимулирующее воздействие на финансовый рынок. Такая опережающая целевая установка должна осуществляться, исходя из научно выверенной экстраполяции экономической ситуации и объективного понимания финансового положения инвесторов, с использованием научных данных, практического опыта и управленческих навыков [3; 94].
По мнению таких авторов, как М.В. Васильева, А.Р. Урбанович, а также председателя Комитета Совета Федерации РФ проблемы развития финансовых рынков в России существуют в трех сферах: на стороне источников финансирования; на стороне заемщиков и эмитентов; и в инфраструктуре финансовых рынков.
Во-первых, к основным резервам роста инвестиций и финансового рынка относятся сбережения населения. В сегодняшней России сбережения населений в формировании инвестиций принимают небольшое участие, в основном через Сбербанк. Но Сбербанк, как банк государственный (по принадлежности контрольного пакета акций), не способен эффективно трансформировать сбережения населения в долгосрочные инвестиции. Если говорить о коммерческих банках, доля сбережений населения в которых довольно быстро растет, то тут есть другая проблема. Мало того, что у нас, как правило, депозиты в банках не долгосрочные, но у вкладчика есть еще и право снять деньги с депозита в любой момент; поэтому пассивы коммерческих банков не могут считаться вполне устойчивыми и долгосрочными.
Во- вторых, это пенсионные накопления, которые в ближайшие пять лет могут стать очень мощным и быстро растущим резервом инвестиций. Проведение пенсионной реформы позволяет надеяться на то, что довольно большие средства пенсионных накоплений населения могут быть использованы для финансирования экономического роста в России. Тем не менее интересы реального сектора и будущих пенсионеров противоречивы, так как основная цель пенсионной реформы — обеспечить сохранность пенсионных сбережений и накоплений. Очевидно, что правительство будет строго контролировать риски при инвестировании пенсионных денег, ограничивая возможности их широкого использования на фондовом рынке.
Непрозрачность российских компаний, как проблема развития финансового рынка, заключается в том, что большинство российских предприятий ведет двойную бухгалтерию. Однако уже на этапе, когда на предприятие приходит банк-кредитор, он требует раскрыть значительную часть информации. Когда же на предприятие приходит инвестор, то он для осуществления финансирования требует абсолютно другого уровня прозрачности.
Иная сторона данной проблемы заключается в том, что обычное и писаное право в этой области сильно отличаются, и значительная часть прибыли предприятия изымается в виде полулегальной ренты менеджментом или владельцем. Приход на предприятие стороннего инвестора-акционера взрывает все неформальные отношения, существовавшие на предприятии.
Непрозрачность предприятий — является препятствием для получения банковских кредитов, в частности долгосрочных, но, в гораздо большей степени, это препятствие для развития фондового рынка.
Эффективность финансового рынка во многом предопределяется уровнем развития его инфраструктуры и качеством организации взаимодействия операторов финансового рынка и институциональных инвесторов с ее элементами.
Говоря об инфраструктурных вопросах развития российского финансового рынка, Л. Селютина, представитель Банка России отметила, что международные организации и иностранные инвесторы существенными недостатками инфраструктуры российского рынка ценных бумаг считают недостаточное развитие системы расчетов на условиях «поставка против платежа», а также отсутствие механизмов кредитования ценными бумагами для завершения расчетов. Смысл полноценного DVP (порядок расчётов по биржевым и внебиржевым сделкам) в том, что расчеты по деньгам и ценным бумагам производятся одним юридическим лицом, которое является одновременно и депозитарием, и кредитной организацией.
У правительства РФ отсутствует теория формирования финансовых рынков. Для разработки данной концепции, необходимо проводить различие между банковским сектором и фондовым рынком. Банки — это консервативный институт. Основная задача банков — добиться бесперебойного функционирования платежной и расчетной систем, поэтому регулирование может быть достаточно консервативным, с жестким контролем рисков.
Аналогичное жесткое регулирование на фондовом рынке совершенно неадекватно и уже стало препятствием на пути развития рынка и новых финансовых инструментов, которые на Западе появляются каждые полгода. Никто не сомневается в том, что нужен закон о производных финансовых инструментах, который не может быть принят потому, что каждое ведомство сражается за то, чтобы регулировать этот рынок. При этом, производные финансовые инструменты — это мощнейший рычаг для привлечения финансовых ресурсов в экономику, с одной стороны, и мощный потенциальный фактор развития финансовых кризисов в экономике, с другой стороны.
Альтернативой жесткому регулированию на фондовом рынке является саморегулирование. Агенты фондового рынка действительно заинтересованы в том, чтобы вырабатывать и поддерживать определенные стандарты своей деятельности, которые бы обеспечивали доверие других экономических агентов.
Другая альтернатива состоит в раскрытии информации. Развитие интернета изменило ситуацию на рынке с точки зрения информационной прозрачности для участников и пользователей услуг. Когда компания раскрывает в большом масштабе информацию о своей деятельности, то анализ показателей и рисков, связанных с деятельностью этой компании, а также публикация соответствующих отчетов, опять же онлайн, становится делом независимых консультантов (например, рейтинговых агентств). Если вся информация открыта, если существует рынок аналитических услуг, тогда проблема защиты прав потребителей услуг не требует государственного вмешательства.
В России, к сожалению, чем большими полномочиями наделен какой-то государственный орган, тем более безответственным он является. Когда Минэкономразвития или Минфин готовят какой-либо регулирующий документ, то они готовят постановление правительства, то есть эти документы всегда проходят через достаточно развитую систему согласования и оппонирования.
Таким образом, основными перспективными направлениями развития финансового рынка России являются следующие:
- Реформирование существующей модели финансового рынка в России с учетом ухода от спекулятивной модели развития и интеграции с развивающимися странами, странами СНГ и БРИК. Данная мера позволит расширить возможности России по привлечению и перераспределению капитала, а также снизить системные риски, связанные с притоком на рынок спекулятивного капитала и утратой национальным рынком суверенитета [4; 56].
- Стимулирование реальных инвестиций в экономику России: с учетом определения оптимальной пропорции между привлечением иностранных инвестиций в Россию (преимущественно прямых) и вывозом капитала за рубеж, такая мера поможет сформировать баланс по стимулированию и регулированию инвестиций. При этом вывод капитала за рубеж должен осуществляться преимущественно вбезоффшорные зоны, в страны со стабильной экономической ситуацией и перспективами роста экономики.
- Регулярный мониторинг диспропорций инвестиций в рамках государственной инвестиционной политики с учетом определения избытка или дефицита необходимого инвестиционного капитала путем сопоставления максимального объема доступных внутренних ресурсов и инвестиционных потребностей в рамках планируемого периода. Такая мера позволит исключить дефицит инвестиционного капитала РФ в целях развития экономики путем привлечения иностранных инвестиций на необходимый срок и на приемлемых для страны условиях, а также избыток капитала с учетом приоритетов отечественного экспорта и контроля его вывода за рубеж [4; 55].
- Обеспечение баланса интересов государства и бизнеса при введении ограничений на допуск иностранных инвесторов в отрасли, имеющие стратегическое значение для страны и обеспечения безопасности государства. Наличие жестких заградительных мер, декларированных в рамках Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ, фактически препятствует притоку иностранных инвестиций в высокотехнологичные сектора, вместе с которыми приходят не только финансовые, но и интеллектуальные ресурсы, технологии и оборудование.
- Комплексное развитие инфраструктуры финансового рынка, включая перспективные направления по освоению новых продуктов и технологических рядов; увеличение активности небанковских институтов развития; создание новых биржевых площадок и перспективы формирования в России мирового денежного центра. Практическое применение данных мер позволит снизить информационные, регулятивные и технологические барьеры на рынке, препятствующие честности и справедливости ценообразования, что, в свою очередь, позволит нивелировать транзакционные издержки инвесторов.
Список литературы:
- Андреев А. Депозитарная деятельность в условиях рыночной экономики. / А. Андреев. — М.: Академия, 2013. — 407 с.
- Васильева М.В. Стратегические направления и ориентиры развития финансового рынка России / М.В. Васильева, А.Р. Урбанович // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2013. — № 2. — С. 35—39.
- Глухов К.А., Ширяев И.В. Молодежь в образовании, науке, бизнесе и власти. Тезисы докладов XIV Всероссийского экономического форума научно-исследовательских работ молодых ученых и студентов «Конкурентоспособность территорий» с международным участием в рамках II Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций — «ПУТЬ НА СЕВЕР»» (Екатеринбург, 28—30 апреля 2011 г.) Часть 10 «Современное состояние финансового рынка Российской Федерации», С. 94.
- Лавров А. Финансовая стабилизация фондового рынка / А. Лавров // Вопросы экономики, № 8, 2012. — С. 51—56.
- Российские ценные бумаги: инфраструктурные и стратегические задачи в развивающемся финансовом мире РЦБ № 7 2009 г.
- Сергей Александрович Васильев Доклад на XIV научной конференции РЭШ «Российские экономические и политические институты в процессе реформ».
- Товмасян А.А. Основные тенденции эволюции российского финансового рынка // Международная экономика. — 2014. — № 2. — С. 24.
- Финансовые рынки и экономическая политика России: монография / Под ред. С.С. Сулакшина. — М.: Научный эксперт, 2013. — 454 с.