РОССИЯ И БРИКС: НОВЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ
Секция: 2. Политология
XXVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
РОССИЯ И БРИКС: НОВЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ
XXI век нередко называют веком интеграции и глобализации — как утверждает профессор А.Е. Дайнеко, директор Института Экономики НАН Беларуси, на сегодняшний день в мире насчитывается около 80 интеграционных объединений того или иного типа. Россия состоит в 17 международных (Всемирная торговая организация, Организация стран экспортеров нефти, Всемирный банк и т. д.) и региональных (Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС и т. д.) интеграционных объединениях. На сегодняшний день, по нашему мнению, наиболее перспективным для России в экономическом и политическом плане можно считать членство в БРИКС.
БРИКС — организация, в состав которой входят 5 стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская республика. Данные страны можно охарактеризовать как стремительно развивающиеся государства с быстро растущими экономиками и обладающими высокой степенью влияния на глобальных и региональных рынках. В странах БРИКС проживает около 40 % населения всего земного шара, совокупный внутренний валовый продукт стран БРИКС в 2014 году, по данным МВФ, составил 32,5 триллиона долларов, у стран «большой семерки» — 34,7 триллиона долларов. По прогнозам некоторых политиков [4] совокупный объем ВВП стран БРИКС может в течение ближайших двух-трех лет превысить аналогичный показатель членов «большой семерки».
Сотрудничество между странами-участницами БРИКС ведется по нескольким направлениям, в том числе в сфере энергетики, горнодобычи, металлургии, агроиндустрии, телекоммуникаций, высоких технологий и т. д. В настоящее время государства продолжают укреплять социально-гуманитарную сферу, активно взаимодействуют с бизнесом, гражданским обществом, научными и академическими кругами. Также страны развивают отношения в сфере занятости населения, миграции, противодействия наркобизнесу, охраны окружающей среды.
В 2014 году, на VI Саммите БРИКС в Форталезе, Бразилия, было подписано Соглашение о создании Нового банка развития с уставным капиталом в 100 миллиардов долларов и долевым участием всех членов БРИКС. В ходе проведения VII Саммита БРИКС, проходившего в июле 2015 года в Уфе была принята Уфимская декларация, в которой затрагиваются такие важные вопросы, как вступление в силу Соглашения о Новом банке развития. Новый банк развития, по мнению глав государств-членов БРИКС, должен стать эффективным инструментом по финансированию ключевых проектов в странах БРИКС и в других развивающихся странах, а также должен укрепить сотрудничество между государствами-членами БРИКС в экономической сфере [3].
Новый банк развития начал свою работу 21 июля 2015 года в Шанхае, планируется, что уже в начале 2016 года организация предложит свои первые проекты в области инвестиций. Попробуем выявить основные позитивные и негативные моменты от создания данной международной организации.
В качестве недостатка Нового банка развития БРИКС некоторые политологи [3] отмечают его относительную неконкурентоспособность по сравнению с Всемирным банком и Международным валютным фондом — две последние организации существуют с 1945 года и включают в себя 184 и 188 государств соответственно. НБР же существует считанные месяцы, в состав его входят лишь 5 государств. Соответственно, Всемирный банк и МВФ обладают большими финансовыми возможностями, сложившейся репутацией и сильным влиянием на экономическую и политическую ситуацию в мире. С другой стороны, капитал МВФ, к примеру, составляет около 272 миллиардов долларов. Капитал НБР составляет 100 миллиардов долларов — для 5 государств данные средства являются вполне достаточными для успешной реализации инвестиционных проектов. Кроме того, многие политики [1] предрекают НБР успешное и взаимовыгодное сотрудничество с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, созданным в 2014 году и уже включающим в себя 57 государств-членов. На наш взгляд, данные положения вполне перекрывают мнимую неконкурентоспособность НБР.
Из положительных моментов в первую очередь необходимо отметить, что НБР создавался в качестве альтернативы таким международным финансовым организациям, как вышеупомянутые Международный валютный фонд и Всемирный банк. Не является секретом, что лидеры стран-участниц БРИКС неоднократно заявляли о своем недовольстве тем фактом, что США не ратифицировали пакет реформ МВФ, принятый в 2010 году и усиливающий представительство в МВФ стран с динамично развивающейся экономикой и увеличивающий число голосов стран с низкими доходами и их участие в управлении фондом. Без одобрения же данного пакета со стороны США поправки в силу вступить не могут (для принятия таких решений, как реформа МВФ требуется 85-процентное большинство голосов; на долю США приходится 16,75 % голосов при принятии решений в рамках Фонда). Созданный странами БРИКС банк — это реальная альтернатива МВФ, структура которого не соответствует структуре мировой экономики. За последние два десятилетия доля развивающихся рынков значительно выросла. При этом структура МВФ не меняются — развивающиеся страны не могут получить большие квоты МВФ. Такие растущие рынки, как Россия, Китай, Бразилия, Индия и ЮАР не могут довольствоваться тем положением, которое им отводят в международных организациях и вынуждены организовывать региональные организации, в которых могут быть воплощены все их экономические и инфраструктурные амбиции. Страны БРИКС обладают разными преимуществами в разных областях науки и техники. Индия сильна в медицине, Китай зарекомендовал себя в строительстве инфраструктуры и в промышленности, Россия — в космическом, авиационном и оборонном секторе и так далее. Таким образом, объединив имеющиеся у стран ресурсы и подключив к осуществлению важнейших инфраструктурных проектов Новый банк развития, страны БРИКС смогут реализовывать свои начинания.
Нельзя не упомянуть и следующий важный момент: МВФ предоставляет кредиты только с выдвижением ряда требований — например, минимизация или даже ликвидация правительственных расходов на социальные программы, сокращение зарплат, повышение налогов — все это мы сегодня можем наблюдать в кризисной Греции, которую кредитует МВФ. В свою очередь в Новом банке развития нет прописанных условий выдачи кредитов другим странам. Предполагается, что для получения финансовой помощи необходимо внести какую-то сумму в создание банка. Более того, прежде чем выдать кредит, банк должен проверить у заемщика способность выплатить долг. Нам представляется, что политика предоставления НБР кредитов будет значительно более мягкой, чем существующая сейчас в МВФ. Более того, банк получил название Нового банка развития, а не Банка БРИКС, именно потому, что не планируется ограничивать его деятельность только рамками тех стран, которые являются членами БРИКС.
Важно отметить и тот факт, что созданный Новый банк развития может благоприятно сказаться на инвестиционном климате внутри России. Из-за введенных в отношении России санкций был ограничен приток капитала в нашу страну, поэтому в ряде проектов заменой иностранных инвестиций стали средства Фонда национального благосостояния. Если же проекты, которые реализуются инвесторами, заинтересуют банк, то можно говорить о положительном влиянии этой финансовой организации на ситуацию на инвестиционном рынке России.
Кроме того, вполне можно ожидать, что Новый банк развития будет активно участвовать в реализации активно обсуждаемого сейчас проекта Нового Шелкового пути, продвигаемого Китаем. Конечно, можно говорить о том, что если данный проект будет реализован, то снизится геостратегическая роль российского Транссиба как важнейшего транспортного потока из стран Азии в европейскую часть материка; однако если будет принято решение о запуске проекта, то реализовываться он будет как с участием России, так и без ее участия. Именно поэтому в случае его реализации России стоит воспользоваться возможностью для развития собственной инфраструктуры на Дальнем Востоке.
Также не стоит забывать и о том, что страны-участницы БРИКС договорились о создании Пула валютных резервов стран БРИКС, также в размере 100 миллиардов долларов, что позволит поддержать экономики стран, например, в случае возникновения проблем с долларовой ликвидностью. Получается, что данная мера также направлена на поддержание финансовой стабильности в государствах-членах БРИКС.
Станут ли Новый банк развития и Пул валютных резервов стран БРИКС реально действующими инструментами или останутся лишь формально функционирующими институтами, мы узнаем лишь по прошествии времени. На настоящий же момент мы лишь делаем вывод о необходимости дальнейшего развития уже существующих механизмов поддержки экономики региональных интеграционных объединений, а также о необходимости создания новых институтов, в том числе для снижения влияния проамериканских финансовых организаций и защиты от жесткой санкционной политики в адрес России.
Список литературы:
- «Антон Силуанов о Новом банке развития» // Официальный сайт председательства Российской Федерации в БРИКС. URL: http://brics2015.ru/news/20150707/281746.html (Дата обращения: 05.09.2015).
- Никонов В.А. Пробуждение БРИК // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://mid.ru/bdomp/brics.nsf/nikonov.doc (Дата обращения: 05.09.2015).
- Уфимская декларация // Официальный сайт председательства Российской Федерации в БРИКС. URL: http://brics2015.ru/load/382553 (Дата обращения: 05.09.2015).
- Шалгин Александр. «ВВП стран БРИКС в скором времени превысит показатели «Большой семерки», считает Пушков» // Информационное агентство России ТАСС. URL: http://tass.ru/politika/2026661 (Дата обращения: 05.09.2015).