Статья:

ДИНАМИКА ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ

Конференция: XXVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Гармашова В.А., Сафарова Ю.А., Целовальникова К.В. ДИНАМИКА ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(26). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/7(26).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 56 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДИНАМИКА ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ

Гармашова Виктория Андреевна
студент Волгодонского инженерно-технического института, филиала Национального исследовательского университета МИФИ, РФ, г. Волгодонск
Сафарова Юлия Арзимановна
студент Волгодонского инженерно-технического института, филиала Национального исследовательского университета МИФИ, РФ, г. Волгодонск
Целовальникова Ксения Викторовна
студент Волгодонского инженерно-технического института, филиала Национального исследовательского университета МИФИ, РФ, г. Волгодонск
Василенко Надежда Петровна
научный руководитель, канд. пед. наук Волгодонского инженерно-технического института, филиала Национального исследовательского университета МИФИ, РФ, г. Волгодонск
 

Современные события, происходящие в ряде стран мира, характеризуются обострением различных по содержанию и масштабу геополитических, межнациональных, этнических, социально-экономических ситуаций. Противоречия проявляются, в том числе и на уровне интересов различных сообществ людей с полярными и трудно совместимыми взглядами, убеждениями, верованиями. Для предотвращения конфликтных ситуаций, вызванных трудностями общения между людьми экстремистской направленности, наиболее важным и значимым является формирование у каждого отдельного человека, и особенно молодых людей, толерантных установок. Особая значимость данного факта подчеркивается в Федеральной целевой программе по формированию установок толерантного сознания и профилактики экстремизма и именно для многонациональной России [4].

Студенческий период личности рассматривается как период формирования активной жизненной позиции молодого человека, основой которой являются его личные убеждения или убеждения, формируемые под влиянием сторонних факторов. Поэтому одной из актуальных проблем формирования толерантных установок в построении программы развития личности является их диагностика (рис. 1).

 

Рисунок 1. Формирование толерантных установок личности на диагностической основе

 

Для определения объектов диагностирования толерантных установок личности необходимо рассмотреть те формулировки толерантности, которые определены нормативными документами, концепциями, целевыми программами, теоретическими подходами, имеющимися методиками и другими источниками, которые признаны и действуют в обществе.

По определениям «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО), данное понятие рассматривается как ценность и социальная норма, проявляющаяся в праве быть различными, в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Основными характеристиками толерантности являются: оценка каждого человека по его конкретным поступкам, а не на основе ожиданий, связанных с его национальными, религиозными и другими характеристиками; право на любые проявления национальных, религиозных и других характеристик в своем поведении и высказываниях в том случае, если они не противоречат нормам права и морали общества и общности; ориентация на терпимость к недостаткам, слабостям и ошибкам других людей, если они не противоречат нормам морали и права или готовность прощать людям все их грехи, за исключением особенно тяжких; согласие и ненасильственное разрешение конфликтов; следование нормам права; сострадание, сопереживание, сочувствие [3].

Кроме того, важно подчеркнуть, что толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между людьми, характеризуемое готовностью принимать их социокультурные отличия, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т. д. Поэтому принципы толерантного поведения должны пронизывать все уровни отношений между людьми, от расовых до межличностных.

Все это и определяет структуру понятия «толерантность», которая представлена на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Структура толерантности

 

Основные составляющие данной структуры представлены в работе М. Мацковского: «Толерантность как объект социологического исследования», ими являются:

1)  гендерная толерантность (ГТ) — непредвзятое отношение к представителям другого пола;

2)  возрастная толерантность (ВТ) — непредвзятость к априорным «недостаткам» человека, связанным с его возрастом;

3)  образовательная толерантность (ОТ) — терпимое отношение к высказываниям и отношению людей с более низким образованием у высокообразованных людей и наоборот;

4)  межнациональная толерантность (МТ) — отношение к любому человеку с позиции «презумпции национальной невиновности»;

5)  расовая толерантность (РТ) — отсутствие предубеждений к представителям другой расы;

6)  религиозная толерантность (РТ) — отношение к догматам различных конфессий, религиозности, особенностям литургии и т. д. со стороны верующих и неверующих, представителей различных конфессиональных групп;

7)  географическая толерантность (ГТ) — непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей и наоборот;

8)  межклассовая толерантность (МТ) — терпимое отношение к представителям разных общественных слоев — богатых к бедным, бедных к богатым;

9)  физиологическая толерантность (ФТ) — отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками;

10)  политическая толерантность (ПТ) — отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и т. д.;

11) сексуально-ориентационная толерантность (СТ) — непредвзятость по отношению к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации;

12)  маргинальная толерантность (МТ) (толерантность по отношению к маргиналам) — отношение к бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным и т. д.

По мнению ученых и политиков, не все типы интолерантности равнозначны с точки зрения их влияния на социальную напряженность в обществе, на возникающие в нем конфликты. Особую опасность представляет собой межнациональная, межконфессиональная, политическая нетерпимость. Примеры последствий проявления данных типов нетерпимости мы наблюдаем по всему миру.

Не менее актуально рассмотрение и других типов толерантности, особенно если речь идет о формировании сознания студентов. М. Мацковский отмечает, что «трагедии юношей и девушек с нетрадиционным типом сексуальной ориентации, издевательства, которым подвергаются люди с физическими недостатками, невнимание и грубость по отношению к больным и инвалидам, забвение стариков и варварское отношение к ним наших медицинских работников — далеко не полный перечень последствий тех видов нетерпимости, которые, может быть, не приводят к широкомасштабным конфликтам, но оказывают существенное влияние на жизнь многих членов общества» [3].

Всякое развитие личности способствует проявлению толерантности, поскольку черты любой личности, специалиста-профессионала, включают в себя ориентацию на общечеловеческие ценности, креативность, независимость суждений, уважительное отношение к чужой точке зрения, стремление способствовать развитию других людей. Тогда задача развития толерантности может быть понята как программа развития личности нового тысячелетия.

Воспитание толерантности предполагает формирование в людях отношения к конкретному представителю каждой социальной группы или института независимо от этого факта. И, как отмечалось ранее, особая роль в этом принадлежит диагностике уровня сформированности толерантных установок личности.

С целью изучения толерантных установок студентов, нами был проведен опрос обучающихся по направлению «Менеджмент» в количестве 73 человек. Диагностика проводилась при помощи словесного ассоциативного теста, включавшего 31 понятие, которые были распределены по элементам структуры толерантности.

Уровень толерантного отношения студентов по элементам структуры определялся по соотношению позитивных и негативных высказываний, которые записывали студенты как ассоциации в определенным выражениям.

Определяемый в процентном отношении, уровень толерантных установок студентов, полученный в результате обработки данных, представлен ниже:

1.  ГТ: женщина — 95,1 %; мужчина — 99,1 %.

2.  ВТ: ребёнок — 90 %; подросток — 67,7 %; молодёжь — 88,9 %; старый — 88,5 %.

3.  ОТ: высокообразованный человек — 96,1 %; люди с низким образованием — 32,4 %.

4.  МТ: чеченец — 49,1 %; человек другой национальности — 75 %.

5.  РТ: негр — 74,5 %; человек другой расы — 94 %.

6.  РТ: человек другой веры — 73,8 %.

7.  ГТ: житель небольшого города — 86,2 %; житель деревни — 84,8 %; столичный житель — 57,6 %.

8.  МТ: богатый — 64 %; бедный — 65,3 %.

9.  ФТ. больной — 54,3 %; инвалид — 65,7 %; физически неполноценный человек — 26 %; человек с внешними недостатками — 39,1 %.

10.  ПТ: представитель др. партии — 45,1 %.

11.  СТ. гомосексуалист — 31,5 %; лесбиянка — 31 %; бисексуал — 51,8 %.

12. МТ: бомж — 23,5 %; нищий — 54,2 %; наркоман — 23,8 %; алкоголик — 30,3 %; заключённый — 37,7%.

Сравнивая данные результаты с результатами предыдущих исследований, проведенных в 2004 и 2009 годах [1], следует отметить, что уровень толерантности по отношению к представителям других наций и рас повысился, а вот к маргинальным группам, а также к объектам политической толерантности у молодых людей он стал еще ниже, чем ранее.

Сравнительные данные исследований 2004, 2009 и 2014 годов представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Сравнительные данные исследований



Виды
толерантности


2004 г.


2009 г.


2014 г.


1


ГТ


женщина — 100 %;

мужчина — 94,3 %.


женщина — 98,6 %;

мужчина — 97 %.


женщина — 95,1 %;

мужчина — 99,1 %.


2


ВТ


ребёнок — 100 %;

подросток — 55,9 %;

молодёжь — 88,3 %;

старый — 93,9 %.


ребёнок — 100 %;

подросток — 42 %;

молодёжь — 81,8 %;

старый — 44,9 %.


ребёнок — 90 %;

подросток — 67,7 %;

молодёжь — 88,9 %;

старый — 88,5 %.


3


ОТ


высокообразованный человек — 100 %;

люди с низким обр. — 34,4 %.


высокообразованный человек — 89,8 %;

люди с низким обр. — 35 %.


высокообразованный человек — 96,1 %;

люди с низким обр. — 32,4 %.


4


МТ


чеченец — 30,3 %;

человек др. национальности — 71 %.


чеченец — 43 %;

человек др. национальности — 61,7 %.


чеченец — 49,1 %;

человек др. национальности — 75 %.


5


РТ


негр — 68,6 %;

человек др. расы — 62,5 %.


негр — 57,8 %;

человек др. расы — 66,6 %.


негр — 74,5 %;

человек др. расы — 94 %.


6


РТ


человек др. веры — 78,8 %.


человек др. веры — 72,9 %


человек др. веры — 73,8 %


7


ГТ


житель небольшого города — 60,6 %;

житель деревни — 70,6 %;

столичный житель — 82,4 %.


житель небольшого города — 74,5 %;

житель деревни — 65 %; столичный житель — 47,3 %.


житель небольшого города — 86,2 %;

житель деревни — 84,8 %;

столичный житель — 57,6 %.


8


МТ


богатый — 80 %;

бедный — 64,7 %.


богатый — 65,9 %;

бедный — 53,4 %.


богатый — 64 %;

бедный — 65,3 %.


9


ФТ


больной — 85,3 %;

инвалид — 79,4 %;

физически неполноценный человек — 32,4 %;

человек с внешними недостатками — 37,5 %.


больной — 48,8 %;

инвалид — 65,7%;

физически неполноценный человек — 25,2 %;

человек с внешними недостатками — 35,2 %.


больной — 54,3 %;

инвалид — 65,7 %;

физически неполноценный человек — 26 %;

человек с внешними недостатками — 39,1 %.


10


ПТ


представитель др. партии — 63,3 %.


представитель др. партии — 54,8 %.


представитель др. партии — 45,1 %.


11


СТ


гомосексуалист — 56,3 %;

лесбиянка — 54,8 %;

бисексуал — 40%.


гомосексуалист — 47,2 %; лесбиянка — 37 %;

бисексуал — 36,6 %.


гомосексуалист — 31,5 %;

лесбиянка — 31 %;

бисексуал — 51,8 %.


12


МТ


бомж — 54,3 %;

нищий — 63,6 %;

наркоман — 39,4 %;

алкоголик — 48,6 %; заключённый — 41,2 %.


бомж — 46,5 %;

нищий — 51,2 %;

наркоман — 29,8 %;

алкоголик — 41,2%; заключённый — 37,9 %.


бомж — 23,5 %;

нищий — 54,2 %;

наркоман — 23,8 %;

алкоголик — 30,3 %; заключённый — 37,7 %.

 

Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы:

·     наблюдается снижение гендерных толерантных установок студентов по отношению к женскому полу (женщина — 100 %; 98,6 %; 97 %.), что характеризуется добавлением следующих характеристик: змея, толстая;

·     происходит снижение возрастных толерантных установок по отношению к ребенку (ребенок — 100 %; 100 %; 90 %), что подтверждается добавлением таких характеристик, как: плаксивый, непослушный, проблемы;

·      толерантные установки студентов по отношению к людям с низким уровнем образования находятся на низком уровне (34,4 %; 35 %; 32,4 %), что связано с появлением таких ассоциаций, как: бедные, нецелеустремлённые, лентяи;

·     наблюдается изменение толерантных установок по отношению к чеченцам (чеченец — 30,3 %; 43 %; 49,1 %;), что подтверждается добавлением следующих характеристик: смелые, танцы;

·      происходит значительное повышение толерантных установок по отношению к представителям другой расы (человек др. расы — 62,5 %; 66,6 %; 94 %), что характеризуется появлением таких ассоциаций, как красота, ум, культура;

·     по отношению к людям другой веры толерантные установки остались примерно на одном уровне (человек др. веры — 78,8 %; 72,9 %; 73,8 %);

·     происходит повышение географических толерантных установок студентов по отношению к жителю деревни (житель деревни — 70,6 %; 65 %; 84,8 %), что характеризуется добавлением таких характеристик как: дружелюбный, добрый, занятой; не однозначно определяется изменение установок по отношению столичным жителям (82,4 %; 47,3 %; 57,6 %);

·     наблюдается понижение толерантных установок к богатым (богатый — 80 %; 65,9 %; 64 %), что характеризуется появлением таких ассоциаций, как: жадный, меркантильный, надменный;

·     наблюдаются изменения к повышению физиологических толерантных установок студентов по отношению к людям с внешними недостатками (человек с внешними недостатками — 37,5 %; 35,2 %; 39,1 %), что подтверждает появление таких характеристик, как: богатый внутренний мир, индивидуальность, душевная красота, однако в целом остается низким; толерантные установки по отношению к больным и инвалидам последние пять лет остаются примерно на одном уровне;

·     наблюдается понижение толерантных установок к представителям других партий (представитель др. партии — 63,3 %; 54,8 %; 45,1 %), что характеризуется добавлением следующих ассоциаций: ненадёжность, враг, говорит неправду;

·      понижается средний уровень толерантного отношения к сексуальным меньшинствам, что характеризуется появлением таких характеристик, как: неприязнь, непонимание;

·      весьма низкий уровень терпимости наблюдается по отношению к представителям маргинальных групп, особенно к наркоманам (39,4 %; 29,8 %; 23,8 %), бомжам (54,3 %; 46,5 %; 23,5 %), что характеризуется добавлением таких ассоциаций, как: ленивый, ничего не хочет, алкоголик.

В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО, подчеркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия, поэтому воспитание терпимости (толерантности) и согласия должно стать одной из ведущих образовательных задач наступившего века. Таким образом, толерантность рассматривается как одно из необходимых условий противостояния экстремизму и терроризму.

Однако, «формирование установок толерантного сознания, определяющего устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп, как основы гражданского согласия в демократическом государстве» как главная цель еще не достигнута, и в настоящее время направления ее реализации должны составлять основу направлений воспитательной работы с молодежью: создание и применение в образовательных учреждениях всех уровней образовательных программ, направленных на формирование толерантного сознания, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу; проведение в учреждениях специальных социально-психологических тренингов, игр, круглых столов и других мероприятий; реализация методологических, социологических и психологических основ педагогики толерантности [2; 5].

Как показал опрос, одной из актуальных форм по повышению уровня толерантности у студентов, по их мнению, являются тренинги и дискуссии, на которых студенты могут обсудить острые вопросы, связанные с проблемой терпимости, и на практике в игровой форме проверить, насколько в каждом из них выработаны нормы толерантного поведения.

 

Список литературы:
1.    Василенко Н.П., Кулакова Ю.А. Диагностика толерантных установок студентов как основа компетентностного подхода в подготовке специалистов по социальной работе. // Первые научные чтения по актуальным проблемам социально-гуманитарного знания. — Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2010. С. 88—93.
2.    Коржуев А.В., Кудзиева Н.О., Попков В.А. Толерантность в контексте педагогической культуры преподавателя вуза // Педагогика. 2003. № 5.
3.    Мацковский М. Толерантность как объект социологического исследования // Век толерантности. Выпуск 3—4. URL: http://www.tolerance.ru / VT-3-4-toler-kak.php?PrPage=VT (Дата обращения: 15.03.2014).
4.    Постановление Правительства РФ № 629 «О федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» URL: http://www.school.edu.ru (Дата обращения: 10.04.2014).
5.    Пугачева Е.А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Нижний Новгород, 2008. URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-tolerantnosti-studentov-v-polikulturnoi-srede-vuza (Дата обращения: 30.02.2014).