КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
Секция: 11. Экономика
XXVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
В статье рассмотрены понятия кредитной политики коммерческих банков, процессы ее формирования, отражены цели и элементы кредитной политики, а также показан ряд факторов, которые влияют на выбор кредитной политики банка.
На макроуровне разработка денежно-кредитной политики является одной из функций Центрального банка, который регулирует денежную массу в обращении, объем кредитов, уровень процентных ставок и другие показатели денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Обеспечение требований действующего законодательства, а также повышение эффективности деятельности коммерческих банков на микроуровне делают актуальной разработку каждым из коммерческих банков своей кредитной политики, следуя которой, должна выстраиваться их деятельность.
Несмотря на очевидную актуальность формирования, утверждения и реализации кредитной политики, далеко не в каждом коммерческом банке этим занимаются систематически. Кроме того, обращает на себя внимание недостаточно полная и качественная проработка данных вопросов в научной и специальной литературе, в связи с чем возникает необходимость определить:
· определение сути кредитной политики;
· основные цели, преследуемые кредитной политикой;
· элементы кредитной политики;
· факторы, которые учитываются при формировании кредитной политики.
Современные словари не дают четкого определения такому понятию как кредитная политика. Более подходящим значением слова политика в данном случае приводится в словаре Вебстера, где политика трактуется как «установленный курс, которого придерживается правительство, организация, учреждение или частное лицо и характеризуется как взвешенность суждений в управлении делами и как управление процедурами» [1, c. 339]. Из этого мы можем дать определение, что кредитная политика — это определяющие направление развития коммерческого банка в области предоставления ссуд физическим и юридическим лицам. Из этого же следует, что кредитная политика определяет задачи и приоритеты кредитной деятельности банка, средства и методы их реализации, а также принципы и порядок организации кредитного процесса. Она создает основу организации кредитной работы банка в соответствии с общей стратегией его деятельности, являясь необходимым условием разработки системы документов, регламентирующих процесс кредитования.
По данным Банка России, на начало марта текущего года просроченная задолженность физических лиц перед банками свыше 90 дней составила 619,5 миллиарда. В 2013 году на ту же дату объем просрочки был намного меньше и составлял 358,5 миллиарда. Очевидно число клиентов различных банков «не вытягивающих» долговую нагрузку растет. Что только на примере розничного кредитования говорит, о неизбежном росте риска невозврата ссуд и необходимости принятия верного стратегического решения.
Прежде всего, если говорить о цели формирования кредитной политики коммерческого банка, то и исходя из формы финансовой организации, уже можно сделать вывод, о том, что основной целью кредитной политики является рациональная расстановка задач перед финансовой организацией (коммерческим банком) для получения максимальной прибыли при минимальных рисках в предоставлении займа. Исходя из этого расстановка задач в зависимости от имеющихся ресурсов и внешней обстановки на рынке заключается в определении направления кредитования, контроле в процессе кредитования, и технологии осуществления кредитных операции. Банк, не задумывающийся о перспективах развития, который ориентируется лишь на текущие тенденции, не может развиваться адекватно меняющейся экономической ситуации. Для этого банком формируется стратегия развития, которая и является кредитной политикой.
Разработка и проведение банком кредитной политики должны быть направлены на достижение следующих подцелей:
· допускать только такой риск, который минимально повлияет на создание активов, и не будет мешать обеспечивать постоянный уровень дохода;
· создать коллектив квалифицированных профессионалов в сфере кредитных операций, которые в свою очередь обеспечат высокое качество кредитного портфеля;
· предоставлять ссуды и займы на финансирование перспективных и рентабельных проектов, соответствующих стратегическим целям банка;
· способствовать развитию долгих и плодотворных отношений с клиентами, приносящими стабильный и постоянный доход;
· избегать использования неоправданных методов в кредитовании на высоко конкурентном рынке, и не только.
Учитывая данные цели, коммерческому банку следует оформить кредитную политику в виде документа, который содержал бы инструкции и руководства, описывающие работу предварительную выдаче кредита, а также процесс кредитования и т. д.
Этапы кредитования и регламентируемые параметры и процедуры представлены в таблице 1 [2, c. 464].
Таблица 1.
Этапы кредитования и Регламентируемые параметры и процедуры
Этапы кредитования |
Регламентируемые параметры и процедуры |
Предварительная работа по предоставлению кредита |
Состав будущих заемщиков Виды кредитования Количественные процедуры кредитования Стандарты оценки кредитоспособности заемщиков Стандарты оценки ссуд Процентные ставки Методы обеспечения возвратности кредита Контроль за соблюдением процедуры подготовки выдачи кредита |
Оформление кредита |
Формы документов Технологическая процедура выдачи кредита Контроль за правильностью оформления кредита |
Управление кредитом |
Порядок управления кредитным портфелем Контроль за исполнением кредитных договоров Условия продления или возобновления просроченных кредитов Порядок покрытия убытков Контроль за управлением кредита |
При формировании кредитной политики возникает проблема её эффективности, поскольку, преследуя цель снижения общего риска или обеспечения ликвидности банка, может возникнуть такая ситуация, когда доход от кредитных операций будет отсутствовать или даже убыток, полученный по ним будет много превосходить прибыль. И этот факт однозначно скажет о неэффективной кредитной политики или о неправильной постановке задачи и выбора инструментов для ее решения.
Кредитная политика коммерческого банка разрабатывается и совершенствуется высшим руководством банка и формирует основные направления кредитной деятельности: объективные стандарты и критерии, которыми должны руководствоваться банковские работники; основные действия лиц, принимающих стратегические решения в области кредитования; принципы контроля за качеством управления кредитной деятельностью в банке и работой служб внутреннего и внешнего аудита.
В процессе разработки кредитной политики руководство банков основывается на ряде факторов (субъект предоставления ссуд, характер займа, сроки кредитования, обеспеченность представления, отраслевая направленность) и формирует кредитный портфель, рассматривая его с позиций определения оптимальной кредитной политики, что позволяет ориентировать банк в направлении заключения наиболее выгодных сделок. В связи с неустойчивыми экономическими условиями, успешными сделками могут быть как сделки с физическими, так и с юридическими лицами, поэтому при формировании кредитной политики рынок должен безоговорочно находится под мониторингом, для адекватной реакции и перестройки направленности кредитования. Кредитная политика в отношении юридических лиц может нести отраслевой акцент и быть подразделена на политику по кредитованию промышленных предприятий, политику банка в области кредитования сельскохозяйственных предприятий, торговых и сбытоснабженческих организаций и т. п.
Этот ряд факторов при формировании кредитной политики делится на объективные (макроэкономические, региональные и отраслевые) и субъективные (внутрибанковские) факторы, представленные на рисунке 1 [3, с. 112]:
Рисунок 1. Факторы, определяющие кредитную политику банка
Кредитная политика коммерческого банка должна четко определять цели кредитования, содержать правила реализации конкретных целей, в том числе содержать стандарты и инструкции, представляющие собой методическое обеспечение ее реализации.
В основе выбора вида кредитной политик лежит стратегия банка, ориентированная на рост его капитала, увеличение доходов, соблюдение ликвидности, снижение рисков банковской деятельности или смешанная стратегия. Таким образом можно сделать вывод, что для постоянного прироста прибыли коммерческий банк должен иметь широкий спектр банковских услуг, который позволит ему постоянно находится в выигрыше при спаде в одном из рынков кредитования.
Кредитная политика как основа получения прибыли коммерческого банка, организует управление направленностью работы данной финансовой организации и определяет приоритеты в процессе развития кредитных отношений и функционирования кредитного процесса. Если правильно проанализировать все факторы, и рационально начать вводить кредитную политику в банковское учреждение, с полной уверенностью можно сказать что коммерческий банк станет намного конкурентоспособнее и ощутит более мощный приток прибыли.
Список литературы:
1. Лемжина Л.В. Особенности кредитной политики региональных коммерческих банков // Экономические науки. 2008. № 1 (38).
2. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. — М.: ИКЦ «ДИС», 1997.
3. Пещанская И.В. Организация деятельности коммерческого банка. — М.: «Инфра М», 2001.