Статья:

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Конференция: XXVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Атяшкин И.А. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(27). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/8(27).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Атяшкин Иван Александрович
студент Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза
Копытов Валерий Васильевич
научный руководитель, канд. филос. наук, доц. Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза

 

В Российской Федерации с начала ее образования процесс становления социально-трудовых отношений проходил весьма болезненно. Население РФ столкнулось в большинстве своем с новым видом трудовых отношений, с контрактной системой. Зачастую прописанные нормы, содержащиеся в контракте, не соответствовали ожиданиям граждан. Незнание основ законодательства, незнание своих законных прав, незнание к кому обращаться за помощью в той или иной ситуации все это привело к тому, что до сих пор социально-трудовые отношения в Российской Федерации характеризуются неразвитостью конкурентных отношений и весьма невыгодным положением для работников.

Надо отметить, что Российская Федерация достаточно молодое государство и часто происходит замена, дополнение, отмена, введение новых нормативно-правовых документов это свидетельствует о том, что Россия находится в развитии. Можно с уверенностью заявлять, что Российская Федерация повзрослела. Она начала более качественно реализовывать то, что написано на бумаге. В последнее время часто можно наблюдать, что государство обращает особое внимание на реализацию социальных программ, повышение социальной защищенности граждан.

Таким образом, руководство страны воплощает в жизнь положение конституции РФ: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1].

Это тоже индикатор, который сигнализирует о серьезных намерениях качественного улучшении жизни граждан. Также реализации основных принципов социального государства (принцип свободы, принцип справедливости, принцип солидарности, принцип социальной защиты) способствует «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

В этой концепции государство заложило для себя направления и желаемые ориентиры развития, которые снизят социальную напряженность: «Эффективность механизмов защиты прав и свобод граждан, без которых невозможно создать конкурентоспособные государственные институты; функционирование механизмов вертикальной и горизонтальной социальной мобильности; применение процедур и правил, гарантирующих выявление и учет интересов каждой социальной группы при принятии решений на всех уровнях государственной и муниципальной власти, ответственность за результаты и последствия принятых и реализованных решений; равноправный диалог общественных организаций, бизнеса и государства по ключевым вопросам общественного развития, результаты которого становятся основой принимаемых нормативных решений; высокое доверие граждан к государственным и общественным институтам» [3]. Сделаем акцент на одном слове, слово — это доверие. Так вот, одной из главных задач социального партнерства как института это восстановления доверия граждан к социально-трудовым институтам.

Принятие ТК РФ обозначило новый горизонт развития трудовых отношений. Главное качество характеризующие регулирование трудовых отношений с появление нового законодательства — системность, которой долгое время так не хватало.

В системе социально-трудовых отношений институт социального партнерства является наиболее важным. В России сформировался новый тип трудовых отношений, в основе которого заложены наряду с неким единством и противоречия, возникающие между сотрудником и представителем нанимателя.

Точная трактовка понятия социальное партнерство закреплена в ТК РФ: «Социальное партнерство в сфере труда — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» [2].

Существует несколько моделей социального партнерства. Эти модели можно классифицировать по ярко выраженному признаку. Например, за основу их классификации может быть взята степень вовлеченности властных управленческих структур в данную систему отношений. Второй вариант основывается на некоем взаимодействии профсоюзных организаций и властных структур, и третий подход опирается на мировоззрения субъектов социального партнёрства. Выделять какую-то модель, как главную нецелесообразно, так как эти модели находятся в интеракции.

Стоит обратить внимание на механизмы, которые позволяют успешно реализовывать социальное партнерство. Например, законодательно-нормативный механизм, финансово-бюджетный механизм, управленческий (административный) механизм. Несомненно, что эти механизмы должны работать взаимодействуя, тем самым принося мультипликационный эффект.

Теперь непосредственно начнем рассматривать реализацию социального партнерства на территории Пензенской области. Но прежде стоит задать вопрос: «Действительно ли социальное партнерство способно защитить интересы населения в социально-трудовом аспекте?». Ответ на этот вопрос будет чуть позже.

Региональная нормативно-правовая база, касающаяся социального партнерства, дает надежду на то, что социальное партнерство станет важным институтом развития социально-трудовых отношений в регионе. Региональный законодатель действительно принял важный документ для развития социально-трудовых отношений. Так в законе прописано четыре «органа системы партнерства в сфере социально-трудовых отношений»: «областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с настоящим Законом; территориальные (городские, районные) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с настоящим Законом, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами муниципальных образований; отраслевые комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения; комиссии на уровне организации для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения».

Через каждые три года между Правительством Пензенской области, Федерацией профсоюзов и объединениями работодателей Пензенской области принимается соглашение о социальном партнерстве. Это соглашение весьма интересный документ. С одной стороны, это просто соглашение, которое закрепляет волю профсоюзов и работодателей, но если внимательно изучить его, то можно сказать, что соглашение это, своего рода среднесрочная концепция социально-экономического развития Пензенской области. И региональная власть берет на себя ответственность за исполнение это соглашения.

Важно то, что в числе приоритетных целей выделяются такие как: «создание условий, содействующих формированию структурно развитой, обеспечивающей нужды региона и населения, конкурентоспособной экономики на базе рабочих мест, позволяющих использовать материальные и человеческие ресурсы эффективно с точки зрения интересов всех территориальных субъектов экономики; обеспечение более высокого уровня жизни населения в регионе, прежде всего за счет кардинального повышения эффективности регионального управления и социальной ответственности всех субъектов экономики, внедрения принципов достойного труда, поддержания социальной стабильности и обеспечения социальной защиты населения Пензенской области». Вызывает интерес и то, что региональная власть не забывает о концепции устойчивого развития и приняла ее и официально через нормы и неофициально через сердце.

Самым важным аспектом в ходе реализации социального партнёрства влияющим на успех является консолидация элит, элит законодательных, элит исполнительных(властных), элит профсоюзных. У которых складывается единый подход к решению проблем. Подчеркнем, что консолидация должна быть неким выражением доверия, после потери которого, вернуть его больше не будет возможности. Это надо осознавать и всячески этим дорожить. Ответ на вопрос, который был выше: «Да, социальное партнерство способно защитить интересы населения, другое дело как будут относится к его исполнению формально, неформально, может быть даже пренебрегая нормами соглашения, важно выстроить институт по защите социально партнерства, пока к нему есть доверие со стороны населения».

В целом наметившиеся тенденции развития социального партнерства в регионе можно охарактеризовать как положительные. Региональной властью скорректирован вектор развития этого института исходя из особенностей региона.

Таким образом, социальное партнёрство выступает институтом не только взаимодействия между различными структурами, но и институтом непрерывного развития качества жизни граждан России. Государство должно больше обращать внимание на социальную политику и ставить ее, что называется во главе угла.

Институт социального партнерства в регионе имеет весьма большой потенциал, который в настоящее время полностью недооценен. Этот стратегический просчет, который допускают и представители государственных органов, и представители профсоюзов, в дальнейшем может привести в лучшем случае к потере веса в регулировании социально-трудовых отношений, а в худшем к полной дискредитации. Крайне важно, чтобы высшие должностные лица региона способствовали распространению (даже в некоторой степени пропагандировали) и развитию социального партнерства на всей территории региона.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12.121993 // — [Электронный ресурс]. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» — 2015.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // — [Электронный ресурс]. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» — 2015.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р // — [Электронный доступ] Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» — 2015.
4. О системе социального партнерства в Пензенской области: Закон Пензенской области от 29.06.2006 № 1064-ЗПО // — [Электронный доступ] Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» — 2015.
5. О стратегии социально-экономического развития пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года): Закон Пензенской области от 04.09.2007 № 1367-ЗПО // — [Электронный доступ] Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» — 2015.
6. Соглашение о социальном партнерстве между Правительством Пензенской области, Федерацией профсоюзов и объединениями работодателей Пензенской области на 2015—2017 годы. (http://trud.pnzreg.ru/files/trud_pnzreg_ru/trud/sogl_soc_part_2015_17.pdf — Дата обращения: 17.09.2015).