Статья:

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТИТУТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА

Конференция: XXVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Атяшкин И.А. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТИТУТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(27). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/8(27).pdf (дата обращения: 13.06.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТИТУТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА

Атяшкин Иван Александрович
студент Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза
Осташков Александр Валерьевич
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза

 

В данной работе большое внимание уделяется государственно-частному партнерству как наиболее перспективной форме взаимодействия государственного и частного капитала. Главной целью является определение практической значимости государственно-частного партнерства в развитие экономики Пензенской области. Для достижения поставленной цели необходимо перечислить задачи, решение которых приведет к цели. Задачи: провести всесторонний анализ регионального законодательства о государственно-частном партнерстве; дать оценку реализуемых проектов государственно-частного партнерства; дать оценку работы региональной власти в рамках государственно-частного партнерства; определить перспективы государственно-частного партнерства.

Выход из экономической напряженности близкой к коллапсу, развитие которого происходит под влиянием системного криза, видится весьма и весьма затруднительным. Но всегда надо быть осмотрительным, внимательным, любопытным и быстрым на подъем и тогда откроется тот горизонт, который возможно и несет в себе решение этой актуальной проблемы. В российской экономике видится один из лучей света в конце туннеля это государственно-частное партнерство. Это тот горизонт, который может решить целый ряд проблем, касающихся экономики Российской Федерации, развитие ее инвестиционного потенциала, аккумулированию огромных денежных средств, выход на новый уровень индустриализации, что в самой благородной идеи должно привести к повышению уровня качества жизни. Конечно это не панацея для российской экономики, но очень стратегически важный инструмент.

В России в условиях федерализма, когда каждый регион является хозяйствующим субъектом и тем самым выступает в роли конкурента другим субъектам. А конкуренция прежде всего идет за денежные средства, которые инвестор приносит в субъект. Если упустили инвестора, то можно говорить об упущенной выгоде, а если сумели удержать, то можно распустить крылья и летать с чувством гордости и самодостаточности.

Пензенская область, как и все другие субъекты РФ участвует самым активным образом в привлечение инвесторов с хорошим капиталом. С объявлением курса на импортозамещение для извлечения наибольшей выгоды для Пензенской области однозначно жизненно необходимы новые модели тесной связи с частным капиталом. Инвестиционно привлекательной Пензенскую область делает стимулирование инвесторов через косвенные меры, например, произошло снижение налога на прибыль с 20 % до 15,5 % [3], налог на имущество 0 % [3], частичная компенсация кредитной ставки по кредитам и это далеко не полный перечень, но самое главное, что действительно интересует всех без исключения инвесторов это гарантии, гарантии что с ними будут работать по заранее оговоренному плану. В этом направлении региональная власть создала себе авторитет честного игрока и придерживается принципа: «договор дороже денег», качественно выполняя все ранее оговоренные обязательства.

Пензенская область была в числе первых, кто проявил интерес к привлечению частных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства. Об этом прямо может свидетельствовать то, что когда президент РФ в бюджетном послании Федеральному собранию от 29 июня 2011 года обозначил необходимость расширения применения механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов [2], Пензенская область уже пыталась реализовывать государственно-частное партнерство на основании закона Пензенской области от 23.11.2010 № 1981-ЗПО, важно отметить, что долгое время не было федерального закона о государственно-частном партнерстве, он появился значительно позже, 13 июля 2015. Говорить о серьезном распространение института государственно-частного партнерства на территории Пензенской области не приходиться, потому что в силу законодательства региональный акт содержит формы партнерства, которые не предусмотрены федеральными законами, такая нестыковка могла привести к тому, что заключенные соглашения можно оспорить в любое время, что является прекрасным отпугивающим средством для потенциальных инвесторов. К великому счастью, федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прояснит ситуацию как на федеральном уровне, так и на региональном. Региональный закон о государственно-частном партнерстве в Пензенской области можно оценить положительно, все правовые аспекты, нормы, положения, определения четко и ясно сформулированы, что не допускает путаницы или иных толкований. Принятие закона стало положительным сигналом для инвесторов, в том числе и для иностранных, которые в силу определенных причин опасаются рисков связанных с исполнением обязательств государства.

До конца потенциал государственно-частного партнерства еще не раскрыт. Но определенно видятся перспективы, так государственно-частное партнерство способно стабилизировать ситуацию как с помощью рынка, так и государства. Каждый со своей стороны вносит определенную лепту, например, бизнес: финансовые ресурсы, опыт, менеджмент, своевременность принятия решений, высокоскоростную обратную связь, инновационные предложения. Государство со своей стороны: всевозможные гарантии, налоговые послабления, земельные ресурсы.

В Пензенской области государственно-частное партнерство представлено в следующих формах: заключение концессионных соглашений в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях»; предоставлению партнеру имущества Пензенской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Пензенской области; участие в уставных капиталах хозяйственных обществ в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если говорить о первой форме государственно-частного партнерства в Пензенской области, то она находится на стадии зарождения. Так, например, Собрание представителей, ЗАТО города Заречного Пензенской области утвердило «Положение о порядке заключения концессионных соглашений, в отношении муниципального имущества, находящегося в собственности закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области». Здесь можно усмотреть то, что муниципалитеты осознают возможности государственно-частного партнерства и всячески пытаются реализовать его на местах, подготовив качественную нормативную базу и соответствующее инфраструктурное обеспечение.

В основном государственно-частное партнерство в Пензенской области представлено (в форме предоставления партнеру имущества Пензенской области): крупным высокотехнологичным индустриальным парком «Отвель» двумя технопарками, оборудованными высокотехнологичным оборудованием последнего уровня; развитой региональной сетью бизнес-инкубаторов; наличием муниципальных бизнес-инкубаторов. Стоит отметить, что по количеству бизнес-инкубаторов Пензенская область занимает первое место в ПФО. Государственно-частное партнерство в Пензенской области стимулируется через развитую инвестиционную инфраструктуру, которая представлена: сетью бизнес-ангелов; Пензенским региональным фондом поддержки инноваций; центром трансферта технологий; центром коммерциализации технологий; ассоциацией субъектов инновационного предпринимательства, Пензенским центром коммерциализации нанотехнологий и центром кластерного развития.

Отметим, что руководство Пензенской области всячески способствует развитию, так в целях стимулирования приоритетных направлений развития региона, принят закон Пензенской области о понижении налоговой ставки налога на прибыль для ИТ-компаний (закон Пензенской области от 4 июля 2014 года № 2571 ЗПО), в соответствии с которым налог на прибыль, подлежащий зачислению в региональный бюджет, снижен с 18 до 13,5 % для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий [4].

Пензенская область делает огромный шаг вперед в развитии государственно-частного партнерства. Так по рейтингу регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства (составленному Центром развития государственно-частного партнерства) Пензенская область в 2014 году занимала 54 место, а в 2015 году занимает 44 место [4]. В условиях конкурентной борьбы рывок на 10 пунктов в рейтинге весьма существенный, что вызывает уважение по отношению к занятой региональной властью позиции.

 

Список литературы:

  1. Закон Пензенской области от 30.06.2009 № 1755-ЗПО — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://economy.gov.ru/minec/resources/f153c29e-b76f-4f47-ae64-899d9bc1f4ff/Пензенская+область.doc (Дата обращения 01.09.2015).
  2. Наталья Модель Государственно-частная проверка // Эксперт, 08.06.2015. Точный адрес статьи: http://expert.ru/northwest/2015/24/gosudarstvenno-chastnaya-proverka/.
  3. Пензенская область территория инвестиционных возможностей (презентация) — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://krpo.ru/presentations/penza/Prezentaciya%20Penzenskaya%20oblast.pdf (Дата обращения 01.09.2015).
  4. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства 2014—2015. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://pppcenter.ru/assets/files/raytingREG-Block_26-03-2015_new_edition.pdf (Дата обращения 01.09.2015).