РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Секция: 11. Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Актуальность темы основы обеспечения экономического суверенитета любого государства в юридической науке и законодательстве занимает одно из важнейших мест. Категория суверенитета применяется очень широко и применяется в разных смыслах, поэтому его защита является одной из ряда приоритетных задач государства. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, а именно в статье 3 Конституции Российской Федерации установлено, что носителем суверенитета и единственным носителем, и источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Рассматривая экономический суверенитет, можно встретить и другие разновидности суверенитетов, такие как территориальный, таможенный, налоговый, политический и иные виды. Конституция Российской Федерации даёт нам точное понимание, что такое слияние понятий может показаться не корректным, но данное понимание ситуации согласно контексту может быть допустимым в случаях применения подчёркивания или выделения одной из составляющих единого и не делимого суверенитета государства. Применение термина «экономический суверенитет» может быть применено в научной литературе, изучающей разные виды экономики и государственного суверенитета, но касательно действующего законодательстве такого явного и устоявшегося упоминания не имеет. В устоявшемся понимании экономический суверенитет — независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики, установлении режима использования природных ресурсов, богатств в морской исключительной экономической зоне, воздушного пространства над территорией страны, порядка и условий перемещения через свою таможенную границу, право заключать договоры и соглашения с зарубежными государствами, вступать в экономические союзы и ассоциации, международные организации и т. д. Уважение суверенитета государства, в том числе экономического, основной принцип современного международного права и международных отношений и закреплен в Уставе ООН и других международных актах.
Экономический суверенитет черпает свою основную часть из большого понимания экономики и действует предпочтительно в отношения между различными государствами и имеет влияние на их деятельность. Экономика в своих глубинных значениях имеет структуру включающие понятия — производство, потребление, распределение и обмен, являющиеся главными частями воспроизводства. В части экономического суверенитета, нас интересует обмен в масштабах межгосударственного взаимодействия и контроля над ним.
На основании таможенного законодательства Российской Федерации деятельность таможенных органов непосредственно связана с преследованием экономической и правоохранительной цели. Экономика страны очень важна и всегда зависит от состояния внешней торговли и внутренней торговли, где первым защитником от пагубного влияния иностранных товаров и соблюдения норм и осуществляют таможенные органы Российской Федерации.
Одним из экономических регуляторов рынка представляют меры тарифного и нетарифного тарифного регулирования. Величину влияния регулятора трудно переоценить со стороны суверенности экономики от внедрения влияния иностранных экономик в деятельность отечественной. Прямым доказательством может служить прямое влияние, оказанное таможенными органами, где в прошедших десятилетия деятельности Российской Федерации просматривалась закономерность между увеличивающейся либерализации в мировой торговле и государственной совместно со снижением совокупного уровня мер тарифного и не тарифного регулирования приводят к закономерному перераспределению финансовых потоков от обращения и приумножения внутри страны в направление убытия средств за пределы страны и этим усложняется процесс воспроизводства внутри государства. Первым же, что можно выдвинуть в приоритет, видя негативную ситуацию на рынке товаров с иностранным адресом и товаров принадлежащих и укрепляющих иностранную экономику и экономический суверенитет, станет полный или частичный запрет на такие группы товаров или же завышение мер тарифного регулирования и ужесточение мер не тарифного регулирования. Экономики разных стран по-разному, реагировали на проведение такой жёсткой политики в таможенной сфере. Примером является СССР, за исключением узкоспециальных отраслей промышленности, где приоритетом было применение политики непоколебимого экономического суверенитета с приоритетом вывоза готовых товаров внутреннего производства на внешние рынки и ограничения ввоза на иностранные товары. Такое экономическое направление отчасти является выигрышным в плане защиты экономического суверенитета, однако, как известно из истории, товары имеющие более конкурентную цену или же имеющие качество изделия по определённым характеристикам превышающее имеющийся товар, произведённый в СССР, имел наибольший спрос, чем и ухудшал стабильность и прочность экономического суверенитета. Другими примерами могут стать страны-члены Евросоюза, осуществляющие политику либерализации своих экономик для достижения стабильного роста благосостояния стран вместе и в частности. Отметим и этот пример имеет свои недостатки в обеспечении экономического суверенитета в следствии экономического понимания распределения труда. Свобода в торговле и перемещении товаров между странами этого примера, в совокупности с чётким распределением стран производителей основывающимся на производстве определённого товара в больших количества для импорта за пределы страны и в рамках глобализации экспортирующие товары без ограничений или не отвечающими должным образом экономическим потребностям экономики мерами тарифного и не тарифного регулирования страны импортёра, при кризисных ситуациях в экономике — сильно подрывает экономический суверенитет. Выявляет проблемы, связанные с экономическим суверенитетом законное подчинение таможенных органов, стран-участниц Европейского союза, правительствам, имеющим обязанности в различных международных соглашениях.
В сложившейся сегодня экономической ситуации таможенные органы Российской Федерации, обеспечивая экономический суверенитет страны осуществляют достижение правоохранительной цели и экономической цели в частности стимулируют отечественную экономику, защищают интересы российских производителей и рынков путём применения мер тарифного и не тарифного регулирования. В связи с ограничениями в экономике, соблюдение и охрана экономического суверенитета Российской Федерации таможенными органами в приведении всех обязанностей и требований в указанном правительством направлении должно привести к золотому балансу в экономике, что в свою очередь должно проявляться в наглядном росте благосостояния государства и каждого гражданина.
На данный момент существуют вызовы в экономической ситуации, требующие привнесения своевременных изменений и дополнений как в законодательство, так и ужесточении мер не тарифного и тарифного регулирования в отношении иностранных государств, посягающих на экономический суверенитет России. Страны же, осуществляющие деятельность в рамках ЕврАзЭс и сопутствующие укреплению экономики в кооперации с отечественными производителями, имеют право на уважение суверенитета стран-участниц в целом и особенно экономического суверенитета и взаимовыгодного сотрудничества с перспективным развитием благосостоянием экономик.
Благополучие Российской Федерации в экономике связано со многими сферами жизни и деятельности государства, но таможенные органы играют роль одного из главных защитников экономического суверенитета и регулятора в оказании нормализации обстановки на внутреннем состоянии экономики. Развитие совершенствования и укрепления мер по обеспечению таможенными органами Российской Федерации экономического суверенитета должен подстраиваться под изменчивость мира в экономике и своевременно отвечать возникающим вызовам с последующем избеганием сходных по обстоятельствам проблем.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
- Внешнеэкономический толковый словарь / Под редакцией Фаминский И.П. — М.: «ИНФРА-М», 2008. 502 с.
- Ершов М.В. Экономический суверенитет России в глобальной экономике. — М.: «Экономика», 2005. — 280 с.