Статья:

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Конференция: XXVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Бабичева Д.Е., Ерохина А.С. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(27). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/8(27).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 29 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Бабичева Дарья Евгеньевна
магистрант Северо-Кавказского федерального университета, РФ, г. Ставрополь
Ерохина Анна Сергеевна
магистрант Северо-Кавказского федерального университета, РФ, г. Ставрополь
 

Современное общество диктует свои правила и нормы для существования и жизнедеятельности индивидуума. Каждый человек преодолевает сложный путь становления личности — социализацию, в процессе которой происходит усвоение человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний и навыков. Ребенок, который растет и воспитывается в семье, лучше приспособлен к жизни и проще внедряется в структуру социума. Сложнее в данной ситуации приходится детям-сиротам, которые лишены семейной заботы. Они не имеют той доли внимания и помощи со стороны родных и близких, в которой нуждается любой ребенок. Обратимся к статистике (рис. 1).

 

Рисунок 1. Численность детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение 2014 отчетного года

 

Анализируя данную диаграмму, можно прийти к позитивному выводу о том, что число детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых в течение года, ежегодно сокращается. По данным в 2014 году было выявлено 61 621 ребенок, что меньше на 10,4 % по сравнению в 2013 годом. В 2012 году было выявлено 74 724 ребенка (меньше на 9 % по сравнению с предыдущим годом), в 2013 году — 68 770 детей (меньше на 8 % по сравнению с предыдущим годом) [1]. Но, не смотря на эти сведения, проблем, касающихся детей-сирот, не становится меньше, и внимание к ним остается таким же пристальным.

В контексте данной научной работы рассмотрим понятие «социально уязвимые группы населения». По общеэкономическому и экономико-математическому объяснительному словарю Лопатникова данное понятие трактуется как: все те, кто (как правило, по объективным причинам) не способны зарабатывать, в полной мере обеспечить себе и своей семье необходимый жизненный уровень. В наше время детей-сирот относят к данной категории людей. На них ориентирована система социального обеспечения — система оказания социальной помощи, которая реализуется через деятельность специализированных органов социального обеспечения [2].

Беря за основу понятие «социально уязвимые группы населения», рассмотрим аспект профессионального самоопределения личности. Отметим, что дети-сироты — это особая группа населения, требующая тщательного внимания и помощи со стороны государства и человечества в целом.

Известно, что на выбор профессии детей влияет мнение родителей. То есть — большинство студентов нашей страны учатся не там, где хотелось бы, а там, где престижно или по каким-либо причинам выгодно. А происходит данная ситуация лишь потому, что человек к 17—18 годам, когда ему предстоит сделать профессиональный выбор, еще мало смыслит о своей жизни, о своих социальных интересах, так как всю жизнь родители занимались его опекой и всячески оберегали, принимали за него решения. И такая ситуация в наши дни не редкость. В данном положении есть и плюсы, и минусы. Плюсы — ребенок получает образование и профессию. Минусы — будет ли ему нужна эта профессия, захочет ли он работать в данной профессиональной области и будет ли востребована данная профессия на рынке труда.

С детьми-сиротами ситуация обстоит по-иному. В большинстве случаев по достижении совершеннолетнего возраста молодой человек определяется с выбором профессии сам, зачастую государство предоставляет возможность учиться в вузах на льготной основе. Статья 6 федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гласит, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на:

·     обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом;

·     получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих без взимания платы;

·     стипендию в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики;

·     на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в каникулярное время;

·     обеспечение бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы за счет средств федерального бюджета по основным образовательным программам [3].

И это далеко не весь спектр помощи. Ознакомившись с данным законом, можно с уверенностью сказать о том, что дети-сироты находятся под надежной государственной защитой и поддержкой. Анализируя, законодательную базу в данной области, можно с уверенностью сказать, что государство предоставляет максимум социальных гарантий детям-сиротам для нормального профессионального и социального становления личности. Но зачастую причина кроется в самом ребенке, который не готов к своему профессиональному самоопределению, который просто не желает учиться.

Отметим тот факт, что на пороге вступления во взрослую жизнь ребенок сталкивается с огромным перечнем социальных проблем. Поэтому нередко дети-сироты не получают должного образования, а просто ищут работу, дабы стать независимым и социально взрослым.

Отметим тот факт, что подростки из детских домов чаще имеют проблемы с самоопределением как профессиональным, так и личностным, чем другие дети. Выделяют ряд факторов, негативно влияющих на формирование способности к самоопределению. Рассмотрим некоторые из них:

·     проживание в детском доме обуславливает замкнутость и ограниченность пространства жизни, отсюда — ограниченность и однообразность социального контакта. Это особенно проявляется у ребят из периферийных детских домов;

·     ограниченность общения с детьми-сверстниками приводит к недостаточному знакомству с примерами детской игровой культуры, которая задает основы самоопределения;

·     недостаточность контактов с родственниками также снижает способность к самоопределению, так как у ребенка не имеется примера самореализации его предков. Подросток не видит прошлого семьи, а значит, ему сложно представить собственное будущее;

·     затруднение в представлении своего будущего из-за потери личностной истории;

·     в связи с преобладанием коллективного воспитания доминируют отношения, при которых роль индивидуальных качеств личности принижаются;

·     отдельная проблема — преобладание директивно-опекающего стиля в системе общения ребенка и взрослого на фоне утраты базового доверия к миру вследствие материнской депривации.

Таким образом, можно сказать, что дети-сироты нуждаются в усовершенствованной психологической и социальной помощи со стороны государства, так как источником профессионального самоопределения выступает внутренний мир ребенка, его осознание реальной жизни. Несмотря на то, что государство предоставляет гарантированную поддержку детей-сирот на разных уровнях, прежде всего, необходимо усовершенствовать работу с детьми в детских домах, в домах-интернатах, так как именно в этих учреждениях проходит становление личностного потенциала ребенка.

Работа с выпускниками детских домов — это важная ступень к профессиональному самоопределению ребенка. В учреждениях, где проживает и обучается ребенок должны проводиться занятия по профориентации, детям должны рассказывать о разнообразии сфер занятости населения и немаловажным является личное желание и интерес к какому-либо виду деятельности самого ребенка.

Отметим, что выпускники детских домов, на пороге вступления в студенческую жизнь, должны уметь:

·     планировать свои действия и добиваться успеха;

·     жить и проявлять себя в коллективе;

·     положительно относиться к выбору профессии;

·     адекватно оценивать свои способности.

Обобщив вышесказанное, подчеркнем, что качественная и адресная психолого-педагогическая и социальная помощь — вот залог здравомыслящей и уверенной в себе личности.

 

Список литературы:

1.   Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ // Банк данных о детях сиротах. Статистика — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2014/1/ (Дата обращения: 25.09.2015).

2. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 201. — С. 316.

3.   Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/ea3a3d53f6e57a532977318e59ec7358f7438601/ (Дата обращения: 24.09.2915).