МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ
Секция: 11. Экономика
XXVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ
Уровень конкуренции на рынке является чрезвычайно важным экономическим показателем, с помощью которого можно произвести количественную и качественную оценку той или иной отрасли. Такая оценка в свою очередь нужна для определения стратегии фирмы, возможных входных-выходных барьеров, степени контроля цен и других параметров рынка.
Максимизация прибыли — это основная цель предприятия. Однако, этот процесс различен в зависимости от типа рыночной структуры, что определятся различной величиной спроса и предложения, являющимися основными детерминантами цены. Это и обуславливает необходимость существования инструмента анализа типов рыночных структур.
Существует официальный документ, определяющий порядок организации анализа рыночной структуры — Приказ Федеральной антимонопольной службы (ФАС) от 28 апреля 2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». Содержание порядка:
· Проведение динамики исследования рынка в течении минимум одного года, в случае, если рынку меньше одного года, с момента созданию рынка.
· Учет географических границ рынка. Географические границы рынка — это территория, в пределах которой потенциальные покупатели могут беспрепятственно приобрести товар или услугу, предоставляемую данным рынком.
· Оценка объемов производства рынка, его прибыльности, а также распределения долей между производителями.
· Предлагается использовать два показателя: коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана (HHI).
· Определены входные барьеры: экономические, административные, стратегические и другие, всячески препятствующие входу на рынок.
· На последнем этапе произвести анализ всех влияющих факторов.
Во-первых, выделим основные типы структур рынка: монополия, олигополия, квазимонополия (на рынке выделяется доминирующая фирма); монополистическая конкуренция; монополистическая конкуренция и совершенная конкуренция. Совершенно конкурентные и совершенно неконкурентные рынки встречаются крайне редко, однако их оценка необходима для определения нижнего и верхнего порога.
Во-вторых, выделим критерии, указанные в законе: количество продавцов; индекс концентрации; индекс Херфиндаля–Хиршмана; уровень барьеров входа-выхода; контроль над ценами; степень неопределенности (информированности); степень дифференциации продукции и эластичность спроса.
«Можно заметить, что все эти показатели так или иначе связаны с числом покупателей на рынке. Учитывая этот факт, мы можем составить общую таблицу, включающую в себя все показатели типа рынка, а также число фирм (N)» [3, с. 71—72] Каждый из выделенных типов рыночных структур обладает своими показателями, значения этих показателей для каждого из типов рынка учтем и выразим в таблице.
Таблица 1.
Классификационная таблица для диагностики рыночной структуры
|
Значение |
|||||
Критерий |
Обозна- |
Совер-шенная конку-ренция |
Монополи-стическая конку-ренция |
Квази-монополия |
Олиго- |
Монопо- |
1. Число участников рынка |
N |
Более 100 |
30—100; Более 100 |
10–30 |
2—10 |
1 |
2. Индекс концентрации |
CR |
0—0,2 |
0,2—0,4 |
0,4—0,6 |
0,6—0,8 |
0,8—1 |
3. Индекс Херфиндаля- Хиршмана |
HHI |
0—500 |
500—1000 |
1000—2000 |
2000—6000 |
6000—10000 |
4. Барьеры входа- выхода |
HB |
Отсут- |
Незна-чительные; Отсутствуют |
Средние
|
Сущест-венные |
Высокие |
5. Степень информиро-ванности |
E |
0—0,2 |
0,2—0,4 |
0,4—0,6 |
0,6—0,8 |
0,8—1 |
6. Степень дифференци- |
DP |
Стан- |
Незна-чительная диффе-ренциа-ция |
Может быть как однородной, так и разно-родной |
Может быть как однородной, так и разно-родной |
Уникальная |
7. Наличие стратегического взаимодействия продавцов на рынке |
SC |
Нет страте-гического взаимо-действия продав- |
Практически невозможно |
Возможно страте-гическое взаимо-действие |
Существует страте-гическое взаимо-действие на рынке |
Нет возможности для страте-гического взаимо-действия |
Можно заметить, что часть выделенных критериев представлена в числовой форме. Эти критерии и будем использовать в качестве основных для определения типа рыночной структуры, так как они обеспечивают наибольшую обоснованность анализа. Разберем каждый из них подробнее:
В качестве первого критерия определим число фирм (N), так как количество продавцов на рынке учитывается при последующих показателях.
Вторым критерием является индекс концентрации (CR) — является простейшим критерием оценки уровня концентрации, рассчитывается по формуле:
(1)
где: CR — Индекс концентрации
n — число учитываемых фирм
Si — рыночная доля i-ого предприятия
Характеризует рыночные доли крупнейших фирм, действующих на рынке. Определение числа крупнейших фирм является субъективным, это и есть основной недостаток.
Третий критерий, индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) — наиболее распространенный индекс, используемый, в частности, с 1982 г. в США, в целях проведения антимонопольной политики. Определяется, как квадраты долей всех фирм, действующих на рынке. Учет всех фирм, а также вычисления квадратов долей обеспечивают большую точность и чувствительность этого показателя.
(2)
где: HHI — Индекс Херфиндаля–Хиршмана
N — Общее число участников рынка
— Квадрат рыночной доли i-ого предприятия
Четвертым критерием является оценка входных-выходных барьеров (HB).
Барьеры входа-выхода — экономические, административные, стратегические и другие препятствия, с которыми сталкиваются фирмы, входящие на рынок и выходящие с него. Развернутая характеристика и обоснование данного критерия [1, c. 356].
Пятый критерий, степень информированности или коэффициент энтропии (E), который определяет степень неупорядоченности рынка. Коэффициент энтропии характеризует степень деконцентрации рынка и позволяет более глубоко исследовать уровень и динамику концентрации. Для сравнения показателей энтропии на разных рынках используют показатель относительной энтропии:
(3)
где: E — Индекс энтропии
— средняя доля фирм на рынке
n — число фирм на рынке
Si — доля продаж товаров i-ого предприятия на рынке
— натуральный логарифм возвещенных долей фирм на рынке
Используя формулу, можно определить крайние значения для монополии и совершенной конкуренции. Чем больше Е, тем больше экономическая неопределенность, тем ниже уровень концентрации продавцов на рынке. Однако, он обладает существенным минусом, для двух фирм с одинаковым размером и для ста фирм, одинакового размера, его значения совпадают. Это значит, что он является лишь вспомогательным критерием оценки.
Также коэффициент энтропии применяется для определения степени дифференциации продукта. Дифференциация продукта — обладание продуктом специфических качеств, делающих из него несовершенный заменитель. Таким образом, формула для определения дифференциации товара A имеет следующий вид:
(4)
где: E — Индекс энтропии
qi — число магазинов, в которых потребитель покупает продукт А.
n — количество покупаемого товара А.
— натуральный логарифм возвещенного числа магазинов, производящих продукцию A.
Если энтропия стремится к единице, то потребители покупают продукт А в одном магазине. Следовательно, степень дифференциации продукта максимальна. Энтропия, стремящаяся к нулю, свидетельствует о том, что потребители покупают продукт А равномерно в разных магазинах.
Вышеприведенные критерии частично определены Приказом Федеральной антимонопольной службы (ФАС) от 28 апреля 2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». Где вычислены численные значения индексов. «В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
· высокий — при 70 % <= СR3 <= 100 % или 2000 <= HHI <= 10000;
· умеренный — при 45 % <= CR3 < 70% или 1000 <= HHI < 2000;
· низкий — при CR3 < 45 % или HHI < 1000» [4. Приказ от 28 апреля 2010 г. № 220].
Однако, для полноты исследования используем дополнительные способы определения рыночной структуры.
Используем формулу отношения среднеквадратического отклонения от максимально возможного (5), а также отражение уровня концентрации рынка с помощью данного показателя. Математически дисперсия означает отклонение данной величины, от ее среднего значения.
= (5)
где:
— доля (удельный вес) i-й единицы в общем объеме изучаемого признака.
— среднее квадратическое отклонение долей объемов признака.
— максимальное среднее квадратическое отклонение долей объемов признака.
n — число участников рынка.
«Используя выводы из данной формулы (5), получим
неконцентрированный — при
умеренно концентрированный — при
высококонцентрированный — при » [3, c. 106].
То есть с помощью данного показателя проведем дополнительную оценку концентрированности рынка, которая необходима нам в качестве дополнительной оценки результатов анализа рыночной структуры.
Учет как можно большего числа показателей обусловлен достоинствами и недостатками каждого, а также особенностями их подсчета. Комбинируя множество показателей, мы уменьшаем погрешность подсчетов и возможность ошибки при определении рыночной структуры.
Подводя итог всей работы, определим форму, с помощью которой можно будет определить вид изучаемой рыночной структуры. Данная форма будет представлена Таблицей 2, она включает в себя разобранные критерии. Учитывая недостатки тех или иных критериев и неточности их определения, итоговое решение будет приниматься в соответствии с тем, к какому из типов рыночной структуры принадлежит большинство показателей.
Таблица 2.
Форма определения типа рыночной структуры
Критерий |
Совершен-ная конку- ренция |
Монопо-листи-ческая конку-ренция |
Квазимо-нополия |
Олигополия |
Монополия |
N |
|
|
|
|
|
CR |
|||||
HHI |
|
|
|
|
|
HB |
|
||||
E |
|
|
|
|
|
DP |
|
|
|
|
|
SC |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ИТОГ |
|
|
|
|
|