Статья:

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ

Конференция: XXVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Сультеев А.Р. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(27). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/8(27).pdf (дата обращения: 17.10.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ

Сультеев Аскар Равилевич
студент Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, Республика Татарстан, г. Казань
Рудалева Ирина Анатольевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. кафедры экономической теории Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, Республика Татарстан, г. Казань

 

Уровень конкуренции на рынке является чрезвычайно важным экономическим показателем, с помощью которого можно произвести количественную и качественную оценку той или иной отрасли. Такая оценка в свою очередь нужна для определения стратегии фирмы, возможных входных-выходных барьеров, степени контроля цен и других параметров рынка.

Максимизация прибыли — это основная цель предприятия. Однако, этот процесс различен в зависимости от типа рыночной структуры, что определятся различной величиной спроса и предложения, являющимися основными детерминантами цены. Это и обуславливает необходимость существования инструмента анализа типов рыночных структур.

Существует официальный документ, определяющий порядок организации анализа рыночной структуры — Приказ Федеральной антимонопольной службы (ФАС) от 28 апреля 2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». Содержание порядка:

·     Проведение динамики исследования рынка в течении минимум одного года, в случае, если рынку меньше одного года, с момента созданию рынка.

·     Учет географических границ рынка. Географические границы рынка — это территория, в пределах которой потенциальные покупатели могут беспрепятственно приобрести товар или услугу, предоставляемую данным рынком.

·     Оценка объемов производства рынка, его прибыльности, а также распределения долей между производителями.

·     Предлагается использовать два показателя: коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана (HHI).

·     Определены входные барьеры: экономические, административные, стратегические и другие, всячески препятствующие входу на рынок.

·     На последнем этапе произвести анализ всех влияющих факторов.

Во-первых, выделим основные типы структур рынка: монополия, олигополия, квазимонополия (на рынке выделяется доминирующая фирма); монополистическая конкуренция; монополистическая конкуренция и совершенная конкуренция. Совершенно конкурентные и совершенно неконкурентные рынки встречаются крайне редко, однако их оценка необходима для определения нижнего и верхнего порога.

Во-вторых, выделим критерии, указанные в законе: количество продавцов; индекс концентрации; индекс Херфиндаля–Хиршмана; уровень барьеров входа-выхода; контроль над ценами; степень неопределенности (информированности); степень дифференциации продукции и эластичность спроса.

«Можно заметить, что все эти показатели так или иначе связаны с числом покупателей на рынке. Учитывая этот факт, мы можем составить общую таблицу, включающую в себя все показатели типа рынка, а также число фирм (N)» [3, с. 71—72] Каждый из выделенных типов рыночных структур обладает своими показателями, значения этих показателей для каждого из типов рынка учтем и выразим в таблице.

Таблица 1.

Классификационная таблица для диагностики рыночной структуры


 

 

 

Значение


Критерий

Обозна-
чение


Совер-шенная конку-ренция


Монополи-стическая конку-ренция


Квази-монополия


Олиго-
полия


Монопо-
лия


1.  Число участников рынка

 

N

 

Более 100


 

30—100; Более 100


 

10–30


 

2—10

 

1


2.    Индекс концентрации

CR

0—0,2


0,2—0,4


0,4—0,6


0,6—0,8

0,8—1


3.    Индекс Херфиндаля- Хиршмана

 

HHI

 

0—500


 

500—1000


 

1000—2000


 

2000—6000

 

6000—10000


4.    Барьеры входа- выхода

HB

Отсут-
ствуют


Незна-чительные; Отсутствуют


Средние

 


Сущест-венные

Высокие


5.    Степень информиро-ванности

 

E

0—0,2


0,2—0,4


0,4—0,6


0,6—0,8

0,8—1


6.    Степень дифференци-
ации продукции

DP

Стан-
дартная продук-
ция


Незна-чительная диффе-ренциа-ция


Может быть как однородной, так и разно-родной


Может быть как однородной, так и разно-родной

Уникальная


7.    Наличие стратегического взаимодействия продавцов на рынке

SC

Нет страте-гического взаимо-действия продав-
цов на рынке


Практически невозможно


Возможно страте-гическое взаимо-действие


Существует страте-гическое взаимо-действие на рынке

Нет возможности для страте-гического взаимо-действия

 

Можно заметить, что часть выделенных критериев представлена в числовой форме. Эти критерии и будем использовать в качестве основных для определения типа рыночной структуры, так как они обеспечивают наибольшую обоснованность анализа. Разберем каждый из них подробнее:

В качестве первого критерия определим число фирм (N), так как количество продавцов на рынке учитывается при последующих показателях.

Вторым критерием является индекс концентрации (CR) — является простейшим критерием оценки уровня концентрации, рассчитывается по формуле:

                                                                  (1)

где: CR — Индекс концентрации

n — число учитываемых фирм

Si — рыночная доля i-ого предприятия

Характеризует рыночные доли крупнейших фирм, действующих на рынке. Определение числа крупнейших фирм является субъективным, это и есть основной недостаток.

Третий критерий, индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) — наиболее распространенный индекс, используемый, в частности, с 1982 г. в США, в целях проведения антимонопольной политики. Определяется, как квадраты долей всех фирм, действующих на рынке. Учет всех фирм, а также вычисления квадратов долей обеспечивают большую точность и чувствительность этого показателя.

                                                                (2)

где: HHI — Индекс Херфиндаля–Хиршмана

N — Общее число участников рынка

 — Квадрат рыночной доли i-ого предприятия

Четвертым критерием является оценка входных-выходных барьеров (HB).

Барьеры входа-выхода — экономические, административные, стратегические и другие препятствия, с которыми сталкиваются фирмы, входящие на рынок и выходящие с него. Развернутая характеристика и обоснование данного критерия [1, c. 356].

Пятый критерий, степень информированности или коэффициент энтропии (E), который определяет степень неупорядоченности рынка. Коэффициент энтропии характеризует степень деконцентрации рынка и позволяет более глубоко исследовать уровень и динамику концентрации. Для сравнения показателей энтропии на разных рынках используют показатель относительной энтропии:

                                                            (3)

где: E — Индекс энтропии

  — средняя доля фирм на рынке

n — число фирм на рынке

Si — доля продаж товаров i-ого предприятия на рынке

 — натуральный логарифм возвещенных долей фирм на рынке

Используя формулу, можно определить крайние значения для монополии и совершенной конкуренции. Чем больше Е, тем больше экономическая неопределенность, тем ниже уровень концентрации продавцов на рынке. Однако, он обладает существенным минусом, для двух фирм с одинаковым размером и для ста фирм, одинакового размера, его значения совпадают. Это значит, что он является лишь вспомогательным критерием оценки.

Также коэффициент энтропии применяется для определения степени дифференциации продукта. Дифференциация продукта — обладание продуктом специфических качеств, делающих из него несовершенный заменитель. Таким образом, формула для определения дифференциации товара A имеет следующий вид:

                                                            (4)

где: E — Индекс энтропии

qi — число магазинов, в которых потребитель покупает продукт А.

n — количество покупаемого товара А.

 — натуральный логарифм возвещенного числа магазинов, производящих продукцию A.

Если энтропия стремится к единице, то потребители покупают продукт А в одном магазине. Следовательно, степень дифференциации продукта максимальна. Энтропия, стремящаяся к нулю, свидетельствует о том, что потребители покупают продукт А равномерно в разных магазинах.

Вышеприведенные критерии частично определены Приказом Федеральной антимонопольной службы (ФАС) от 28 апреля 2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». Где вычислены численные значения индексов. «В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

·     высокий — при 70 % <= СR3 <= 100 % или 2000 <= HHI <= 10000;

·     умеренный — при 45 % <= CR3 < 70% или 1000 <= HHI < 2000;

·     низкий — при CR3 < 45 % или HHI < 1000» [4. Приказ от 28 апреля 2010 г. № 220].

Однако, для полноты исследования используем дополнительные способы определения рыночной структуры.

Используем формулу отношения среднеквадратического отклонения от максимально возможного (5), а также отражение уровня концентрации рынка с помощью данного показателя. Математически дисперсия означает отклонение данной величины, от ее среднего значения.

=                                  (5)

где:

 — доля (удельный вес) i-й единицы в общем объеме изучаемого признака.

 — среднее квадратическое отклонение долей объемов признака.

 — максимальное среднее квадратическое отклонение долей объемов признака.

n — число участников рынка.

«Используя выводы из данной формулы (5), получим
неконцентрированный — при

умеренно концентрированный — при

высококонцентрированный — при » [3, c. 106].

То есть с помощью данного показателя проведем дополнительную оценку концентрированности рынка, которая необходима нам в качестве дополнительной оценки результатов анализа рыночной структуры.

Учет как можно большего числа показателей обусловлен достоинствами и недостатками каждого, а также особенностями их подсчета. Комбинируя множество показателей, мы уменьшаем погрешность подсчетов и возможность ошибки при определении рыночной структуры.

Подводя итог всей работы, определим форму, с помощью которой можно будет определить вид изучаемой рыночной структуры. Данная форма будет представлена Таблицей 2, она включает в себя разобранные критерии. Учитывая недостатки тех или иных критериев и неточности их определения, итоговое решение будет приниматься в соответствии с тем, к какому из типов рыночной структуры принадлежит большинство показателей.

Таблица 2.

Форма определения типа рыночной структуры


Критерий


Совершен-ная конку- ренция


Монопо-листи-ческая конку-ренция


Квазимо-нополия


Олигополия


Монополия


N


 

 


 


 


 


CR


 

 

 

 

 

HHI


 


 


 


 


 


HB


 

 

 


 

 

E


 


 


 


 


 


DP


 


 


 


 


 


SC


 


 


 


 


 



 


 


 


ИТОГ


 


 


 


 


 

 

Список литературы:
1. Кабраль Л. Организация отраслевых рынков // Новое значение, 2003. — С. 356. 
2. Лешакова А.И., Верховец О.А. Методика определения типа рыночной структуры: Теория и практика на примере нефтяного рынка России. // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2013. № 3. С. 70—77.
3. Толмачев М.Н. Методология расчета показателей концентрации сельскохозяйственного производства // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. — 2010. — Том 10, выпуск 2. — 106 с.
4. Федеральная Антимонопольная Служба ПРИКАЗ от 28 апреля 2010 г. № 220 об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.