ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Секция: 4. Социология
XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Актуальность выбранной темы обусловлена возросшими случаями жестокого обращения с детьми. Дети являются наиболее незащищенными членами общественных отношений. Поэтому ребенок зависит от взрослых, нуждается в поддержке и защите со стороны семьи, взаимоотношения внутри которой регулируются посредством семейного законодательства.
Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу [7].
К числу основных функций семьи отнесены: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, социально-статусная, досуговая, эмоциональная, функция духовного общения и первичного социального контроля. Воспитание молодого поколения является основополагающей функцией семьи [5].
В 1990 году Российская Федерация ратифицировала принятую в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН Конвенцию о правах ребенка, целью которого является защита каждого ребенка и помощь в становлении его личности. Ее положения сводятся к 4-м основным требованиям, которые должны обеспечивать права ребенка: право ребенка на жизнь, на развитие, на защиту и на активное участие в жизни общества.
В Конвенции указано, что ребенком признается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Поэтому любые формы жестокого обращения относятся данному возрастному периоду [1].
В современном обществе дети чаще всего не испытывают защиты в семье, а переживают грубое отношение, становятся свидетелями или жертвами насилия. Можно сказать, что нарушаются права и свободы наиболее незащищенных, уязвимых членов общества, которые впитывают грубость, жестокость и невежество со стороны взрослых, берут с них отрицательный пример. В подобных случаях у детей формируется отклоняющееся поведение, растет детская и подростковая преступность, беспризорность, безнадзорность, развиваются различные виды зависимостей [3].
Проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье с каждым годом становится все более актуальной. Поэтому возникает необходимость решать возникшую социальную проблему в обществе, чтобы снизить нарастающую угрозу физическому, психическому и духовному развитию с целью создания безопасных условий для жизни и развития детей.
В научных источниках можно найти достаточно много вариантов определения жестокого обращения с детьми. Мы же будем придерживаться того, которое дал кандидат медицинских наук Цымбал Е.И.: «Любые умышленные действия или бездействие со стороны родителей, лиц, их заменяющих, лиц, на которых возложены по закону обязанности по воспитанию ребенка, а также лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком, причинившие вред физическому или психическому здоровью ребенка или вследствие которых нарушилось естественное развитие ребенка либо возникла реальная угроза для его жизни или здоровья» [4].
В зависимости от характера преобладающего вреда, причиненного ребенку, выделяются следующие формы жестокого обращения:
- физическое насилие (вред причиняется жизни или физическому здоровью);
- психическое насилие (вред причиняется психическому здоровью);
- сексуальное насилие или развращение (нарушается психосексуальное развитие);
- пренебрежение основными нуждами (нарушается психофизическое развитие) [4].
К физическому насилию относят преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их замещающими, или лицами, ответственными за их воспитание, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка, или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в его развитии. Сюда также можно отнести телесные наказания, наносящие ущерб физическому и психическому здоровью ребенка [6].
Современная семья сталкивается со многими факторами, которые повышают риск физического насилия над ребенком. Чаще всего это происходит в семьях, находящихся в социально опасном положении, а также, если родители имеют низкий образовательный уровень, заняты неквалифицированным трудом, либо в отношении них самих в детстве было применено насилие со стороны родителей, старших братьев или сестер. Кроме того, исследования показывают, что многодетность также является существенным фактором риска для проявления в отношении детей физического насилия. Не стоит забывать о том, что бедность также провоцирует негативное отношение человека к обществу, его ценностям и нормам поведения, а значит, к личности самого ребенка [4].
Целуйко В.М. дает следующее определение психического (эмоционального) насилия – это длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности [6].
По мнению большинства специалистов, данная форма насилия встречается чаще остальных и приносит наибольший вред становлению личности ребенка. Грубое поведение родителей или лиц, их замещающих, в отношении ребенка приводят к психическим деформациям, снижению самооценки, разрушение здоровья и нарушению развития ребенка, его веры в себя. К психологическому насилию относится открытое непринятие ребенка, оскорбление его достоинства, угрозы, преднамеренная физическая и социальная изоляция ребенка. Сюда также можно отнести неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку внимание, заботу, привязанность, поддержку, понимание нужд ребенка, что может выражаться в нелюбви к ребенку, словесном грубом отношении.
Наиболее частым в последнее время становится сексуальное насилие (развращение, растление) – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу физической незрелости или других причин, в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. К сексуальному насилию относят посягательства на половую неприкосновенность детей любых лиц, а не только родителей [6].
В обществе на сегодняшний день имеют место мифы, являющиеся осознанной или неосознанной попыткой искажения причин и последствий сексуального насилия над детьми.
Миф 1: Сексуальное насилие совершается в основном над детьми подросткового возраста (На самом деле, наиболее уязвимый возраст для насилия – 9 лет).
Миф 2: Сексуальное насилие совершается незнакомыми людьми (В реальности российскими и зарубежными исследователями доказано, что хорошо знакомы ребенку люди чаще совершают над детьми сексуальное насилие).
Миф 3: Сексуальное насилие совершается только над девочками (В действительности, девочки подвергаются насилию, конечно, чаще, но и насилие над мальчиками тоже имеет место быть).
Миф 4: Сексуальное насилие случается только один раз (На самом деле, это длительный процесс, когда эксплуатируются доверительные отношения ребенка ко взрослому).
Миф 5: Только половой акт наносит ущерб ребенку (На самом деле, ребенок, переживший сексуальное насилие, столкнется с психологической травмой, когда доверие ко взрослым исчезнет, разрушится потребность в безопасности, повысится страх, тревога, снизится самооценка).
Пренебрежение основными нуждами и потребностями ребенка также является распространенной формой насилия над личностью ребенка. Чаще всего оно проявляется в тех семьях, чьи родители в детстве сам стали жертвой насилия или пренебрежения со стороны взрослых [2].
Близкое определение пренебрежения основными потребностями ребенка дается Т.Я. Сафоновой: «Недобросовестное выполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей, вследствие чего ребенок испытывает острую или хроническую нужду в питании, одежде, жилище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образовании и других условиях, необходимых для его физического, интеллектуального и эмоционального развития. Пренебрежение нуждами ребенка может начаться еще во внутриутробном периоде, когда мать употребляет алкоголь, наркотики, игнорирует необходимость медицинского наблюдения и не следит за своим собственным здоровьем» [4].
Отсутствие должного внимания и заботы в отношении ребенка может быть вызвано болезнью, бедностью, неопытностью, чрезмерной занятостью, т. е. это все это происходит не предумышленно. Матери, не проявляющие к детям необходимого внимания, могут быть охарактеризованы как импульсивные, грубые, резкие, социально незрелые и не имеющие навыков по уходу за ребенком. Их неопытность в вопросе воспитания детей может отрицательно сказаться на формировании личности ребенка, что в будущем отразится на состоянии общества в целом.
Данная форма насилия над детьми тоже может быть определена по определенным признакам: пассивность, подавленное настроение, агрессивность, плохие социальные взаимоотношения, антиобщественное поведение, плохая успеваемость, эмоциональные проблемы, низкая самооценка, неразборчивое дружелюбие. Хоть и пренебрежение и выделено в отдельную форму насилия над детьми, в обществе оно таковым не воспринимается. Поэтому низка вероятность того, что дети будут жаловаться на плохое отношение родителей к ним. Следовательно, важно уделять внимание особенностям поведения детей и принимать соответствующие меры [2; 6].
Применение физического, психического, сексуального насилия в семье, пренебрежение основными потребностями ребенка являются опасными по отношению к личности, только начинающей развиваться в социуме. Ребенок, не ощущающий заботы со стороны родителей, испытывающий постоянную грубость, не имеющий должного образования и медицинского ухода, может начать злоупотреблять алкоголем, наркотическими средствами, совершать преступления.
Таким образом, для детей, переживших насилие в семье, период детства будет уже не ярким, беззаботным, счастливым, а превратится в безрадостное существование, лишенное любви, внимания и заботы со стороны главных людей в их жизни. Именно поэтому обществу стоит уделять внимание данному вопросу, а не замалчивать его. Для решения проблемы жестокого обращения с детьми в семье нужно продумать и применять целенаправленно определенные действия специалистов различных ведомств. Однако, насилие – это социальная проблема, которую надо решать не только посредством правового регулирования, но и изменением ценностных ориентаций и института семьи, являющегося залогом благоприятного функционирования личности ребенка и успешного развития общества и государства.
Список литературы:
- Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – 2-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.
- Насилие в семье: особенности психологической реабилитации [Текст]: учеб. пособие / под ред. Н.М. Платоновой и Ю.П. Платонова. – СПб.: Речь, 2004. – 154 с.
- Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст]: учеб. пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 272 с.
- Предотвращение жестокого обращения с детьми в семье [Текст]: практич. пособие / сост. А.И. Зырина; Т.Л. Индейкина. – Пермь, 2009. – 109 с.
- Учебно-методическое пособие по дисциплине «Семьеведение» [Тескт]: сост. Н.Я. Иванова. – Тольятти, 2004. – 36 с.
- Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи [Текст]: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 271 с.: ил. – (Психология для всех).
- Технологии социальной работы [Текст]: учеб. / под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 400 с. – (Серия «Высшее образование»).