Статья:

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Конференция: XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Марчук Ю.Н. ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (28). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/9(28).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Марчук Юлия Николаевна
студент Уральского государственного педагогического университета, РФ, г. Екатеринбург
Королева Светлана Викторовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры технологий социальной работы Уральского государственного педагогического университета, РФ, г. Екатеринбург

 

Актуальность выбранной темы обусловлена возросшими случаями жестокого обращения с детьми. Дети являются наиболее незащищенными членами общественных отношений. Поэтому ребенок зависит от взрослых, нуждается в поддержке и защите со стороны семьи, взаимоотношения внутри которой регулируются посредством семейного законодательства.

Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу [7].

К числу основных функций семьи отнесены: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, социально-статусная, досуговая, эмоциональная, функция духовного общения и первичного социального контроля. Воспитание молодого поколения является основополагающей функцией семьи [5].

В 1990 году Российская Федерация ратифицировала принятую в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН Конвенцию о правах ребенка, целью которого является защита каждого ребенка и помощь в становлении его личности. Ее положения сводятся к 4-м основным требованиям, которые должны обеспечивать права ребенка: право ребенка на жизнь, на развитие, на защиту и на активное участие в жизни общества.

В Конвенции указано, что ребенком признается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Поэтому любые формы жестокого обращения относятся данному возрастному периоду [1].

В современном обществе дети чаще всего не испытывают защиты в семье, а переживают грубое отношение, становятся свидетелями или жертвами насилия. Можно сказать, что нарушаются права и свободы наиболее незащищенных, уязвимых членов общества, которые впитывают грубость, жестокость и невежество со стороны взрослых, берут с них отрицательный пример. В подобных случаях у детей формируется отклоняющееся поведение, растет детская и подростковая преступность, беспризорность, безнадзорность, развиваются различные виды зависимостей [3].

Проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье с каждым годом становится все более актуальной. Поэтому возникает необходимость решать возникшую социальную проблему в обществе, чтобы снизить нарастающую угрозу физическому, психическому и духовному развитию с целью создания безопасных условий для жизни и развития детей.

В научных источниках можно найти достаточно много вариантов определения жестокого обращения с детьми. Мы же будем придерживаться того, которое дал кандидат медицинских наук Цымбал Е.И.: «Любые умышленные действия или бездействие со стороны родителей, лиц, их заменяющих, лиц, на которых возложены по закону обязанности по воспитанию ребенка, а также лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком, причинившие вред физическому или психическому здоровью ребенка или вследствие которых нарушилось естественное развитие ребенка либо возникла реальная угроза для его жизни или здоровья» [4].

В зависимости от характера преобладающего вреда, причиненного ребенку, выделяются следующие формы жестокого обращения:

  • физическое насилие (вред причиняется жизни или физическому здоровью);
  • психическое насилие (вред причиняется психическому здоровью);
  • сексуальное насилие или развращение (нарушается психосексуальное развитие);
  • пренебрежение основными нуждами (нарушается психофизическое развитие) [4].

К физическому насилию относят преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их замещающими, или лицами, ответственными за их воспитание, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка, или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в его развитии. Сюда также можно отнести телесные наказания, наносящие ущерб физическому и психическому здоровью ребенка [6].

Современная семья сталкивается со многими факторами, которые повышают риск физического насилия над ребенком. Чаще всего это происходит в семьях, находящихся в социально опасном положении, а также, если родители имеют низкий образовательный уровень, заняты неквалифицированным трудом, либо в отношении них самих в детстве было применено насилие со стороны родителей, старших братьев или сестер. Кроме того, исследования показывают, что многодетность также является существенным фактором риска для проявления в отношении детей физического насилия. Не стоит забывать о том, что бедность также провоцирует негативное отношение человека к обществу, его ценностям и нормам поведения, а значит, к личности самого ребенка [4].

Целуйко В.М. дает следующее определение психического (эмоционального) насилия – это длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности [6].

По мнению большинства специалистов, данная форма насилия встречается чаще остальных и приносит наибольший вред становлению личности ребенка. Грубое поведение родителей или лиц, их замещающих, в отношении ребенка приводят к психическим деформациям, снижению самооценки, разрушение здоровья и нарушению развития ребенка, его веры в себя. К психологическому насилию относится открытое непринятие ребенка, оскорбление его достоинства, угрозы, преднамеренная физическая и социальная изоляция ребенка. Сюда также можно отнести неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку внимание, заботу, привязанность, поддержку, понимание нужд ребенка, что может выражаться в нелюбви к ребенку, словесном грубом отношении.

Наиболее частым в последнее время становится сексуальное насилие (развращение, растление) – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу физической незрелости или других причин, в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. К сексуальному насилию относят посягательства на половую неприкосновенность детей любых лиц, а не только родителей [6].

В обществе на сегодняшний день имеют место мифы, являющиеся осознанной или неосознанной попыткой искажения причин и последствий сексуального насилия над детьми.

Миф 1: Сексуальное насилие совершается в основном над детьми подросткового возраста (На самом деле, наиболее уязвимый возраст для насилия – 9 лет).

Миф 2: Сексуальное насилие совершается незнакомыми людьми (В реальности российскими и зарубежными исследователями доказано, что хорошо знакомы ребенку люди чаще совершают над детьми сексуальное насилие).

Миф 3: Сексуальное насилие совершается только над девочками (В действительности, девочки подвергаются насилию, конечно, чаще, но и насилие над мальчиками тоже имеет место быть).

Миф 4: Сексуальное насилие случается только один раз (На самом деле, это длительный процесс, когда эксплуатируются доверительные отношения ребенка ко взрослому).

Миф 5: Только половой акт наносит ущерб ребенку (На самом деле, ребенок, переживший сексуальное насилие, столкнется с психологической травмой, когда доверие ко взрослым исчезнет, разрушится потребность в безопасности, повысится страх, тревога, снизится самооценка).

Пренебрежение основными нуждами и потребностями ребенка также является распространенной формой насилия над личностью ребенка. Чаще всего оно проявляется в тех семьях, чьи родители в детстве сам стали жертвой насилия или пренебрежения со стороны взрослых [2].

Близкое определение пренебрежения основными потребностями ребенка дается Т.Я. Сафоновой: «Недобросовестное выполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей, вследствие чего ребенок испытывает острую или хроническую нужду в питании, одежде, жилище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образовании и других условиях, необходимых для его физического, интеллектуального и эмоционального развития. Пренебрежение нуждами ребенка может начаться еще во внутриутробном периоде, когда мать употребляет алкоголь, наркотики, игнорирует необходимость медицинского наблюдения и не следит за своим собственным здоровьем» [4].

Отсутствие должного внимания и заботы в отношении ребенка может быть вызвано болезнью, бедностью, неопытностью, чрезмерной занятостью, т. е. это все это происходит не предумышленно. Матери, не проявляющие к детям необходимого внимания, могут быть охарактеризованы как импульсивные, грубые, резкие, социально незрелые и не имеющие навыков по уходу за ребенком. Их неопытность в вопросе воспитания детей может отрицательно сказаться на формировании личности ребенка, что в будущем отразится на состоянии общества в целом.

Данная форма насилия над детьми тоже может быть определена по определенным признакам: пассивность, подавленное настроение, агрессивность, плохие социальные взаимоотношения, антиобщественное поведение, плохая успеваемость, эмоциональные проблемы, низкая самооценка, неразборчивое дружелюбие. Хоть и пренебрежение и выделено в отдельную форму насилия над детьми, в обществе оно таковым не воспринимается. Поэтому низка вероятность того, что дети будут жаловаться на плохое отношение родителей к ним. Следовательно, важно уделять внимание особенностям поведения детей и принимать соответствующие меры [2; 6].

Применение физического, психического, сексуального насилия в семье, пренебрежение основными потребностями ребенка являются опасными по отношению к личности, только начинающей развиваться в социуме. Ребенок, не ощущающий заботы со стороны родителей, испытывающий постоянную грубость, не имеющий должного образования и медицинского ухода, может начать злоупотреблять алкоголем, наркотическими средствами, совершать преступления.

Таким образом, для детей, переживших насилие в семье, период детства будет уже не ярким, беззаботным, счастливым, а превратится в безрадостное существование, лишенное любви, внимания и заботы со стороны главных людей в их жизни. Именно поэтому обществу стоит уделять внимание данному вопросу, а не замалчивать его. Для решения проблемы жестокого обращения с детьми в семье нужно продумать и применять целенаправленно определенные действия специалистов различных ведомств. Однако, насилие – это социальная проблема, которую надо решать не только посредством правового регулирования, но и изменением ценностных ориентаций и института семьи, являющегося залогом благоприятного функционирования личности ребенка и успешного развития общества и государства.

 

Список литературы:

  1. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – 2-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.
  2. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации [Текст]: учеб. пособие / под ред. Н.М. Платоновой и Ю.П. Платонова. – СПб.: Речь, 2004. – 154 с.
  3. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст]: учеб. пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 272 с.
  4. Предотвращение жестокого обращения с детьми в семье [Текст]: практич. пособие / сост. А.И. Зырина; Т.Л. Индейкина. – Пермь, 2009. – 109 с.
  5. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Семьеведение» [Тескт]: сост. Н.Я. Иванова. – Тольятти, 2004. – 36 с.
  6. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи [Текст]: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 271 с.: ил. – (Психология для всех).
  7. Технологии социальной работы [Текст]: учеб. / под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 400 с. – (Серия «Высшее образование»).