Статья:

МУЗЫКА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЯ ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

Конференция: XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Роянова К.В. МУЗЫКА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЯ ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (28). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/9(28).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МУЗЫКА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЯ ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

Роянова Ксения Валерьевна
студент Северо-Восточного государственного университета, РФ, г. Магадан
Чепенко Людмила Васильевна
научный руководитель, ассистент кафедры социологии и философии, Северо-Восточного государственного университета, РФ, г. Магадан

 

Музыка является один из компонентов, который оказывает влияние на формирование и развитие личности, как в духовной, так и в материальной сфере жизнедеятельности. Некоторые способны связывать с музыкой непосредственно свою профессиональную деятельность, в соответствии с этим у них формируется свое мировоззрение, свой стиль жизни, стиль одежды и т. д.

При этом музыка, как часть культуры, способна оказывать положительное и отрицательное влияние на любого человека в обществе, что позволяет каждому сформировать свою социальную реальность. Возможно, также регулировать поведение человека, посредством воздействия норм музыкальной культуры.

Изучением музыкальной культуры занимались такие социологи, как: Теодор В. Адорно, Мозгот В.Г., Лукьянов В.Г., Колчинская В.Ю. и многие другие. Эти ученые занимались изучением музыкальной культуры с различных сторон, выясняя причины и степень влияния музыки в обществе, а также каким образом это происходит. Такое количество научных работ по музыкальной тематике, свидетельствует о том, что даже в отношении социологии, музыка является актуальной темой для исследования, хотя при этом и не является самой распространенной.

Именно поэтому, для нашего исследования, мы решили взять данную тематику. Но в нашем исследовании мы решили конкретизировать тему исследования, а также в городе Магадане ранее не проводилось исследования, среди студентов «Колледжа искусств».

Цель: выявить взаимосвязь музыки и стиля жизни молодежи.

Объект: студенты «Колледжа искусств» города Магадана, с 1 по 4 курс.

Предмет: стиль жизни студентов.

Метод исследования: анкетирование.

Задачи:

  1. Проанализировали работы социологов о представлении места музыки у молодежи.
  2. Проанализировали работы социологов о стиле жизни у молодежи.
  3. Выяснили, какое место музыка занимает в жизни молодежи, которая обучается в «Колледже искусств».
  4. Выяснили, оказывает ли что-либо влияние на формирование музыкального интереса под влиянием музыкальной культуры.
  5. Выяснили, насколько индивиды подвержены влиянию музыкальной культуры.
  6. Провести сравнительный анализ выводов по полученным результатам с результатами 2014 года.

Гипотезы:

  • Музыка оказывает влияние на стиль жизни студентов.
  • По окончанию обучения, все студенты будут работать или же обучаться далее по своей специальности.
  • Предпочтения студентов в музыке не зависят от каких-либо факторов.

Выборочная совокупность – это сплошной опрос, поскольку исследование проводилось в малочисленной социальной группе, где количество респондентов составляет 10–15 человек. Дополнительных критериев, мы вводить не будем.

2.3.Анализ полученных данных, в ходе проведенного анкетирования.

В результате проведенного опроса, среди студентов Колледжа искусств, мы получили данные, по результатам которым пришли к следующим выводам.

Можно увидеть возраст опрошенных респондентов. Стоит обратить внимание, что респондентов в возрасте 20 лет не было опрошено, именно поэтому при анализе, мы исключили данную переменную. Таким образом, мы видим, что нами было опрошено больше всего респондентов в возрасте 18 лет, что составило 60 % от общего числа респондентов.

Нас также интересовали причины, из-за которых студенты учатся в «Колледже искусств». Поскольку мы считаем, что существует взаимосвязь между получаемой профессией и музыкой, как фактором, формирующим стиль жизни у молодежи.

Итак, как видно на слайде 6, 54,5 % респондентов нравится их будущая специальность. Для получения дополнительного образования и для самовыражения себя реализуют в этом колледже – по 18,2 % респондентов. Таким образом, можно сказать, что студенты желают себя реализовать, как специалистов в выбранной ими профессии.

В опросе были опрошены студенты: 40 % – это студенты специальности НХТ, то есть актеры, по таким специальностям, как СКД (режиссер) и Теоретик (музыкант и вокал), составило по 30 % респондентов. В процессе проведения опроса, мы посчитали, что для полной картины о том, оказывает ли музыка влияние на стиль жизни молодежи, стоит провести опрос по всем трем специальностям.

Для того чтобы узнать, оказывает ли музыка воздействие на стиль жизни молодежи, мы решили узнать занимались ли студенты музыкой до поступления в колледж.

По этим данным, мы можем сказать, что занятие музыкой оказало влияние на поступление студентов в данный колледж. Но, не смотря на такой большой процент в ответе респондентов на данный вопрос, при ответе на вопрос о том, сколько времени в неделю они уделяют занятию музыкой. Респонденты дали, следующие ответы.

Как видно 1–2 раза в неделю музыкой занимаются только – 10 % респондентов, 5–6 раз в неделю уделяют занятию музыкой только – 20 % респондентов. Что касается оставшихся 70 % респондентов, то они предпочли не отвечать на данный вопрос, поскольку они относятся к специальностям СКД (режиссер) и НХТ (актер).

Поскольку наше исследование касается стиля жизни молодежи, мы интересовались, не только занимаются ли студенты музыкой, но также тем, какую музыку они слушают.

Самыми популярными музыкальными жанрами среди опрошенных студентов являются:

  1. Популярная музыка (Попса) – 16,7 %.
  2. Реп – 16,7 %.
  3. DubStep – 16,7 %.

Выбор прослушиваемой музыки, никак не зависит от их специальности. Мы решили также узнать, считают ли сами респонденты, оказывает ли музыка влияние на их стиль жизни, независимо от того занимаются они музыкой непосредственно сами, и независимо от того какой жанр музыки они предпочитают.

Таким образом, можно сказать, что по-мнению респондентов, несмотря на то, что 30 % респондентов уделяют время занятию музыкой каждую неделю, а также то, что все предпочитают различные музыкальные жанры, музыка никак не оказывает влияние на их стиль жизни.

Мы предполагали, что прослушивание музыки может быть связанно с принадлежностью к какой-либо субкультуре, но из 10 опрошенных, только один респондент соотнес себя с субкультурой «Металлист», но при этом он отметил тот факт, что музыка, которую он слушает, никак не зависит от его принадлежности к данной субкультуре.

В прошлом году, мы проводили также исследование, только среди студентов СВГУ при помощи глубинного интервью. Тема нашего исследования была следующая: «Возможности применения глубинного интервью в социологии: исследование музыкальной культуры молодого человека (на примере студентов СВГУ)» [1, с. 7]

По итогам данного исследования мы выяснили некоторые особенности формирования музыкального вкуса у студентов и то, каким образом музыка присутствует в их повседневной жизни.

Для того чтобы представить общую картину о том, каким образом музыка оказывает влияние на стиль жизни и на самого человека, мы решили сравнить сделанные нами выводы по новому исследованию, и исследованию 2014 года.

По проведенному сравнительному анализу выводов этих исследований мы смогли выявить следующее:

  1. Музыка способна оказывать влияние на стиль жизни молодежи.
  2. Независимо от получаемого образования, человек сам определяет степень влияния музыки.

Таким образом, музыка как фактор способна оказывать влияние на формирование стиля жизни у молодежи, но при этом только от самого человека будет зависеть то, каким образом и как сильно она будет оказывать влияние. Мы можем предположить, что человек творческой профессии, в нашем случае студенты «Колледжа искусств», полностью зависим от музыки и что она полностью формирует его стиль жизни.

В результате анализа мы выяснили, что студенты уделяют время занятию музыкой (30 %), но все же они не считают, что она каким-либо образом оказывает влияние на их стиль жизни. Мы предполагаем, что это связанно с тем, что к музыке они относятся как к данности, которой они занимаются именно в колледже, а также связанно еще с тем, что опрошенные респонденты являются только студентами, которые только обучаются своей профессии. Вполне возможно, что по окончанию колледжа, те, кто продолжат свое обучение (60 %), смогут стать специалистами и тогда музыка, и их специальность в том числе, будут оказывать больше влияние не только на их стиль жизни, но и на их образ мышления и т. д.

Заключение.

Подводя итог данному исследованию, мы выполнили все поставленные задачи в данной работе:

  1. Проанализировали работы социологов о представлении места музыки у молодежи.
  2. Проанализировали работы социологов о стиле жизни у молодежи.
  3. Выяснили, какое место музыка занимает в жизни молодежи, которая обучается в «Колледже искусств».
  4. Выяснили, оказывает ли что-либо влияние на формирование музыкального интереса под влиянием музыкальной культуры.
  5. Выяснили, насколько индивиды подвержены влиянию музыкальной культуры.
  6. Провели сравнительный анализ выводов по полученным результатам.

Наши поставленные гипотезы в результате проведенного исследования, были опровергнуты, а некоторые подтверждены.

Гипотеза 1 – «Музыка оказывает влияние на стиль жизни студентов», была опровергнута. Мы выяснили, что, несмотря на то, что 30 % респондентов уделяют внимание занятию музыкой каждую неделю, они не считают, что она каким-либо образом оказывает влияние на их стиль жизни. Также данную гипотезу опровергают результаты о том, что остальные 70 % респондентов не занимаются музыкой и не считают, что музыка оказывает на них и их стиль жизни влияние.

Гипотеза 2 – «По окончанию обучения, все студенты будут работать или же обучаться далее по своей специальности», данная гипотезы была и подтверждена, и опровергнута. Поскольку только 60 % респондентов планируют продолжить свое обучение, остальные 30 % респондентов ответили – нет, и только 10 % затруднились ответить на данный вопрос.

Гипотеза 3 – «Предпочтения студентов в музыке не зависят от каких-либо факторов», данная гипотеза была подтверждена. Поскольку респонденты отметили что то, что они слушают, никак не зависит от моды, знакомых и т. д. Они указали на то, что слушают исключительно только то, что им нравится, независимо от каких-либо внешних факторов.

Таким образом, мы выяснили, что стиль жизни молодежи не зависит от музыки, а также от того по какой специальности обучается студент. Иначе говоря, музыка и музыкальный интерес у студентов «Колледжа искусств», зависит от самих студентов и их личностных особенностей. В то время, как у студентов СВГУ, где мы проводили интервью в 2014 году, музыка как фактор больше оказывает влияние на студентов и их стиль жизни.

 

Список литературы:

  1. Роянова К.В. Возможности применения глубинного интервью в социологии: исследование музыкальной культуры молодого человека (на примере студентов СВГУ). – 2014. – С. 62.