АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО АУТСОРСИНГА НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Секция: 8. Менеджмент
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО АУТСОРСИНГА НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
В настоящее время аутсорсинг представляет собой часть стратегии управления компанией, которая реализуется в процессе передачи различных услуг и работ стороннему исполнителю, основывающейся на принципе разделения труда, организованной, как устойчивый бизнес-процесс и направленной на улучшение эффективности организации и сокращения издержек. Применение логистического инструментария в управлении промышленным предприятием способно привести к сокращению себестоимости выпущенной продукции – до 30 % [1, с. 17]. Эффективная логистическая система обеспечивает не только высокое качество и сокращение сроков поставки продукции конечному потребителю, но и позволяет предприятию с минимальными издержками адаптироваться к изменениям внешней среды.
Логистические провайдеры являются коммерческими организациями, деятельность которых заключается в предоставлении услуг в сфере логистики (управление заказами, транспортировка, складирование и управление запасами, построение и поддержка дистрибутивных каналов и др.).
Чаще всего, специалисты таких компаний обладают определенным опытом в сфере логистического управления. Кроме того, у логистических провайдеров имеется развитая инфраструктура (терминал или терминальная сеть, парк автомобильной и специальной техники, развитая сеть международных транспортных агентов и проч.).
Распространение логистического аутсорсинга и его развитие находится под влиянием определенных факторов, главными из которых являются:
- глобализация снабженческих и сбытовых сетей;
- поддержание высокого уровня обслуживания потребителей;
- достижение предприятиями высокого уровня организационно-функциональной гибкости.
Следует заметить, что, несмотря на все преимущества аутсорсинга, эта модель содержит немало рисков, к основным из которых относятся утечка конфиденциальной информации, отсутствие оперативных рычагов воздействия и управления процессами, переданными на аутсорсинг, неподконтрольное повышение цен за предоставляемые услуги.
Предприятие принимает решение об использовании логистических посредников в зависимости от наличия объективных факторов, которые подразделяются на экономические и организационные. Примером экономических факторов относятся: себестоимость выполнения определенной функции внутренними подразделениями в сравнении с ценой, запрашиваемой аутсорсером за выполнение соответствующих задач; рентабельность производственной деятельности; характеристика внешней среды. К группе организационных факторов можно отнести: прозрачность и безопасность сотрудничества, а также наличие эффективной системы управления и контроля за качеством выполняемых задач.
Кроме вышеперечисленных факторов экономического характера, возможно наличие рисков связанных с утратой контроля над логистической цепочкой, в случае передачи её на удаленное управление. Однако большинство логистических провайдеров распоряжаются передовыми технологиями, при помощи которых они могут преобразовывать процессы складирования и транспортировки в единый информационный поток.
Самыми развитыми рынками логистического аутсорсинга обладают страны Европы и США. Эти же страны являются лидерами в сфере применения эффективных принципов и механизмов формирования логистической системы. За последние годы в США наблюдается рост рынка 3PL-услуг, он составляет 20–22 % в год. 3PL-провайдерам возможно передать 2/3 от общих логистических затрат. По мнению множества экспертов, предприятия, использующие 3PL-подход, могут снизить затраты на управление запасами от 15 до 30 % [2, с. 132].
Анализ основных тенденции российского логистического аутсорсинга показал, что в России в настоящий момент большинство логистических компаний являются узкофункциональными логистическими посредниками.
Однако, в некоторых случаях, затраты предприятия на выполнение логистических функций собственными средствами и силами может быть ниже, чем передача их исполнения на аутсорсинг. Создание конкурентных преимуществ за счет сокращения операционных логистических затрат является основной целью сотрудничества производственных и торговых компаний с логистическими посредниками данного класса, что приводит к общему повышению эффективности функционирования логистической системы и, в дальнейшем, снижения себестоимости продукции. Особенно это актуально в связи с финансовым кризисом, когда минимизация издержек и сокращение сроков поставок становятся критически важными.
Последнее время наблюдаются существенные изменения в восприятии российскими предприятиями идеи логистического аутсорсинга. Предприятия различных сфер экономической деятельности активно взаимодействуют с логистическими операторами и постепенно внедряют логистический аутсорсинг. Но все же, Россия по показателю проникновения логистического аутсорсинга существенно отстает от показателей США и стран Европы [3, с. 137].
На данный момент ряд отечественных компаний проявляет осторожность в вопросах привлечения логистических посредников, объясняя это тем, что пока не разработана универсальной и проверенной на практике методики, способной произвести точный расчет экономического эффекта от применения аутсорсинга. Дистанция от первоначальной стадии переговоров между оператором и предприятием до фактической постановки груза на обслуживание довольно существенна.
Внедрение аутсорсинга можно считать целесообразным если провести соответствующее обоснование и расчеты. Помимо явных затрат на персонал и содержание объектов недвижимости в структуре баланса существуют «скрытые» затраты, которые являются не менее важными и могут составлять значительную долю в общих логистических издержках. Речь идет о затратах на управление транспортировкой, обеспечение безопасности, эксплуатации транспортных средств, информационном обслуживании, налогах и др.
Существует ещё один немаловажный вопрос, требующий разрешения. Он заключается в определении числа поставщиков логистических услуг. По этому вопросу есть несколько мнений. Некоторые считают, что поставщиков услуг должно быть два-три. В таком случае практически не допускаются перебои в поставке продукции, оказании иных логистических услуг, исключается зависимость от одного поставщика, между поставщиками рождается конкуренция, улучшающая качество обслуживания и т. д. Сторонники же стратегии «стройного производства» предпочитают одного поставщика и рассматривают его как партнера по бизнесу. Острой проблемой для России являются уровень затрат на логистические услуги. С одной стороны, он обусловлен масштабами территории страны, но с другой, фактический разрыв между ценой производителя и потребителя, составляющий сотни процентов. При этом затраты логистику зарубежных компаний находятся в пределах 20 %, то есть на порядок ниже. Это подрывает конкурентоспособность отечественного производителя, способствует проникновению на внутренний рынок зарубежных товаров и услуг. Проблема настолько обострилась, например, депутаты законодательного собрания Краснодарского края обратились к главе правительства России с предложением обязать торговые сети размещать на ценниках не только розничные, но и оптовые цены на продукты. По мнению парламентариев, это приведет к снижению торговых наценок.
Таким образом, можно сделать вывод, что российские предприятия привлекают сегодня посредников к выполнению логистических операций, но существует еще множество трудностей, по причине которых аутсорсинг не стал обычной практикой. Одной из главных причин является отсутствие на рынке достаточно компетентных и мощных операторов, предоставляющих полный комплекс логистических услуг по приемлемым, не завышенным ценам. Существуют все предпосылки того, что в будущем наличие спроса будет стимулировать процесс формирования логистических посредников, соответствующих предъявляемым компаниями требованиям.
Список литературы:
- Горяев Н.К. Эффективность приобретения транспортных услуг на основе оперативного тендера / Н.К. Горяев // Транспорт Урала. – 2010.
- Курбанов А.Х. Актуальные проблемы логистического аутсорсинга / А.Х. Курбанов // Транспортное дело России № 7 – 2011.
- Якунина Ю.С., Окольнишникова И.Ю. Тенденции развития современного рынка логистических услуг в России / Ю.С Якунина, Окольнишникова И.Ю. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент № 1 – 2014.