Статья:

ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Конференция: XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 8. Менеджмент

Выходные данные
Данилина В.С. ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (28). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/9(28).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 230 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Данилина Вероника Станиславовна
студент Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза
Осташков Александр Валерьевич
научный руководитель, канд. экон. наук, доц., РФ, г. Пенза

 

На сегодняшний день в Российской Федерации проблема стратегического планирования регионов является крайне актуальной, так как каждый регион имея свои индивидуальные особенности, связанные с географическим расположением и социально-экономическими характеристиками, сталкивается с серьёзной конкуренцией со стороны других территорий. В этих условиях отечественные учёные и специалисты активно прорабатывают теоретико-методологические основы стратегического планирования регионов.

Что представляет собой стратегический план? Стратегический план развития региона – это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание различных актов деятельности по развитию региона. Это индуктивный документ, который позволяет администрации региона и региональному сообществу действовать совместно, закладывает определённый фундамент развития стратегического плана социально-экономического развития региона. Этот документ принадлежит не исключительно администрации, но и всем субъектам процесса регионального развития, включая и экономических агентов, и участников политического процесса.

Определение целей развития региона должно стать исходным пунктом разработки концепции и отраслевых приоритетов развития региона. Основная цель развития региона заключается в решении проблемы самодостаточности региона, то есть самостоятельно выполнять совокупность функций, определённых его статусом. Основной целевой установкой стратегического плана развития региона является повышение качества и уровня жизни населения региона.

В процессе стратегического планирования социально-экономического развития региона возникают следующие проблемы. Одной из самых важных проблем является – неопределенность в методологическом подходе социально-экономического развития региона, так как этот подход составляет основу процесса стратегического планирования в целом. Необходимо до начала стратегического планирования определиться с подходом, который станет основополагающим в дальнейшем социально-экономическом развитии региона, обозначить и закрепить «точки роста», выявить недостатки и преимущества отраслевого, кластерного и других подходов. Трудности, связанные с разработкой и согласованием стратегии региона легко можно будет устранить на уровне регионального законодательства.

Второй, не менее важной проблемой является недостаток организационного обеспечения процесса стратегического планирования. Текущий процесс не должен быть предоставлен сам себе, он нуждается в постоянном усовершенствовании и контроле. Предоставить разработку стратегического планирования продвинутым консультантам и ждать высоких результатов – глупо, необходимо учитывать мнение собственных квалифицированных специалистов той или иной организации, так же выстроить прочные взаимоотношения между подразделениями региональных органов власти и органов местного самоуправления, задействовать известные общественные корпорации. Важным шагом является структурирование и внедрение методологического проектного управления, это принесет пользу не только отдельно взятой организации, но и всей системе управления экономикой региона.

Разработать наилучшую стратегию, не противоречащую в логическом и содержательном аспектах, невозможно не решив проблему – создания системы стратегического планирования на уровне региона.

Отсутствие контура стратегического планирования на уровне муниципальных образований составляет третью проблему, чтобы обеспечить результативность стратегии развития региона следует организовать процесс стратегического планирования на «низовом уровне», то есть в муниципальных образованиях. Поиск человека, который обладает блестящей способностью организовывать процесс грамотного стратегического планирования именно на уровне муниципальных образований, а также оперативно решать сложные задачи, возникающие с отсутствием финансовых средств, кадровых и организационных ресурсов – отражает суть данной проблемы организационно – методологическим характером.

Четвертая проблема рождается вследствие отсутствия стратегических представлений по отношению к будущему состоянию и развитию региона.

Следует отметить, что разработанная стратегия оказывается невостребованной, так как теряется ее ведущая, движущая сила из-за неприменения стратегического мышления в процессе планирования, что в итоге приводит к тому – стратегическое планирование, утрачивает целенаправленность.

Исходя из этого, не удается сформулировать дальнейшие перспективы будущего и соответствующие ему стратегические инициативы. Специалистам сложно ориентироваться в огромном потоке информации, их выводы из анализа нечеткие, наделены отвлеченным характером, а иногда попросту не подходят к выбранной стратегии.

Неправильный подход к использованию услуг внешних консультантов – проблема № 5. Очень часто допускаются непоправимые ошибки, при заключении контрактов с внешними консультантами на разработку стратегии. На данном этапе нельзя предоставить свободу разработки стратегии специалистам, не указав основные цели и задачи предприятия, не стоит предоставить эту возможность определить главные цели самим специалистам, и чрезмерное использование внешних консультантов не приведет к высоким результатам. Им предоставляется возможность решать все без исключения задачи, связанные с разработкой стратегии развития региона. Предварительно нужно самостоятельно провести всю подготовительную работу, включая разработку видения будущего региона и стратегических инициатив региональных органов власти, и только затем обратиться за помощью к внешним специалистам.

Проблема № 6 – разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, вызывает большую сложность при разработке стратегии. Данная проблема объективно происходит из особенностей системы государственного и муниципального управления в России. Возникает конфликтная ситуация: исполнительная ветвь власти отвечает за разработку стратегии, а законодательная – оценивает и утверждает ее. Одна сторона никак не может согласиться с действиями противоположной стороны, но понимает и осознает их важность, а ведь стратегия развития – это множество компромиссов между интересами заинтересованных сторон.

Седьмая проблема – стремление получить результат в кратчайший срок, разработать эффективную стратегию развития региона за 3–6 месяцев, даже грамотному специалисту очень сложно, так как нужно уделить большое внимание подготовительному этапу. За короткий срок невозможно качественно проработать каждый пункт, следовательно, из-за многочисленных противоречий полученная стратегия – некорректна, малоэффективна.

Невнимание к макроэкономическому прогнозированию в процессе разработки стратегии развития региона ограничивается использованием данных Федерального агентства государственной статистики – этого недостаточно, что, следовательно, образует восьмую проблему. Следует уделить особое внимание технологическому прогнозированию, позволит определить социально – экономические стороны развития региона, установить приоритеты при финансировании программ поддержки промышленности и научно – исследовательских проектов.

Творческая обстановка позволяет организовать работу предметных специалистов и экспертов, исследовать сложные проблемы, найти инновационные решения, затем выработать механизм их реализации, а недостаток творческого подхода формирует девятую проблему. Именно творческое воображение может серьезно помочь в создании картины будущего, понимании ключевых факторов социально – экономического развития региона, государства и мировой экономики в целом.

Многие руководители пренебрегают управленческими проблемами, о которых сигнализируют отрицательные факторы. Данное положение недопустимо в разработке стратегии развития, поскольку на следующем этапе невозможно будет установить объективные цели и разработать планы по их реализации, неприятие отрицательных факторов – проблема № 10.

Руководитель должен критично оценивать достижения и неудачи, моментально отыскивать факторы успеха и причины ошибок.

На этапе планирования социально – экономического развития региона, важно выявить целевую аудиторию, затем определить желаемую ответную реакцию и выбор обращения, которое позволяет решить три проблемы: содержание, структуру и форму обращения. Ответная желаемая реакция – это притягательный мотив или тема. Коммуникатор, чтобы реализовать данную идею, принимает три решения:

Первое – это необходимо в обращении сделать четкий вывод, который будет понятен всей аудитории, а в дальнейшем станет мощным рычагом управления.

Второе – это прописать аргументацию, обозначить все доводы как «за», так и «против».

Третье – это использование действенных аргументов, с учетом их применения в начале обращения или в конце.

Нельзя обойтись и без выбора механизма распространения информации, то есть канала коммуникации, но этого будет недостаточно, если не производить мониторинг потока обратно связи, который предполагает: опрос членов целевой аудитории, с целью узнать, понимают ли они-то или иное обращение, сколько раз они его видели или какие моменты из него запомнили и т. д.

В заключении следует отметить, что важнейшим заключительным этапом управления является решение проблем стратегического планирования социально-экономического развития региона и выявление оценки эффективности стратегии. Сегодня, в процессе управления существуют несколько научных подходов, используемых для оценки реализации стратегии по показателям уровня и качества жизни населения всего региона, и индекса развития человеческого потенциала. Помимо научных теорий, реализующихся в научных подходах, используют совокупность методов оценки реализации стратегии, которая сложилась в ходе практики регионального управления. Ключевым элементом является – стратегическое планирование, то есть процесс разработки стратегического плана с помощью постановки целей, выявления критериев управления, мониторинга проблем и изучение среды развития, с последующей разработкой стратегических идей и выделения конкурентных преимуществ и базовых стратегий развития. В процессе стратегического планирования составляется прогноз социально – экономического развития, разрабатываются комплексные целевые программы для расчета качества жизни всего населения, чтобы максимально эффективно обеспечить функционирование того или иного региона.

Для предотвращения ошибок в стратегическом планировании необходимо чётко и правильно определять социально-экономические проблемы, важно, соотносить их с текущим состоянием экономики государства и общим экономическим циклом развития мировой экономики.

 

Список литературы:

  1. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Учебник – М.: Форум, Инфра – М, 2013. – 256 с.
  2. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Учебник для бакалавров. Гриф МО издание 4-еМ.: Юрайт, 2013. – 375 с.
  3. Осташков А.В. Маркетинг. Пенза: ПГУ, 2005. – 294 с.
  4. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Отд-ние общественных наук Рос. акад. наук; Ред. Д.С. Львов, А.Г. Гранберг, А.П. Егоршин . – М. : Экономика, 2004 . – 605 с.