РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В СЛАБО ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ХМАО – ЮГРЫ
Секция: 11. Экономика
XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В СЛАБО ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ХМАО – ЮГРЫ
ХМАО – Югра на протяжении многих лет входит в число наиболее динамично развивающихся российских регионов, обладающих мощным инвестиционным потенциалом. В экономике России Югра — ключевая территория по добыче нефти и производству электроэнергии. Доля Югры в общероссийской добыче нефти за 2014 год составила 47,7 % или 250,2 млн. т. нефти. Отметим, что добыча нефти снизилась на 1,9 % а доля в общей структуре на 1,1 % по сравнению с прошлым годом [4]. За последние три десятилетия в регионе создан мощнейший в стране электроэнергетический комплекс. Основную долю выработки электроэнергии на территории автономного округа обеспечивают ОАО «Сургутская ГРЭС–1», ОАО «Сургутская ГРЭС–2», ОАО «Нижневартовская ГРЭС» и «Няганская ГРЭС». Общая выработка электроэнергии в 2013 году составила – 88,5 млрд. кВт–ч. В 2014 году выработка электроэнергии составила 91,2 млрд. кВт–ч, что на 3,1 % больше, чем в прошлом году [4].
В результате проводимой Правительством автономного округа политики по созданию благоприятного инвестиционного климата 29 августа 2014 года рейтинговое агентство Standard & Poor's подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг эмитента Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на уровне «BBB-», прогноз «Негативный» и подтвердило рейтинг по национальной шкале на уровне «ruAAA».
Рейтинговое агентство Fitch Ratings 3 октября 2014 года подтвердило Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре рейтинг «ВВВ», прогноз «Негативный». Национальный долгосрочный рейтинг подтвержден на уровне «ААА(rus)», прогноз «Стабильный». Таким образом, прогноз по рейтингам автономного округа соответствует прогнозу по суверенным рейтингам эмитента – Российской Федерации. Настоящие рейтинги отражают высокий уровень благосостояния региона, его позитивные показатели ликвидности, низкий уровень долга и низкий уровень условных обязательств. К тому же, автономный округ по уровню кредитного рейтинга находится по рейтинговой шкале после городов Москвы и Санкт-Петербурга [1].
Составим таблицу 1 на основе данных «Итогов социально–экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа Югры» за период 2011–2014 гг. [2], для оценки объемов инвестиций в основной капитал за этот период.
Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий за счет всех источников финансирования за 2014 год – 709,4 млрд. рублей. В 2013 году данный объем составил 720,1 млрд. рублей. По данным «Итогов социально экономического развития ХМАО – Югры за 2014 год» инфляция на потребительском рынке за 2014 год составила 8,2 %.
Вследствие этого, индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 91 % по отношению к уровню 2013 года [2].
Наибольший объем вливаний наблюдается в 2013 году, его величина равняется 720,1 млрд. рублей. Включительно до 2013 г. наблюдается стабильный рост суммы инвестиций, но к 2014 г. объемы снова сократились, однако за весь анализируемый период увеличились на 11,4 %.
По нашему мнению, целесообразно рассчитать величину инвестиционных вложений в неизменных ценах, т. е. взять за базис цены 2011 и 2014 годов. Данный метод покажет более точную величину инвестиций, поскольку будет учтен фактор инфляции.
Взяв за основу цены 2011 года, мы наблюдаем следующий результат: наибольшая сумма инвестиций, 647 млрд. рублей, получена в 2013 году. Из таблицы 1 видно, что абсолютный прирост за 2012 год составил 2,9 млрд. рублей, а за 2013 г. 7,8 млрд. рублей. Наименьшее значение принадлежит 2014 году, в этом году было вложено 589,2 млрд. рублей. Несмотря на прирост инвестиций в текущих ценах, в неизменных ценах 2011 года мы наблюдаем снижение их величины на 47,8 млрд. рублей или 7,5 %.
Таблица 1.
Объем инвестиций в основной капитал за период 2011–2014 гг. [2]
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Темп роста, % |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
637 |
669,9 |
720,1 |
709,4 |
111,4 |
Инфляция, % |
1,053 |
1,048 |
1,062 |
1,082 |
102,8 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, % |
- |
100,3 |
101,2 |
91 |
|
Коэффициент пересчета |
1 |
1,048 |
1,113 |
1,204 |
- |
Инвестиции в основной капитал в постоянных ценах (цены 2011 г.), млрд. руб. |
637 |
639,2 |
647 |
589,2 |
92,5 |
Коэффициент пересчета |
1,204 |
1,149 |
1,082 |
1 |
- |
Инвестиции в основной капитал в постоянных ценах (цены 2014 г.), млрд. руб. |
766,9 |
769,7 |
779,1 |
709,4 |
92,5 |
В неизменных ценах 2014 года наименьшее значение суммы инвестиций принадлежит 2014 году. В этом году сумма вливаний составила 709,4 млрд. рублей, как уже отмечалось ранее. С 2011 года по 2013 год наблюдается стабильный рост инвестиционных вложений: прирост в 2012 году 2,8 млрд. рублей, в 2013 году 9,4 млрд. рублей. В целом за весь анализируемый период снижение составило также 7,5 %.
Таким образом, учитывая результаты расчетов в неизменных ценах, мы видим, что прирост инвестиций за весь анализируемый период отсутствует, напротив, величина инвестиционных вложений уменьшилась.
На рисунке 1 представлено за счет каких источников осуществлялись инвестиционные вливания в 2014 году.
Рисунок 1. Источники инвестиционных вливаний в 2014 г. [2]
Как видно из рисунка 1 наибольший удельный вес, а именно 83 % инвестиционных вложений, принадлежит собственным средствам предприятий. За счет привлеченных средств осуществилось 12 % инвестиций. Наименьший удельный вес занимают бюджетные средства, их доля равна 5 % от общего объема вливаний. По нашему мнению, данная структура весьма очевидна для ХМАО – Югры, поскольку приоритетной отраслью является нефтедобыча. Обычно предприятия данной сферы деятельности получают огромные суммы сверхприбыли, поэтому вполне целесообразно для них вкладывать излишки средств в финансовые инструменты или капитальное строительство.
Однако, несмотря на снижение объема инвестиций, Югра занимает третье место в России по объему инвестиций на душу населения, при этом обеспечивая исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» по доле инвестиций – 25 % в валовом региональном продукте.
Добиться высоких объемов вклада инвестиций в экономику и социальную сферу автономного округа удалось за счет масштабных строек и крупных инвестпроектов.
В таблице 2 представлены данные о реализованных и реализующихся инвестиционных проектах. Таблица составлена на основе «Отчетов о ходе реализации приоритетных инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» [3].
Таблица 2.
Структура инвестиционных вложений в основной капитал за 2013–2015 года [3]
Направления вложений |
до 2014 г. |
Структура, % |
||
реализов., шт. |
реализующ., шт. |
оказание гос. поддержки, тыс. руб. |
||
Жилищная сфера |
16 |
4 |
972 681,05 |
37,03 |
Коммунальная сфера |
7 |
2 |
382 545,97 |
16,67 |
Социальная сфера |
1 |
14 |
287 962,59 |
27,78 |
Животноводство |
6 |
- |
4 527,67 |
11,11 |
Промышленность |
3 |
1 |
192 826,82 |
7,41 |
Итого |
33 |
21 |
1 840 544,1 |
100 |
54 |
||||
до 2015 г. |
||||
Жилищная сфера |
26 |
5 |
1 248 102,87 |
32,98 |
Коммунальная сфера |
11 |
3 |
380 024,78 |
14,89 |
Социальная сфера |
11 |
14 |
669 741,66 |
26,60 |
Животноводство |
12 |
2 |
371 108,04 |
14,89 |
Промышленность |
5 |
5 |
2 180 133,25 |
10,64 |
Итого |
65 |
29 |
4 849 110,6 |
100 |
94 |
||||
до 01.07.2015 г. |
||||
Жилищная сфера |
26 |
5 |
1 248 102,87 |
32,98 |
Коммунальная сфера |
11 |
3 |
380 024,78 |
14,89 |
Социальная сфера |
12 |
13 |
669 741,66 |
26,60 |
Животноводство |
12 |
2 |
371 108,04 |
14,89 |
Промышленность |
6 |
4 |
2 180 133,25 |
10,64 |
Итого |
67 |
27 |
4 849 110,6 |
100 |
94 |
По данным из таблицы видно, что на период до 2014 года было реализовано 33 инвестиционных проекта, а 21 находились в стадии реализации. Наибольший удельный вес (37,03 %) принадлежал инвестициям, вложенных в жилищную сферу. В данную сферу включаются вложения в строительство многоквартирных домов. Отметим, что государственная поддержка для этой сферы составила 972 681,05 тыс. рублей. Наименьший удельный вес, а именно 7,41 % занимает промышленная сфера, куда были включены молокозавод, завод по производству плит ДСП, кормоуборочная техника и т. д.
За год количество реализованных проектов увеличилось на 32, а реализующихся на 8. В основном прирост произошел за счет сдачи в эксплуатацию новых многоквартирных домов (+10), а также детских садов и торгово-развлекательных комплексов (+10). Наибольший удельный вес по-прежнему принадлежит жилищной сфере – 32,98 %, наименьший – промышленной – 10,64 %. Однако государственная поддержка на развитие промышленности увеличилась на 1 987 306,43 тыс. рублей, т. е. более чем в 10 раз.
За 2 квартала 2015 года ситуация несильно изменилась по сравнению с 2014 годом, а именно: был введен в эксплуатацию детский сад на 200 мест в 9-м микрорайоне в г. Мегион, а также тепличный комплекс ОАО «Агрофирма» в д. Ярки ХМАО – Югры.
Таким образом, несмотря на сокращение объемов инвестиций к 2014 году, округ продолжает разрабатывать и реализовывать новые инвестиционные проекты, в первую очередь направленные на жилищное обеспечение граждан, а также обеспечение населенных пунктов детскими садами.
Отметим тот факт, что доходы от нефтегазовой сферы деятельности округа трансформируются в капитальное строительство, развитие животноводства, промышленность, т. е. являются драйвером роста для других отраслей.
Мы считаем, что основные направления повышения инвестиционной активности ХМАО – Югры могут включать в себя:
1. Усиление диверсифицированности направлений деятельности:
1.1. ХМАО – Югра богат невероятно обширными лесными просторами. По нашему мнению, целесообразно развивать лесопромышленную сферу, а также создавать структуры по производству мебели из древесины и сопутствующих материалов.
1.2. В реках автономного круга водится большое количество, достаточно высоких по стоимости реализации, водно-биологических ресурсов, т. е. рыб. Вследствие этого развитие рыбо-хозяйственного комплекса также имеет огромный потенциал.
2. Предоставление государственных гарантий и льгот на инвестиционные проекты, реализуемые в округе.
3. Предоставление льготных налоговых условий.
По нашему мнению, данные направления помогут поднять инвестиционную активность округа на более высокий уровень.