Статья:

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Конференция: XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Бони Ю.Ю. МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (28). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/9(28).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Бони Юлия Юрьевна
магистрант 3 курса, кафедра финансов и кредита СибГАУ, РФ, г. Красноярск
Мартынова Татьяна Алексеевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. кафедры финансов и кредита СибГАУ, РФ, г. Красноярск

 

Капитал – одно из самых используемых в финансовой экономике понятий. По своей сути, он является основой для создания и развития предприятия и на протяжении своего функционирования, реализует интересы не только собственников и персонала предприятия, но и государства.

Термин «капитал» в экономической литературе истолковывается весьма многообразно. С одной точки зрения, капитал предприятия определяют, как совокупность акционерного капитала, нераспределенной прибыли, отражающейся в балансе предприятия и эмиссионного дохода. Размер капитала рассчитывается кaк разность между стоимостью aктивов фирмы и ее кредиторской задолженностью.

Другой подход рассматривает кaпитал, как все долгосрочные источники привлечения средств.

Термин «капитал» нередко используют и для характеристики активов предприятия. При этом он подразделяется на основной капитал (долгосрочные активы, в том числе незавершенное строительство) и оборотный капитал (все оборотные средства предприятия).

Наряду с этим, встречаются, определения капитала, как совокупности стоимости средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование его активов.

В западной литературе под термином «капитал» подразумевают совокупность всех источников средств, используемых для финансирования активов и операций фирмы, включая привилегированные и обыкновенные акции, краткосрочную и долгосрочную задолженность.

Финансовый менеджмент рассматривает капитал с двух сторон. С одной стороны, капитал предприятия определяет общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестируемых в формирование его активов. При этом определяется направление вложения средств. С другой стороны, при анализе источников финансирования, можно отметить, что капитал – это возможность и совокупность форм мобилизации финансовых ресурсов для получения прибыли.

Столь большое количество подходов к толкованию термина «капитал» обусловлено многообразием содержательных сторон экономической теории.

Главной целью формирования капитала любого предприятия является привлечение необходимого его объема для финансирования и получения активов, а также оптимизация его структуры с точки зрения обеспечения условий для последующего результативного использования.

Первоочередной задачей, при формировании капитала предприятия, становится максимально точное определение потребности в необходимом его объеме, а также четкое понимание его будущей структуры.

Недостаточный объем, на данном этапе, может существенно затянуть и отложить период открытия и освоения производственных мощностей предприятия, а в ряде случаев вообще, свести на «нет» все попытки начать операционную деятельность.

Впрочем, одновременно с этим, переизбыток формируемого капитала может привести к дальнейшему низкоэффективному и малорациональному использованию активов предприятия, уменьшить его норму доходности.

На практике, для создания общей потребности в капитале для любого предприятия используют следующие основополагающие методы:

  1. Метод аналогий. Данный метод базируется на опыте установления объема используемого капитала на аналогичных предприятиях аналогичной отрасли. Так же, при выборе предприятия – аналога, учитывается его региональная принадлежность, стадия жизненного цикла и многие другие факторы.

Недостатком данного метода считается частая невозможность подобрать достойное предприятие – аналог, на примере которого, можно было бы изучить и проанализировать все факторы, которые определяются, как важные в процессе формирования капитала.

  1. Метод удельной капиталоемкости. Считается одним из наиболее простых методов, однако, зачастую, итоги расчетов предоставляют самые неточные данные. В основе лежит показатель «капиталоемкость продукции», который определяется соотношением величины капитальных вложений к определяемому ими приросту объема выпускаемой продукции.

Стоит так же отметить, что данный метод преимущественно используется на предварительных этапах расчета потребности в капитале, т. е. до начала проработки бизнес – плана. Применять этот метод как основной, можно только в том случае, если для подсчета будет применен показатель капиталоемкости продукции действующих предприятий-аналогов, который был вычислен с учетом влияния следующих факторов:

  • величина предприятия;
  • стадия жизненного цикла предприятия;
  • прогрессивность используемых технологий;
  • прогрессивность используемого оборудования;
  • степень физического износа оборудования;
  • уровень использования производственных мощностей предприятия и ряд других.
  1. Балансовый метод. В основе лежит первоначальное определение необходимой суммы активов, которая позволит предприятию начать хозяйственную деятельность. Этот метод расчетов основывается на балансовом алгоритме: общая сумма активов учреждаемого предприятия равна общей сумме инвестируемого в него капитала.

При выборе данного метода, стоит обратить внимание на то, что еще до начала формирования активов владельцы предприятия уже несут некоторые предстартовые расходы, связанные с проработкой бизнес-плана, разработкой и утверждением учредительных документов и т. п.

Формирование структуры капитала – далеко неоднозначный вопрос финансовой политики любого предприятия. Не существует некой общей теории, которая бы идеально подходила к каждому предприятию. Приходится анализировать и учитывать большое многообразие факторов, причем эти факторы могут носить как количественный, так и качественный характер.

В подавляющем большинстве случаев, применяют три группы методов количественной оценки структуры капитала. Ода их часть связана с анализом бухгалтерских показателей, акцентирует внимание на прибыли и дает лишь приблизительную картину. Вторая часть методов строится на основе финансовой модели анализа предприятия и предполагает использование данных, связанных с инвестиционным риском предприятия. И, наконец, третья, также опирается на принципы финансовой модели анализа, но, в отличие от второй группы, подразумевает моделирование и включает использование усложненных схем.

Стратегическая значимость принятия решений по формированию структуры капитала определяется тем, что высокие расходы на капитал, которые появляются как при недостаточном, так и при чрезмерном использовании заемных ресурсов, существенно мешают динамичному росту и развитию предприятия. Во-первых, ему предстоит движение по его кривой жизненного цикла с большими запросами к доходности вложенного капитала, быть гораздо более жестким и избирательным в выборе инвестиций, поскольку не каждая привлекательная бизнес-идея будет соответствовать значительным требованиям к доходности капитала. Во-вторых, из-за вероятности возникновения у предприятия дополнительных лимитов на инвестиционный потенциал, он не сможет быть в нужной степени эластичным и мобильным в условиях рыночной конкуренции. Большие затраты на капитал могут превратиться в тормоз для оперативного и, главное, результативного реагирования на постоянно меняющиеся тенденции развития рынков сбыта. В-третьих, в случае, если соотношение заемного и собственного капиталов не является оптимальным, усиливается конфликт интересов профессионального менеджмента и собственников, или агентский конфликт. Он может проявляться в изменении мотивационных ценностей менеджмента, развитии эгоистичного стиля принятия инвестиционных решений, способствующего реализации малоэффективных, и даже крайне рискованных проектов. Наконец, преобладающая доля заемного капитала не может оставаться незамеченной приверженными ей контрагентами по бизнесу – клиентами и поставщиками, входящими в группу, так называемых, заинтересованных лиц предприятия.

Количественные методы формирования оптимальной структуры капитала могут дать лишь примерную оценку целевого соотношения собственного и заемного капиталов. В реальной ситуации структура капитала формируется под влиянием множества факторов, большинство из которых сложно оценить количественно. К ним можно отнести следующие:

  • стадия жизненного цикла, на которой находится предприятие;
  • различная степень выгодности источников финансирования для менеджмента;
  • неравномерное распределение информации о товаре/услуге между сторонами сделки;
  • необходимость поддержания финансовой гибкости/решение вопросов акционерного контроля над корпорацией;
  • влияние так сторонних заинтересованных лиц, к числу которых относятся клиенты, работники, поставщики оборудования и программного обеспечения, регулирующие органы и т. д.

Все они могут негативно влиять на процесс наращивания предприятием суммы долга (заемного капитала), что, в конечном итоге, будет приводить к уменьшению ее чистых денежных потоков при стремлении увеличить финансовый рычаг.

Чтобы как можно точнее сформировать оптимальную структуру капитала предприятия, избежать финансовых ошибок и рисков, нужно использовать совокупность результатов количественных и качественных методов анализа.

Недостаточное развитие рынков капитала, отсутствие должного уровня профессиональной подготовки финансовых менеджеров во многих отечественных компаниях способствовали снижению внимания к формированию структуры капитала. Однако, сегодня наблюдаются тенденции к изменению ситуации в лучшую сторону: изменяется макроэкономическая среда, и отечественные компании, которые сумели обеспечить устойчивый рост, приходят к осознанию большой значимости необходимости принятия решений о дополнительных инвестициях для достижения роста стоимости капитала и бизнеса в целом. Очевидно, на этом вопросы, связанные с формированием структуры капитала предприятия, не заканчиваются. После принятия решений об уровне соотношения собственных и заемных средств, источниках финансирования и структуре капитала, каждое предприятие сталкивается с новыми задачами, требующими оперативного их решения. В условиях постоянно меняющейся экономической ситуации в стране и в мире, данный вопрос требует постоянного глубокого исследования. Анализ факторов, оказывающих влияние на принятие финансовых решений предприятий, способствовало бы лучшему пониманию имеющихся проблем и поиску рациональных путей для их решения, а в дополнении с теоретическими рекомендациями, основать надежную и крепкую базу для формирования эффективной и рациональной структуры капитала предприятий.

 

Список литературы:

  1. Банк В.Р. Финансовый анализ: учеб. пособие / В.Р. Банк, С.В. Банк, А.В. Тараскина. – М.: ТК Велби, Проспект, 2011. – 344 с.
  2. Васильева Л.С., Петровская М.В. Финансовый анализ. – М.: КноРус, 2006. – 544 с.
  3. Ивашковская И.В., Куприянов А. Структура капитала: резервы создания стоимости для собственников компании // Управление компанией – 2005. - №2. – С. 34-40.
  4. Максимова Ю.Б. Формирование оптимальной структуры капитала как фактор обеспечения финансовой устойчивости компании // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 390-396.
  5. Никандрова Л.К., Никандров К.Л. Учет собственного капитала организации//Все для бухгалтера. - 2012. - № 17. - С. 10-15.
  6. Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент : теория и практика : учебник / Е. С. Стоянова, [и др.] ; под ред. Е.С. Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Перспектива, 2009. – 656 с.
  7. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. — М.: Инфра-М, 2009. — 208 с