Статья:

РЕФОРМА МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Конференция: XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Гвак Б., Колочун А. РЕФОРМА МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (28). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/9(28).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕФОРМА МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Гвак Богдан
студент Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва
Колочун Анастасия
студент Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва
Помаскина Ольга Владимировна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. кафедры управления рисками, страхования и ценных бумаг РЭУ имени Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

Международная финансовая система представляет собой экономические отношения по поводу функционирования мировых денег и обслуживания взаимосвязей между странами (внешняя торговля, вывоз капитала, инвестирование, предоставление займов и субсидий, научно-технический обмен, туризм, и др.). Мы живем в век глобализации и тесной взаимозависимости стран. Так, финансовый кризис в одной стране может нести угрозу экономической стабильности многих стран мира. Например, «греческий вопрос» не может обойти стороной мировые индексы, поскольку рынки достаточно чувствительны и сразу после усиления последствий финансового кризиса в Греции, фондовые индексы европейского рынка ожидал серьезный обвал. Ценные бумаги отдельных европейских банков подешевели более чем на 10 %, Гонконгский Hang Seng и Японский Nikkei подешевели на 2,5 и 3 процента соответственно [1].

Современная мировая финансовая система обязана своим существованием Бреттон-Вудскому соглашению 1944 года. Мировой резервной валютой с тех пор признается американский доллар. После распада Бреттон-Вудской валютной системы и кризиса 2008 года вопрос о перестройке международной валютно-финансовой системы встал достаточно остро. Вопросами реформирования занимается G-20. Основными целями группы является предотвращение текущего и будущих финансово-экономических кризисов, обеспечение сбалансированного развития мировой экономики с опорой на реалии 21 века [2].

Впервые вопрос о реформировании МВФС встал в 2008 году, когда на экстренном совещании в Вашингтоне были предложены меры борьбы с кризисом. Однако в связи с восстановлением ситуации и оживлением мировых рынков, данные меры были отложены и признаны не своевременными.

В современных реалиях целью реформирования системы международных отношений должно стать более совершенное и прогрессивное функционирование экономической системы. Важно сделать акцент на помощи развивающимся странам, у которых недостаточно ресурсов для выхода из кризиса, не сформирован аппарат проведения налоговой и денежно-кредитной политики. Известно, что за последние годы страны БРИКС потратили на рефинансирование международного валютного фонда десятки миллиардов долларов, при этом квота Китая при голосовании в МВФ составляет лишь 4 %, России – 2,5 %, а США – 17,69 %. При этом для принятия ключевого решения необходимо 85 % голосов, что дает Вашингтону право «вето» [3].

Для того чтобы разработать программу реформирования, отвечающую вызовам современности, необходимо изучить природу кризисов, имевших серьезные последствия для мирового рынка в целом. Так в докладе Нобелевского лауреата Джозефа Стиглица отмечается необходимость укрепления системы банковского регулирования, формирования нового механизма урегулирования долговых кризисов, разработки резервной системы с главенствующей ролью валюты типа SDR [4].

С учетом всех факторов, можно выделить различные цели реформы МВФС. Например, изменение состава SDR с учетом роли определенной валюты в финансовой системе; создание механизма финансирования в целях экстренной помощи государствам-членам; разработка единых принципов сотрудничества и привлечения развивающихся стран; отход от модели работы в соответствии с интересами развитых стран в ущерб развивающимся и т. д.

Одной из наиболее сложных проблем реформирования является преобразование международных расчетов с использованием новых резервных валют. Как мы отмечали выше, наиболее распространенными являются предложения по расширению системы SDR. В 2011 году МВФ произвел пересмотр корзины валют, снизив долю доллара с 44 % до 41,9 % и повысив евро с 34 % до 37,4 % соответственно. Китай в рамках своей валютно-финансовой политики стремится продвигать свои интересы там, где главенствующую роль играет США и страны Западной Европы. Кроме того, Китай стремится к включению юаня в состав SDR наряду с долларом, евро, фунтом стерлингов и японской йеной. Этот пункт прямо был зафиксирован по результатам саммита стран БРИКС в ЮАР. Кроме прямого включения китайской валюты в состав корзины специальных прав заимствования, страны БРИКС призывают к пересмотру квот МВФ, чтобы отразить увеличившийся вклад стран БРИКС в международном товарообороте и финансовых рынках.

Говоря о развитии и совершенствовании системы банковского регулирования, нельзя не остановиться на прогрессе в отношении внедрения G-20 Базеля III. Он включает в себя измененный стандарт управления капиталом и ликвидностью. Хочется отметить, что в целом для финансовой системы, введение Базеля III имеет четко очерченные преимущества. Как результат – снижается риск банкротства отдельных банков благодаря повышенным стандартам управления рисками, повышается качество капитала, снижается долговая нагрузка в результате ввода ограничительного коэффициента долговой нагрузки, осуществляется переход на долгосрочное финансирование [5].

Для того чтобы обеспечить своевременный обмен информацией между финансовыми институтами разных стран в рамках единой финансовой системы, необходимо осуществление полноценного сотрудничества финансовых властей. Необходимо расширять деятельность коллегий, посредством которых осуществляется сотрудничество в области надзора, за счет обмена практическим опытом и усиления каналов, которые надзорные органы использует для обмена информацией. Важно создавать международные антикризисные группы, способные своевременно взаимодействовать для предотвращения кризисов, а не только ликвидации их последствий. Как уже отмечалось ранее, нужно сместить акцент с преобладающей ролью развитых стран в принятии решений.

Глобальный финансово-экономический кризис, продолжающийся в настоящее время, свидетельствует о необходимости в срочном порядке активизировать коллективные усилия всех членов международного сообщества и добиться реальных результатов в реформировании мировой валютно-финансовой системы и создании новой системы глобального регулирования. От поддержки G-20 завершения работы над пакетом международных реформ и их полной, своевременной и последовательной реализации зависит не только построение более надежных национальных финансовых систем, но и создание более эффективной и открытой глобальной системы, основанной на уверенности в выполнении странами взятых на себя обязательств.

 

Список литературы:

  1. Насколько значим греческий кризис для мировой экономики? – [Электронный ресурс]: ИА Банки-ру. – Режим доступа. – URL: http://www.banki.ru/blog/Evgeniyat/6666.php.
  2. «Группа двадцати»: её роль и наследие – [Электронный ресурс]: официальный сайт председательства Российской Федерации в «Группе двадцати». – Режим доступа. – URL: http://ru.g20russia.ru/docs/about/part_G20.html.
  3. Наступает время реформы мировой финансовой системы – [Электронный ресурс]: деловая газета Взгляд – Режим доступа. – URL: http://vz.ru/economy/2015/2/3/727621.html.
  4. Доклад Стиглица о реформе международной валютно-финансовой системы: уроки глобального кризиса – [Электронный ресурс]. – Москва: Международные отношения. – 2010. – Режим доступа. – URL: http://www.samomudr.ru/.
  5. Базель III: вопросы внедрения – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.kpmg.com/RU/ru/topics/Russian-Banking-Club/Documents/Basel%20III_rus.pdf.