РЕФОРМА МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
Секция: 11. Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
РЕФОРМА МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
Международная финансовая система представляет собой экономические отношения по поводу функционирования мировых денег и обслуживания взаимосвязей между странами (внешняя торговля, вывоз капитала, инвестирование, предоставление займов и субсидий, научно-технический обмен, туризм, и др.). Мы живем в век глобализации и тесной взаимозависимости стран. Так, финансовый кризис в одной стране может нести угрозу экономической стабильности многих стран мира. Например, «греческий вопрос» не может обойти стороной мировые индексы, поскольку рынки достаточно чувствительны и сразу после усиления последствий финансового кризиса в Греции, фондовые индексы европейского рынка ожидал серьезный обвал. Ценные бумаги отдельных европейских банков подешевели более чем на 10 %, Гонконгский Hang Seng и Японский Nikkei подешевели на 2,5 и 3 процента соответственно [1].
Современная мировая финансовая система обязана своим существованием Бреттон-Вудскому соглашению 1944 года. Мировой резервной валютой с тех пор признается американский доллар. После распада Бреттон-Вудской валютной системы и кризиса 2008 года вопрос о перестройке международной валютно-финансовой системы встал достаточно остро. Вопросами реформирования занимается G-20. Основными целями группы является предотвращение текущего и будущих финансово-экономических кризисов, обеспечение сбалансированного развития мировой экономики с опорой на реалии 21 века [2].
Впервые вопрос о реформировании МВФС встал в 2008 году, когда на экстренном совещании в Вашингтоне были предложены меры борьбы с кризисом. Однако в связи с восстановлением ситуации и оживлением мировых рынков, данные меры были отложены и признаны не своевременными.
В современных реалиях целью реформирования системы международных отношений должно стать более совершенное и прогрессивное функционирование экономической системы. Важно сделать акцент на помощи развивающимся странам, у которых недостаточно ресурсов для выхода из кризиса, не сформирован аппарат проведения налоговой и денежно-кредитной политики. Известно, что за последние годы страны БРИКС потратили на рефинансирование международного валютного фонда десятки миллиардов долларов, при этом квота Китая при голосовании в МВФ составляет лишь 4 %, России – 2,5 %, а США – 17,69 %. При этом для принятия ключевого решения необходимо 85 % голосов, что дает Вашингтону право «вето» [3].
Для того чтобы разработать программу реформирования, отвечающую вызовам современности, необходимо изучить природу кризисов, имевших серьезные последствия для мирового рынка в целом. Так в докладе Нобелевского лауреата Джозефа Стиглица отмечается необходимость укрепления системы банковского регулирования, формирования нового механизма урегулирования долговых кризисов, разработки резервной системы с главенствующей ролью валюты типа SDR [4].
С учетом всех факторов, можно выделить различные цели реформы МВФС. Например, изменение состава SDR с учетом роли определенной валюты в финансовой системе; создание механизма финансирования в целях экстренной помощи государствам-членам; разработка единых принципов сотрудничества и привлечения развивающихся стран; отход от модели работы в соответствии с интересами развитых стран в ущерб развивающимся и т. д.
Одной из наиболее сложных проблем реформирования является преобразование международных расчетов с использованием новых резервных валют. Как мы отмечали выше, наиболее распространенными являются предложения по расширению системы SDR. В 2011 году МВФ произвел пересмотр корзины валют, снизив долю доллара с 44 % до 41,9 % и повысив евро с 34 % до 37,4 % соответственно. Китай в рамках своей валютно-финансовой политики стремится продвигать свои интересы там, где главенствующую роль играет США и страны Западной Европы. Кроме того, Китай стремится к включению юаня в состав SDR наряду с долларом, евро, фунтом стерлингов и японской йеной. Этот пункт прямо был зафиксирован по результатам саммита стран БРИКС в ЮАР. Кроме прямого включения китайской валюты в состав корзины специальных прав заимствования, страны БРИКС призывают к пересмотру квот МВФ, чтобы отразить увеличившийся вклад стран БРИКС в международном товарообороте и финансовых рынках.
Говоря о развитии и совершенствовании системы банковского регулирования, нельзя не остановиться на прогрессе в отношении внедрения G-20 Базеля III. Он включает в себя измененный стандарт управления капиталом и ликвидностью. Хочется отметить, что в целом для финансовой системы, введение Базеля III имеет четко очерченные преимущества. Как результат – снижается риск банкротства отдельных банков благодаря повышенным стандартам управления рисками, повышается качество капитала, снижается долговая нагрузка в результате ввода ограничительного коэффициента долговой нагрузки, осуществляется переход на долгосрочное финансирование [5].
Для того чтобы обеспечить своевременный обмен информацией между финансовыми институтами разных стран в рамках единой финансовой системы, необходимо осуществление полноценного сотрудничества финансовых властей. Необходимо расширять деятельность коллегий, посредством которых осуществляется сотрудничество в области надзора, за счет обмена практическим опытом и усиления каналов, которые надзорные органы использует для обмена информацией. Важно создавать международные антикризисные группы, способные своевременно взаимодействовать для предотвращения кризисов, а не только ликвидации их последствий. Как уже отмечалось ранее, нужно сместить акцент с преобладающей ролью развитых стран в принятии решений.
Глобальный финансово-экономический кризис, продолжающийся в настоящее время, свидетельствует о необходимости в срочном порядке активизировать коллективные усилия всех членов международного сообщества и добиться реальных результатов в реформировании мировой валютно-финансовой системы и создании новой системы глобального регулирования. От поддержки G-20 завершения работы над пакетом международных реформ и их полной, своевременной и последовательной реализации зависит не только построение более надежных национальных финансовых систем, но и создание более эффективной и открытой глобальной системы, основанной на уверенности в выполнении странами взятых на себя обязательств.
Список литературы:
- Насколько значим греческий кризис для мировой экономики? – [Электронный ресурс]: ИА Банки-ру. – Режим доступа. – URL: http://www.banki.ru/blog/Evgeniyat/6666.php.
- «Группа двадцати»: её роль и наследие – [Электронный ресурс]: официальный сайт председательства Российской Федерации в «Группе двадцати». – Режим доступа. – URL: http://ru.g20russia.ru/docs/about/part_G20.html.
- Наступает время реформы мировой финансовой системы – [Электронный ресурс]: деловая газета Взгляд – Режим доступа. – URL: http://vz.ru/economy/2015/2/3/727621.html.
- Доклад Стиглица о реформе международной валютно-финансовой системы: уроки глобального кризиса – [Электронный ресурс]. – Москва: Международные отношения. – 2010. – Режим доступа. – URL: http://www.samomudr.ru/.
- Базель III: вопросы внедрения – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.kpmg.com/RU/ru/topics/Russian-Banking-Club/Documents/Basel%20III_rus.pdf.