СТАТИСТИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
Секция: 11. Экономика
XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
СТАТИСТИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
Данная тема довольно актуальна на сегодняшний день, так как практическое и теоретическое значение государственного бюджета страны достаточно велико для жизни общества любого государства, в том числе и для нашей страны. Кроме того, государственный бюджет – это главное звено финансовой системы и является крупнейшим централизованным денежным фондом, который находится в распоряжении правительства [2, c. 1]. Возможность сосредоточить финансовые ресурсы на важнейших участках социально-экономического развития страны существует благодаря наличию государственного бюджета.
Прежде чем перейдем к изучению понятия и сущности статистики государственного бюджета, немного поговорим о государственных финансах. Государственные финансы – это экономические отношения, которые связанные с формированием, распределением и использованием различных фондов денежных средств в процессе образования, распределения и перераспределения национального дохода государства [5, c. 2].
Центральное место в системе государственных финансов, несомненно, принадлежит государственному бюджету, но внебюджетный пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и фонд государственного социального страхования также входят в систему государственных финансов.
Вернемся к понятию государственного бюджета. Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства, который имеет силу закона. Государственный бюджет не только аккумулирует денежные средства, но также выполняет функцию перераспределения национального дохода. При помощи госбюджета осуществляется государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль над образованием и использованием централизованного фонда денежных средств [3, c. 36].
В нашей стране выделяют три уровня бюджетов, которые являются самостоятельными и не включаются друг в друга:
Первый уровень – это федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;
Второй уровень – это бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
И третий уровень представлен бюджетами муниципальных образований.
Бюджеты всех уровней сводятся в консолидированный бюджет Российской Федерации. Консолидированный бюджет – это свод показателей бюджета, характеризующих объединенные данные по всем доходам и расходам, их источникам поступления направлениям расходования. Он включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.
Статистика государственного бюджета занимается усовершенствованием бюджетных классификаций и приведением их в соответствие с принятыми международными классификациями. Она определяет объемы и динамику доходов и расходов, структуру бюджетов разных уровней, степень их исполнения, а также источники доходов и основные направления их расходования.
Источниками информации для проведения статистического учета государственного бюджета являются показатели бюджетов различных уровней, отчетность Главного управления федерального казначейства, отчетность Государственного таможенного комитета РФ, отчетность Центрального банка России, отчетность Министерства РФ по налогам и сборам, а также статистическая отчетность предприятий и организаций.
Цель статистики государственного бюджета – это формулировка основных характеристик показателей государственного бюджета и эффективности фискальной политики страны.
Главной задачей статистики государственного бюджета является сбор и обработка материалов об исполнении бюджетов, систематизация данных для их обработки. Можно выделить несколько следующих конкретных задач:
1. Анализ структуры доходов государственного бюджета;
2. Анализ структуры расходов государственного бюджета;
3. Расчет размеров государственного внутреннего долга;
4. Определение общей величины доходов и расходов государственного бюджета;
5. Определение источников финансирования бюджетного дефицита;
6. Характеристика эффективности проведения государством фискальной политики [3, c. 35].
Изучения государственного бюджета осуществляется при помощи широкого спектра различных статистических методов. Наиболее популярным из них является метод группировки доходов и расходов бюджетов, применение которого обеспечивается наличием бюджетной классификации.
Бюджетная классификация – это основной методологический документ, на основании которого планируются, прогнозируются и исполняются доходная и расходная части государственного бюджета [1, c. 4]. Она представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ. Она используется для составления и исполнения бюджетов и составления по ней отчетности, которая обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов разных уровней.
Также бюджетная классификация предоставляет возможность сравнивать размеры расходов за любой период и определять основные направления развития государства.
Статистика государственного бюджета включает следующую систему показателей:
· абсолютные показатели бюджета и бюджетной системы;
· абсолютные показатели доходов бюджета;
· абсолютные показатели расходов бюджета;
· относительные показатели эффективности бюджета и бюджетной системы.
Абсолютными показателями статистики государственного бюджета являются:
1. Доходы – это материальные и денежные ресурсы, которые поступают государству в процессе распределения и перераспределения национального дохода, и используются для осуществления присущих ему функций как внешних, так и внутренних;
2. Расходы – это затраты государства, которые производятся путем распределения и использования различных фондов денежных средств для реализации государственных задач и функций;
3. Официальные трансферты – поступления, имеющие нерегулярный, единовременный и добровольный характер в виде дарений и субвенций.
4. Чистое кредитование – кредитование за вычетом погашения;
5. Профицит – превышение доходов над расходами, дающее возможность прибережения определенной части денежных средств, рассчитывается по следующей формуле:
(1)
где: П – погашение;
З – заимствование;
УмО – Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.
6. Дефицит – превышение расходов над доходами, являющееся причиной роста государственного долга, расходов на обслуживание этого долга, снижения курса валюты, росту инфляции и других негативных последствий.
(2)
Как уже было выше сказано, результатом накопления бюджетного дефицита является государственный долг. Государственный долг представляет собой сумму задолженности государства перед своим внешними и внутренними кредиторами. Данная задолженность, образующаяся в результате различных операций между секторами экономики и учреждениями государственного управления, может быть погашена при помощи проведения операций этих учреждений в будущем периоде. Существует и иной способ, задолженность государства пред кредиторами может быть переоформлена в бессрочный долг.
Относительными показателями статистики государственного бюджета являются:
1. Соотношение дохода бюджета, % к ВВП
(3)
где: Д – доходы консолидированного бюджета;
Дн – налоговые доходы бюджета.
2. Доходы бюджета в расчете на душу населения
(4)
где: S – численность населения.
3. Удельный вес налоговых (неналоговых) доходов в бюджете
(5)
где: Дн – сумма налоговых доходов бюджета;
Днн – сумма неналоговых доходов бюджета.
4. Соотношение доходной и расходной части бюджета
(6)
где: Р – сумма расходов бюджета.
5. Степень дефицитности (профицитности) бюджета, % к ВВП
(7)
6. Степень дефицитности бюджета, % к расходам бюджета
(8)
7. Удельный вес доходов регионального бюджета в доходах консолидированного бюджета
(9)
где: Др – доходы регионального бюджета.
8. Уровень налоговой недоимки, % к доходам бюджета
(10)
где: Н – сумма налоговой недоимки.