Статья:

ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМ ЗРЕНИЕМ ПРИ ИХ ПРИОБЩЕНИИ К ВИЗУАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Конференция: XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Терентьева Ю.В. ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМ ЗРЕНИЕМ ПРИ ИХ ПРИОБЩЕНИИ К ВИЗУАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (28). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/9(28).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМ ЗРЕНИЕМ ПРИ ИХ ПРИОБЩЕНИИ К ВИЗУАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Терентьева Юлия Владимировна
студент Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, РФ, г. Ярославль
Соловьева Наталия Анемподистовна
научный руководитель, доц. кафедры социальных технологий Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, РФ, г. Ярославль

 

В настоящее время в Российском обществе популяризировалась и активно развивается волонтерская и добровольческая деятельность, реализуемая общественными организациями, фондами, а также частными лицами. Добровольческая помощь осуществляется в самых разных направлениях для различных групп населения, в том числе и для людей с ограниченными возможностями, в частности, с ограниченным зрением, поскольку за счет выпадения или редуцирования зрительного канала они являются наиболее уязвимой категорией лиц с ограниченными возможностями и требуют особого внимания со стороны государства и общества. В силу ограничений по зрению у слабовидящих людей возникает проблема с получением визуальной информации, вследствие чего встает барьер на пути к чувственному познанию мира через визуальное искусство. При взаимодействии с визуальным искусством у человека с ограниченным зрением возникают вполне конкретные трудности, связанные с особенностями организации средово-бытовой зоны культурно-досуговых учреждений, производства технического оснащения, специфики общественного отношения к инвалиду, которые требуют поиска тех или иных путей решения со стороны специалистов, а также людей, готовых добровольно оказать посильную помощь в процессе решения данных вопросов.

Задача содействия людям с ограниченным зрением при их приобщении к визуальному искусству находит своё решение на государственном уровне, причем чаще всего в рамках школьного образования через введение уроков тифлогарифики с использованием необходимого технического оснавщения (макетов, аудиофильмов и т. д. и т. п.). Помимо этого, крупнейшими российскими музеями, среди которых можно отметить, в первую очередь, Эрмитаж, ведутся специальные экскурсии для людей с ограниченным зрением с использованием новейших технологий, которые в настоящее время доступны в использовании, как правило, лишь для молодой аудитории слабовидящих посетителей.

Существующие образовательные услуги на государственном уровне в настоящее время уже не удовлетворяют различные интересы и потребности людей с ограниченным зрением в сфере познания визуального искусства. Как никогда актуальными становятся формы добровольческой помощи, которые расширяют возможности государственной помощи в сфере приобщения людей с ограниченным зрением к визуальному искусству. Среди инновационного опыта добровольческой помощи, способствующего в приобщении к визуальному искусству не только слабовидящих школьников в рамках школьного образования, но и слабовидящих людей всех возрастов в рамках культурно-досуговых учреждений, в настоящее время реализуется создание объемных реплик известных произведений живописи, макетов архитектурных сооружений и скульптур, объемных светотеневых картин, звуковых картин, создание интерактивного 3D пространства по мотивам тех или иных произведений живописи.

Несомненно, наиболее применяемой и доступной формой помощи людям с ограниченным зрением в области приобщения к визуальному искусству является добровольческое тифлокомментирование, которое позволяет заместить или дополнить визуальную информации, которая недоступна или малодоступна людям с ограниченным зрением, а так же непосредственное сопровождение при посещении учреждений культуры и искусства, обеспечивающее не только безопасность передвижения, но и снимающее у человека с ограниченным зрением излишнее напряжение при перемещении и ориентации в пространстве в данных учреждениях. Подобные формы помощи могут осуществляться на нескольких уровнях: как отдельно друг от друга несколькими добровольцами, одни из которых владеют техникой сопровождения, а другие – техникой тифлокомментирования, так и в синтезе, когда один доброволец, оснащенный обеими этими техниками, одновременно осуществляет функцию сопровождения и функцию тифлокомментирования.

Рассматривая добровольческую помощь, оказываемую людям с ограниченным зрением при их приобщении к визуальному искусству, авторами было проведено исследование, основная цель которого – выявить уровень готовности добровольцев содействовать слабовидящим людям в области взаимодействия с визуальным искусством.

Для достижения поставленной цели были реализованы следующие задачи:

1)  Выявить, какая часть респондентов в ходе своей добровольческой деятельности уже помогала людям с ограниченным зрением;

2)  Выявить отношение респондентов к данному виду деятельности;

3)  Выявить необходимость специальной подготовки респондентов к оказанию помощи людям с ограниченным зрением при приобщении их к визуальному искусству.

Перед началом данного исследования были выдвинуты следующие гипотезы:

1)  Более 50 % добровольцев в ходе своей добровольческой деятельности уже помогало людям с ограниченным зрением;

2)  Более 50 % респондентов считают необходимой помощь слабовидящим людям в процессе их взаимодействия с визуальным искусством, и готовы оказать данную помощь;

3)  Более, чем 50 % респондентов необходима дополнительная помощь со стороны специалистов для подготовки к содействию слабовидящим людям в области визуального искусства.

В исследовании приняли участие 65 добровольцев в возрасте от 19 до 34 лет. Целевая аудитория была определена посредством случайной выборки через социальные сети и интернет-ресурсы.

Основным методом сбора и анализа первичной информации является анкетный опрос.

Изучая, какая часть респондентов в ходе своей добровольческой деятельности уже взаимодействовала с людьми с ограниченным зрением, было выявлено, что из 100 % опрошенных нами респондентов 83 % активно занимаются добровольческой деятельностью, однако лишь 13 % в ходе своей добровольческой деятельности уже взаимодействовали с людьми с ограниченным зрением. Таким образом, полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что большинство респондентов не имеют опыта взаимодействия со слабовидящими людьми, лишь образно представляют специфику мировосприятия людей с ограниченным зрением, и имеют слабое представление об этических аспектах взаимодействия с ними. Можно предположить, что предложенная нами гипотеза была опровергнута.

Изучая, каково отношение респондентов к данному виду помощи, мы выявили, что 83 % респондентов готовы начать оказывать подобную помощь, но лишь 74 % респондентов считают её необходимой. Таким образом, подавляющее большинство добровольцев выражают готовность содействовать людям с ограниченным зрением при взаимодействии с объектами визуального искусства, то есть данная область деятельности интересна и добровольцам.

При изучении необходимости специальной подготовки респондентов к оказанию помощи людям с ограниченным зрением при их приобщении к визуальному искусству, 91 % из опрошенных нами добровольцев отметили, что им необходима специальная подготовка, причем лишь 26 % способны осуществить эту подготовку самостоятельно. Остальным же нужна помощь со стороны специалистов. 60 % респондентов отметили, что преимущественно хотели бы получить знания в области психологических особенностей людей с ограниченным зрением, среди 20 % приоритетным оказались получение знаний в области искусства, и 13 % сочли необходимым в первую очередь получить знания в области взаимоотношения с человеком с ограниченным зрением. Таким образом, можно сделать вывод, что более, чем среди 50 %, а именно среди 91 % добровольцев на данном этапе осуществления их добровольческой деятельности будет востребована специальная подготовка для осуществления содействия людям с ограниченным зрением в процессе их взаимодействия с визуальным искусством.

Проведенное исследование подтверждает заинтересованность и желание добровольцев в содействии людям с ограниченным зрением при приобщении их к визуальному искусству, однако в настоящее время очевиден достаточно низкий уровень качественной подготовленности добровольцев к осуществлению данного вида деятельности, поскольку в ходе исследования было выявлено отсутствие опыта работы добровольцев со слабовидящими людьми, минимальные знания в области психологических особенностей людей с ограниченным зрением, а так же в области специфики взаимодействия с слабовидящими людьми. Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о недостаточной развитости добровольческой помощи людям с ограниченным зрением в области их приобщения к визуальному искусству в России, и на данном этапе её развития среди добровольцев будет востребована специальная подготовка для оказания данной помощи, которая может быть осуществлена через разработку и реализацию специальных программ по подготовке добровольцев и волонтеров к оказанию помощи людям с ограниченным зрением в области их приобщения к визуальному искусству

 

Список литературы:
1. Албегова И.Ф. Добровольчество как вид инновационной деятельности и форма социальной работы / И.Ф. Албегова // Вестник социально-политических наук: сб. науч. тр. № 12. – Ярославль: ЯрГУ, 2013. – № 12 – С. 3–7.
2. Албегова И.Ф. Добровольчество как инновационная деятельность в современном российском обществе / И.Ф. Албегова // Путь в науку: материалы II Международной молодежной науч.-практич. Конф – Ярославль, ЯрГУ 2014. – С. 69.
3. Албегова И.Ф. Добровольчество как инновационная форма социальной работы с инвалидами / И.Ф. Албегова // Социальные и психологические проблемы глазами молодых: материалы XVII международной науч.-практич. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых: тезисы докладов – Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2013. – № 17. – С. 74–76. 
4. Ваньшин С.Н., Ваньшина О.П. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами: Метод. пособ. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во ГДМ, 2009. – 76 с.