СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНИЯ
Секция: 8. Менеджмент
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНИЯ
Парадигмой (от лат. paradeigma – пример, образец) принято считать ключевую идею, лежащую в основе построения научной концепции. Парадигма управления – это одновременно сама теория управления со своими понятиями, а также концептуальная схема постановки проблем и их решения, являющаяся главной в науке управления. В свое время возникла парадигма человеческого фактора управления, которая в основу определения понятия «управление» и построения научной концепции управления ставит деятельность человека. В данной парадигме решающую роль играют такие факторы поведения человека, как мотивы, интересы, ценности, стимулы, опасения, установки и т. п.
В настоящее время большое количество перемен. Они затронули все сферы деятельности человека. Кажется, что наше время вместило все проблемы, когда-либо стоявшие перед человечеством, но уже на основе другой более сложной реальности.
Управление призвано обеспечить целостность организации и, по меньшей мере, достижение ее целей, если не самым оптимальным путем, то путем, обеспечивающим развитие последней.
В практике и теории менеджмента реализовано и построено множество схем и парадигм управления. От простейших на раннем этапе развития экономики, ограничивающихся стабильными условиями окружения, через подходы, учитывающие динамику внешней среды, прогнозируя будущее, до подходов, нацеленных на ведение управленческой деятельности в условиях обыденной среды.
Сегодня в условиях обостряющегося мирового экономического кризиса особенно актуальным является анализ этапов развития менеджмента, т.к. опыт говорит о том, что не существует единственной парадигмы или сценария управления. В каждом конкретном случае в зависимости от организационной сложности компании, ее величины, от доли интеллектуальной собственности в активах, от уровня развития экономики, от характеристик внешней и внутренней среды может быть востребована та или иная комбинация идей, обеспечивающая наилучшее из возможных управление.
Согласно современной парадигме организация в первую очередь представляет собой «открытую систему», которая взаимодействует с внешней средой. Факторы внешней среды влияют на все то, что происходит внутри организации. Энергия, информация, материалы – это объекты обмена предметов труда с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система - не самообеспечиваемая и зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Главные предпосылки успеха организации обнаруживаются не внутри, а во внешней среде системы, тем самым успех организации зависит от того, насколько успешно предприятие приспосабливается к своему окружению – экономическому, научно-техническому, социально-политическому, и как вовремя сможет распознавать угрозу своему существованию вследствие изменения факторов внешней среды. При таких критериях оценки деятельности организации внутренняя рациональность ее управления все же отходит на второй план. Между тем успех деятельности организации во внешней среде во многом зависит и от внутриорганизационных возможностей: профессионализма, квалификации и кругозора менеджеров, культуры отношений, структуры власти (централизованная или децентрализованная), методов управления и оргструктуры, наконец, от умения управленческого персонала вести организационную работу. Концепция организаций как открытых систем знаменует поворот к рынку и потребителю. Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, должна самостоятельно решать не только внутренние проблемы, но и всю совокупность проблем, связанных с внешней средой. Среди важнейших задач организации сейчас выделяют маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций и др.
Прежде решение этих проблем вообще не входило в компетенцию предприятия.
Современная же организация призвана, наряду с экономической функцией, выполнять и социальную, которая рассматривается в двух аспектах:
1) с позиции ориентации на потребителя и его запросы, т. е. удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах, производимых фирмой;
2) с точки зрения решения социальных проблем персонала предприятия и окружающей среды организации.
Необходимо упомянуть также о основных концепциях управления персоналом. В менеджменте различают три концепции:
1. Первая концепция – гуманистическая. Включает в себя принципы, частично взятые из философии японского менеджмента. Человек рассматривается как «винтик» в системе, выступает как главный субъект организации. Основная цель данной теории – создание всех условий, позволяющие человеку самореализоваться и найти свое место в компании. Эта концепция подходит для малого предпринимательства и компаниями, развивающиеся в сфере искусства.
2. Организационно-социальная концепция представляет собой грамотное управление человеческими ресурсами, где потенциал человека используется в полную силу путем создания подходящих внешних условий. Человек рассматривается как не возобновляемый ресурс компании, а основные требования к персоналу – это соответствия занимаемой должности и корпоративному духу организации.
3. Организационно – административная. Ее целью является максимальное использование личностного и трудового потенциала работника. Данная концепция предполагает, что отбор сотрудников осуществляется по принципу соответствия занимаемой должности, при этом руководство персоналом ведется путем выделения различных подсистем управления. Такая концепция принимается в компаниях с четко очерченной организационной структурой отраслей.
Изучение этапов развития теории и практики управления с разных позиций, позволило сформулировать ряд выводов:
1. Прежде всего, объект управления и систему управления необходимо рассматривать как исключительно открытую самоорганизующуюся систему, не отрицающую опыт предшественников, а обучающуюся на нем. Методологически это означает, что объект вместе с системой управления исходно (если можно так сказать, «генетически») обладает способностью обучаться и перестраиваться, обеспечивая при этом свою целостность и достижение собственных целей в меняющейся внутренней и внешней среде.
2. Современные концепции управления (современный срез парадигм управления) включают множество идей, которые на первый взгляд устарели, уже встречались на более ранних исторических этапах. Это лишь указывает на диалектическую связь эволюционного ряда сменяющих друг друга подходов к управлению с множеством современных парадигм управления [1].
Например, концепция стратегического планирования сегодня немыслима в силу большой динамичности и непредсказуемости рынка. «Однако, укорочение горизонта предсказуемости рынка, при решении задач управления тактического уровня, позволяет пользоваться плановой методикой». Более того, необходимо обратить внимание и на тот факт, что изменились не только характеристики внутренней и внешней среды, парадигмы управления, но и содержание самих задач. То, что ранее рассматривалось как стратегическая задача, сегодня может быть рутинным плановым действием нижних уровней управления.
3. Накопленные в результате эволюционного развития теории и практики менеджмента опыт, схемы, идеи, подходы сегодня представляют фактически управленческую базу знаний. Это не просто перечень возможностей, а семантически связанная сеть реализующая алгоритм выбора актуальной стратегии управления.
Таким образом, современная парадигма управления (независимо от специфики бизнеса) сегодня выступает как знаниевая парадигма, т.е. знание – есть цель и средство управления.
1. Булатова Р.М. Современная парадигма управления: знание – цель и средство управления. – Ж.: Молодой ученый, 2011, Т.1, 254с.