Статья:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СФЕРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕДНОСТИ

Конференция: XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Андрикевич В.В. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СФЕРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕДНОСТИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1 (30). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(30).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 20 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СФЕРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕДНОСТИ

Андрикевич Виталий Валерьевич
студент 2 курса инженерного факультета ОГАУ, РФ, г. Оренбург
Зубкова Сюзанна Александровна
научный руководитель, старший преподаватель, экономический факультет ОГАУ, РФ, г. Оренбург

 

Бедность как социально-экономическое явление существует в каждом обществе. Однако, причины и масштабы бедности могут быть различными. В частности, это может зависеть от уровня развития экономики и стадии экономического цикла в конкретной стране. Опыт различных стран свидетельствует о том, что проблема уровня бедности населения может принять масштаб социальной катастрофы. Для того чтобы избежать таких серьезных проблем необходимо вовремя принять государственные меры по преодолению бедности.

На сегодняшний день данная проблема актуальна в нашей стране. Нарастание кризисных явлений на современном этапе развития экономики России отражается на потребительских возможностях населения, и как следствие на уровне бедности.

В научной и учебной литературе нет четкого определения бедности, так как это понятие является много аспектным. Но тем не менее, бедность можно определить, как невозможность удовлетворения базовых (физиологических) потребностей для поддержания здорового существования.

Стабилизация макроэкономической ситуации в России после кризиса 1990-х гг., а также экономический рост 2000-х гг. способствовали улучшению уровня жизни населения, а также сокращению, согласно данным Росстата, доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума с 29% в 2000 г. до 11% в 2013 году [4]. Однако в 2014 г. с ростом экономического кризиса бедность вновь начала расти – 12,6% по итогам первых 9-ти месяцев.

Особенно резко для трудоспособных возрастов заметно увеличение проблемы бедности возрастной группы 45–54 лет – 29,1%, из них бедного – 70% и предбедного – 30% населения. Это предпенсионный возраст, когда трудоспособное население готовится уйти на пенсию. В случае потери работы в современных условиях на рынке труда практически невозможно в данном возрасте найти подходящее место работы. В результате доходы данной категории населения резко падают, что приводит к состоянию бедности [2].

В октябре 2014 года в Российской Федерации наблюдался резкий рост цен на продукты, который последовал после запрета на импорт из стран Запада, исключением не стала и Оренбургская область.

В регионе стремительно выросли цены на продовольствие с учётом введённых в стране ограничений. Согласно статистике, за прошлый год в Оренбургской области стоимость основных продуктов питания увеличилась от 5 до 50%. Картофель и молоко подорожали на 10%, яйцо – на 24%, говядина – на 28%, рыба – на 34%, свинина – на 48%, мясо птицы стало дороже более чем на 50%. Из перечня ввозимой продукции рис подорожал на 30%, сыры – на 38%, масло подсолнечное – на 61%, сахар-песок вырос в цене на 105% [5].

Рост цен оказал сильное влияние на состав и структуру потребительской картины граждан. Вот что входит в состав продуктовой потребительской корзины в стране на 2015 год:

·     Хлеба – 126,5 кг; – Мяса – 58,6 кг;

·     Картофеля – 100,4 кг; – Рыбы – 18,5 кг;

·     Фруктов – 60 кг; – Сахар – 23,8 кг;

·     Овощей – 114,6 кг; – Яиц – 210 штук;

·     Молочных продуктов – 290 литров.

Но ростом цен на продукты питания повысили и цены на все остальные товары первой необходимости. Все эти факторы отразились на уровне бедности населения.

Уровень бедности в России определяется как доля населения с доходами ниже официально установленного прожиточного минимума.

Бюджет прожиточного минимума – стоимостный показатель, который включает в себя стоимостную оценку натурального набора, основа социальных гарантий трудоспособному населению на уровне таких нормативов, ниже которых нарушается физическая активность и здоровье. Базой расчета прожиточного минимума является потребительская корзина, в которую включаются традиционные продукты питания, непродовольственные товары и услуги [3].

В нашей стране прожиточный минимум устанавливается Правительством РФ, при этом для расчёта его размера используются данные Росстата об уровне потребительских цен. Кроме того, величина прожиточного минимуму отдельно рассчитывается как по каждой из 3 категорий: трудоспособного населения, пенсионеров и детей, так и по каждому из субъектов Российской Федерации.

В 2015 году минимальный прожиточный минимум достигнет в целом по России 9662 рубля. Размер прожиточного минимума на душу населения по сравнению с IV кварталом 2014 года увеличился на 17,1% для трудоспособного населения, на 16,7% для пенсионеров, для детей – на 20,1%. В таблице 1 представлен размер прожиточного минимума в Оренбургской области по кварталам.

Таблица 1.

Величина прожиточного минимума в регионе (Оренбургская область) [5]

Квартал год

На душу населения


Для трудоспособного населения


Для пенсионеров


Для детей


3 квартал 2015


8347


8853


6832


8484


2 квартал 2015


8700


9207


7121


8916


1 квартал 2015


8291


8771


6803


8480


4 квартал 2014


6971


7405


5758


6981

 

Согласно Конституции РФ, государство должно проводить активную социальную политику, направленную на признание социальных прав. Данные права отражены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Основные социальные права граждан России

 

Разработка и реализация эффективной государственной политике по преодолению бедности на сегодняшний день имеют приоритетное направление. Так как рост бедности граждан нашей страны в первую очередь замедляют экономическое развитие страны в целом и тормозят работу социальных институтов государства.

Важнейший постулат долгосрочной правительственной программы развития России до 2015 г. состоит в отказе от патерналистской модели и переходе к модели субсидиарного государства, которое отвечает перед обществом за обеспечение лишь минимального объема общественных товаров и услуг, а не исходит из их разумной достаточности для осуществления долгосрочных целей выхода страны на траекторию устойчивого экономического роста. Все, что превышает «минимум» общественных услуг, граждане должны зарабатывать и обеспечивать себе сами. В субсидиарной модели государство производит общественные товары и реализует общественную политику не в силу обязательств перед обществом и стратегических приоритетов, а исходя из «реально имеющихся ресурсов и возможностей» [1].

Таким образом, на сегодняшний день одним из приоритетных направлений государственной политики РФ является разработка программ по преодолению бедности населения, обусловленной экономическим кризисом; ростом цен, вызванным экономическими санкциями. Проанализировав факторы и причины роста бедности населения нашей страны, можно выделить несколько направлений стратегий борьбы с ней: обеспечение достойной оплаты труда, оказание активной помощи малоимущим, недопущение дискриминации бедных при получении бесплатных и/или дотируемых социальных услуг.

 

Список литературы:
1. Ибрагимова К.С. Рост дифференциации доходов и сокращения бедности населения России / К.С. Ибрагимова // Вопросы структуризации экономики. – 2013. - №1. – С. 38–44.
2. Прокофьева Л.М. Бедность и социальная исключенность глазами разных групп населения / Прокофьева Л.М. и др. // Народонаселение. – 2014. – №4(66). – С. 61–81.
3. Пятова О.Ф. Бедность населения как внутренняя угроза экономической безопасности страны / О.Ф. Пятова // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. – 2013. – №2. – С. 8–13.
4. Социально-экономические индикаторы бедности в 2010–2013 гг. Стат. Сборник. – М.: Росстат, 2014.
5. Федеральная служба государственной статистики – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http: //www.gks.ru/.