Статья:

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ РУССКИХ

Конференция: XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Кузнецова А.М., Щербакова В.В. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ РУССКИХ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1 (30). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(30).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 125 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ РУССКИХ

Кузнецова Ангелина Михайловна
студент экономического факультета ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, РФ, г. г. Калуга
Щербакова Виктория Викторовна
студент экономического факультета ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, РФ, г. г. Калуга
Яблонская Светлана Юрьевна
научный руководитель, канд. филол. наук, доц. ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, РФ, г. Калуга

Мы живём в эпоху национального подъёма, консолидации нашего общества с одной стороны и обостряющихся угроз, вызов по отношению к России – с другой. Эти противоречия, как оказалось, связаны между собой, взаимообусловлены. Так было во все переломные моменты жизни страны, например, в Смутное время, во время Отечественной войны 1812 г., первой мировой войны, революции 1917г., Великой Отечественной войны, распада СССР с последующим социально-экономическим и политическим кризисом российского общества. Названные этапы истории России сходны в одном – в наличии угрозы существованию российского государства.

 Вопросы «Кто мы?», «В чём наша слабость?», «В чём наша сила?», «Каков наш путь?» – предмет размышлений русских классиков А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, Ф. Тютчева, А. Блока, О. Мандельштама, А.П. Платонова, М. Булгакова и других (ответы на вопросы о причинах «фатальной нецельности бытия», сущности «идеи жизни» народа и страны писателей-философов Ф. Достоевского и А. Платонова – объект исследования Яблонской С.Ю. [9, с. 27-33]. Пытается дать ответы на эти вопросы русская философия конца ХIХ – начала ХХ века (как ни вспомнить в этой связи Н.Данилевского Н.Фёдорова, Н.Бердяева, И.Ильина, В.Соловьёва, историка Ключевского и др. Остановимся подробнее на сути вопросов и ответов.

Мы привыкли считать, что Россия – особая страна, жители которой обладают загадочной «русской душой». Так как русская цивилизация имеет свои, отличные от других цивилизаций корни и особенности, то главным фактором, оказывающим на нее наибольшее влияние, является менталитет создающих её народов. Менталитет народа – это исторически возникший склад ума, мироощущение, миропонимание и социальная психология его типичного представителя.

Большое влияние на менталитет населения оказывает климат, в котором оно живёт. Проживая на территории, где зима длится около полугода, русские выработали в себе огромную силу воли, упорство в борьбе за выживание в условиях холодного климата. Низкая температура в течение большой части года повлияла и на темперамент нации. Суровый климат требует экономного расходования сил для выживания и, наоборот, комфортный климат расслабляет людей, способствуя самопроизвольному высвобождению их внутренней энергии. Коренные северяне более сдержанны, хладнокровны, сосредоточены, замкнуты на себя, чем южане. Этим определяется уравновешенный, спокойный темперамент, характерный для русских людей.

Не меньшее влияние на специфические черты русского самосознания оказала обширность пространств России. Мы знаем, что менталитет населения малых и больших стран различен. Недостаток жизненного пространства, то есть высокая плотность населения, порождает у малых стран склонность к территориальной агрессии, сдерживаемую лишь соотношением сил с сопредельными странами. У таких больших стран, как Россия, проблемы расширения жизненного пространства никогда не было, была проблема его сохранения. В отличие от испанской колонизации Америки, ни один народ Сибири и Дальнего Востока не был объявлен «дикарями» и уничтожен. Русские всегда были миролюбивы. Отсюда же вытекает широко известное гостеприимство, хлебосольство и добродушие русских людей, толерантность по отношению к другим народам, потому что нам нечему завидовать. К тому же русские формировались не в национально-замкнутом пространстве, а в открытой равнине, двумя фундаментальными качествами: чувством мощного единения друг с другом и возникшим из многовекового опыта жизни.

Огромность и непостижимость пространств страны не могли не сказаться на ее восприятии соседями. Император Александр III в напутствии, произнесенном незадолго до вступления страны в XX век, сказал: «Помни – у России нет друзей. Нашей огромности боятся» [4, с. 22]. В этой связи Н.А.Бердяев приводит интересные наблюдения П.А Вяземского: «Хотите, чтобы умный человек, немец или француз, сморозил глупость, – заставьте его высказать суждение о России. Это предмет, который его опьяняет и сразу помрачает его мыслительные способности» [1, с. 2].

Государственное овладение необъятными пространствами сопровождалось страшной централизацией, подчинением всей жизни государственному интересу и подавлением свободных личных и общественных сил. «Размеры государства ставили русскому народу почти непосильные задачи, держали русский народ в непомерном напряжении» [7, с. 62]. Поэтому великоросс решил, что тот, кто управляет такими обширными пространствами, представляющими собой Россию, и великим народом – чуть ли не сверхъестественного происхождения. Тем более вся российская история проходила под знаком сначала власти князя, затем царя, а в советский период под флагом культа личности руководителя коммунистической партии. Но можно отметить, что не только обширность пространств способствовала появлению культа личности, но и коллективизм, одним из проявлений которого является подсознательное подчинение личности коллективу, а в его лице тому, кто выражает коллективные интересы, то есть вождю, персонифицирующему коллектив в массовом сознании. Отсюда и идущее издревле чувство социального сострадания к людям, ущербным духовно и физически: нищим, юродивым, калекам и др., и уравнительные тенденции в русском понимании социальной справедливости.

Большие размеры территории России, бескрайние леса и многочисленные реки и озёра, богатые зверем и рыбой, ягодами и грибами, создали у русского человека представление о неисчерпаемости природных богатств, породили в психологии русского населения чувство величия огромной страны, безграничности её размера и разнообразия её возможностей и, как следствие, широту натуры. «Природное» спокойствие, добродушие и великодушие русских удивительным образом совпали с догмами православной христианской морали. Смиренность в русском народе и от церкви. Общественная суть православия основана на понятиях социальной справедливости, добра, главенства духа над плотью, воплощена в церковных жизнеописаниях православных святых. Все это породило такую русскую черту, как национальная и религиозная терпимость. Ведь на территории России много веков мирно проживает почти полторы сотни разных народов, и никогда не было расовой вражды, религиозных войн, запретов на межнациональные браки. Страна исторически формировалась как добровольное многонациональное объединение. Наконец, нельзя не сказать о русском патриотизме, основанном на осознании народом своей общности. Подъём русского патриотического духа всегда возникал в годы тяжёлых испытаний не для отдельных людей, классов или групп населения, а для всего народа, когда он начинал остро осознавать себя как историческую общность, которой грозит большая опасность – порабощение или уничтожение.

Христианством воспитана и соборность русских. О соборности размышляли Н. Бердяев, Ф. Достоевский, А. Хомяков, Л. Гумилёв [2; 5;8; 3]. В общем виде соборность отражают постулаты «Все за всех в ответе и все перед всеми виноваты», «Нет чужого греха». Это, безусловно, проявление духовной высоты, единения «мы», при этом «соборное единство не означает подавления личности человека, здесь не характерно противопоставление человека и мира, наоборот, ориентация на их единство при сохранении взаимной самостоятельности и самоценности» [6, с. 178].

Можно сделать вывод, что в русском национальном самосознании определяющими являются следующие черты:

1)  государственно-территориальная характеристика, означающая стремление сохранить свою этническую территорию и государственность;

2)  православный характер религиозной идеологии как принцип сохранения своей православной веры от попыток внедрения в России католичества или протестантизма как основной угрозы национальному самосознанию;

3)  соборность, понимаемая как всемирная отзывчивость и человечность.

 

Список литературы:
1. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М.: «Философское общество СССР», 1990. – 240 с. 
2. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. – М.: «Правда», 1989. – 608 с.
3. Гумилев Л.Н. От Руси до России. СПб.: «Юна», 1992. – 272 с.
4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век. – М.: «Просвещение», 1995. – 366 с. 
5. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: 1972-1990. Т. 28, кн. 1. С. 63.
6. Пестрецов А.Ф. Соборность – константа русского национального самосознания. Нижний Новгород. 2008. – 182 с.
7. Распутин В.Г. Сибирь, Сибирь… – М.: «Молодая гвардия». 1991. – 150 с.
8. Хомяков А. С. Полное собрание сочинений в 10 томах. – М. 1900. Т. 8. – 543 с.
9. Яблонская С.Ю. Универсальные смыслы и онтологическая образность в прозе Платонова и Достоевского. – Региональное речевое пространство в синхронии и диахронии: Сборник научных статей. Соликамск. 2013. – 27 с.