Статья:

СПЕЦИФИКА РЕКЛАМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Конференция: XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 10. Реклама и PR

Выходные данные
Шамсутдинова К.И. СПЕЦИФИКА РЕКЛАМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1 (30). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(30).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 256 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СПЕЦИФИКА РЕКЛАМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Шамсутдинова Карина Ильгизовна
студент Нижневартовского государственного университета, РФ, г. Нижневартовск
Патрахина Татьяна Николаевна
научный руководитель, доц. Нижневартовского государственного университета, РФ, г. Нижневартовск

Реклама предприятий общественного питания обладает целым рядом специфических особенностей, как считают теоретики и практики, ее приоритетная функция информировать клиентов о месте расположения ресторанов, баров, кафе, а также об оказываемых услугах [7, с. 42].

Помимо информирования современные исследователи Сайдашева В.А. и Кабирова Г.Р. выделяют и другие функции рекламы. Авторы считают, что перед ресторанами, кафе и другими предприятиями общественного питания стоит задача не только убедить клиентов посетить заведение, но и удержать их за счет качественно приготовленных блюд и с помощью высококлассного обслуживания [8, с. 121]. Данные обстоятельства и станут определяющими для функций рекламной деятельности современных предприятий общественного питания, работающих в условиях рыночной конкуренции.

 В свою очередь российский исследователь сферы ресторанного бизнеса, автор учебных пособий Федцов В.Г., считает, что реклама в ресторанах призвана решать три конкретные функции:

1.  Информирование клиентов о месте, времени, формах и методах обслуживания, стоимости блюд (услуг);

2.  Воздействие на формирование спроса на блюда (услуги), чтобы увеличить объем их реализации и снизить влияние сезонности;

3.  Воспитание эстетического вкуса посетителей [9, с. 195].

Обращает внимание тот факт, что помимо информирования и воздействия, автор выделяет и воспитательную функцию рекламы предприятий общественного питания, что расширяет спектр миссии рекламы.

В отличие от отечественных исследователей, владелец ресторанной консалтинговой компании «Resto-КАПИТАЛ» Мтвралашвили Г.И., выделяет четыре функции рекламы заведений общественного питания:

1.  Привлечение внимания к заведению;

2.  Формирование положительного общественного мнения о заведении, развитие лояльности клиентов;

3.  Обеспечение притока гостей, гарантирующих финансовую прибыль заведению;

4.  Поддержание имиджа заведения [6, с. 178].

Анализируя вышесказанное, можно констатировать, что и теоретики, и практики в основном схожи в определении функций рекламы, общими являются:

·     Привлечение потребителей;

·     Удержание клиентов;

·     Создание положительного имиджа и репутации ресторана;

·     Обеспечение финансовой прибыли ресторана.

Осуществлению поставленных функций во многом способствует грамотное использование рекламных средств: ATL-, BTL- и TTL- рекламы. Рассмотрим инструменты рекламы, которые используют в сфере общественного питания.

Моргачев Д., управляющий партнер ОРКГ «Restorante – Настроение +», к наиболее эффективным средствам рекламы, в условиях рыночных отношений, относит наружную рекламу, Интернет-рекламу, радио-рекламу, связи с общественностью, POS-материалы, внутренний и социальный маркетинг [5, с. 47]. Автор обращает внимание на то, что в зависимости от концепции заведения, данные инструменты могут дать разный эффект, поэтому к выбору рекламных средств нужно подходить индивидуально.

Особого внимания заслуживает подход Егиной Е., которая считает, что к инструментам рекламы предприятия общественного питания (ресторана) относятся: продвижение (промоушн), меню, вывеска, указатели, POS-реклама, поддерживающая реклама. Помимо выше перечисленного к средствам рекламы ресторана относятся сувенирная продукция – зажигалки, спички и другие предметы, которые соответствуют фирменному стилю ресторана; а также праздники, дегустации и т.д. Важно использовать логотип ресторана везде, где только можно – на подставках под бокал и салфетках, на посуде, пепельницах, пакетах и т.д. [2].

Васильева А.А., ведущий менеджер ЗАО «Бюро исследования бизнеса», считает, что привлечению посетителей способствуют такие средства ATL- и BTL- рекламы, как: реклама внутри ресторана: подготовка персонала, прямая почтовая рассылка и конкурсы; прямая реклама: реклама в средствах массовой информации. Наиболее эффективной, по мнению Васильевой А.А., является реклама на радио, растяжки на городских улицах [1]. Причем, автор считает, что использовать данные средства рекламы нужно исходя из целей, планируемой кампанией. Таких целей может быть две: привлечение новых клиентов и поддержание лояльности постоянных клиентов.

Малышкина Е. А. считает, что для ресторана самым лучшим средством распространения рекламы является всемирная сеть Интернет. Проведя анализ использования практических Интернет-инструментов для рекламы заведений общественного питания, автор выявила следующие эффективные формы Интернет-рекламы:

1.  Сайт-визитка ресторана. Структура сайта ресторана может быть представлена следующими разделами: о нас; афиша; новости; меню; интерьер; заказ столика; голосование; книга отзывов; контакты заведения.

2.  Регистрация в Интернет-каталогах.

3.  Продвижение с помощью социальных сетей.

4.  Контекстная реклама [3, с. 140].

Милл Р. К., зарубежный исследователь в области ресторанного бизнеса, к эффективным средствам ATL- и BTL- рекламы ресторана относит: прямую рекламу (любую платную форму неличной презентации и продвижение идей, товаров или услуг конкретным лицом-рекламодателем); личные продажи (устное обращение менеджера по продажам к потенциальным потребителям, при личном контакте или по телефону); стимулирование продажи (краткосрочные меры по продвижению ресторана); мерчандайзинг (постеры, бесплатные рекламные брошюры, буклеты и т.д.); PR (форма коммуникаций, которые не оплачиваются и связаны с поддержанием позитивных отношений со всеми группами общественности ресторана) [4, с. 96].

Также Милл Р. К. отмечает, что выбор средств рекламы, зависит от стадии жизненного цикла ресторана. Концепция жизненного цикла основана на идее, что любое предприятие, в том числе общественного питания, проходит в своем развитии несколько стадий, для каждой стадии уместны и эффективны свои методы продвижения. Обычно все начинается с вхождения на рынок, далее следуют стадия роста, потом зрелости, а после – упадка или омоложения.

Таким образом, можно сделать вывод, что специфика рекламы предприятий общественного питания обусловлена функциями: привлечения, удержания клиентов, формирования эстетического вкуса, а также становления имиджа и увеличения прибыли. Немаловажно, что выбор средства ATL-, BTL- и TTL-рекламы обусловлен стадией жизненного цикла и стратегией развития предприятия общественного питания.

 

Список литературы:
1. Васильева А.А. Реклама в ресторанах приобретает новые формы – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http: //allcafe.ru/profy/rexplorer/advance/advertising/2004 (Дата обращения: 02.01.2016). 
2. Егина Е. Теоретические особенности рекламы ресторанов – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http: //www.advertiser-school.ru/advertising-theory/restaurant-advertising.html (Дата обращения 03.01.2016).
3. Малышкина Е.А. Совершенствование маркетинговых инструментов в интернет-бизнесе как фактор наиболее эффективного воздействия на потребителя // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – № 10 (044). – С. 137–141.
4. Милл Р. К. Управление рестораном: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 536 с.
5. Моргачев Д. Маркетинг в ресторанном бизнесе // Маркетинг&Менеджмент. – 2008. – № 10. – С. 45–48.
6. Мтвралашвили Г.И. Прибыльный ресторан. Советы владельцам и управляющим. – СПб.: Питер, 2010. – 256 с.
7. Пядышева Т.Г. Эффективность партизанского маркетинга в продвижении ресторанных услуг // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. – 2012. – № 2(4). – С. 41–48.
8. Сайдашева В.А., Кабирова Г.Р. Эффективность рекламной кампании как элемент эффективности деятельности предпринимательской структуры сферы общественного питания // Уникальные исследования XXI века. – 2015. – №4 (4). – С. 120–124.
9. Федцов В.Г. Культура ресторанного сервиса: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2012. – 248 с.