Статья:

ФОТОГРАФИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ЭСТЕТИЗАЦИЯ РЕАЛЬНОСТИ

Конференция: XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 5. Философия

Выходные данные
Добронравов К.О. ФОТОГРАФИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ЭСТЕТИЗАЦИЯ РЕАЛЬНОСТИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1 (30). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(30).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОТОГРАФИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ЭСТЕТИЗАЦИЯ РЕАЛЬНОСТИ

Добронравов Кирилл Олегович
студент 4 курса факультета истории, философии и права Омского государственного педагогического университета, РФ, г. Омск
Красноярова Наталия Георгиевна
научный руководитель, канд. филос. наук, доц., факультет истории, философии и права Омского государственного педагогического университета, РФ, г. Омск

Современное влияние социальных сетей трансформирует не только сферу коммуникаций, но пронизывает различные сферы искусства, воздействует на форму отношения человека с миром и отражается на процессе мышления, в котором эстетическое становится одной из основополагающих ценностей. Философия культуры должна фиксировать и осмыслять данные трансформации.

М. Маффесоли вводит термин «эстезис» в дискурс постмодерна. Эстезис – это «непрерывный процесс эстетизации всех жизненных явлений в коллективном сознании» [1, с. 183]. общества. Эстетизация как форма взаимодействия с реальностью разворачивается в культуре XX века в ответ на рационализм модерна и строгость тоталитарных режимов индустриальной эпохи.

В психоаналитической традиции эстетизацией называют механизм защиты сознания от травмирующих его фактов реальности. В этом же процессе имеет свое основание и искусство, как достраивание реальности до единого идеального целого, в котором человек способен к безопасному переживанию жизни.

Эстезис – это непосредственное переживание явления, схватывание его формы, первичных ощущений, которые он вызывает в нас, вплоть до физиологических, он дорефлексивен, но, благодаря ему рождается «называние» реальности. Однако иррационализм конца XIX века, считает, что воспринимать реальность как таковую человеческое сознание не способно, она травмирует человека, отсюда и возникает мир как представление А. Шопенгауэра и аполлоническое начало Фр. Ницше. Мир тоталитарных режимов не смог подавить сферу свободы – искусство, и после их падения рамки искусства настолько расширились, что жизнь вслед за ним стала представлять из себя предмет эстетического, сегодня человек есть существо, переживающее свою жизнь в качестве объекта переживания.

Сфера фотографии насчитывает полуторавековую историю, на протяжении которой значение фотографии в социуме и ее осмысление сменили не одну парадигму. В момент своего появления она была средством копирования реальности. Она фиксировала человека в вечности. В начале XX века к фотосъемке относились как к ритуалу, перед камерой собирали всю семью и неподвижно ждали момента запечатления настоящего. Фотография на какое-то время даже вытеснила реалистичную живопись, заменила ее.

Этот процесс можно описать как то, что Р. Барт называет «умиранием»: в момент щелчка фотоаппарата человек «становится объектом», он переносится на снимок и теперь может носить себя в своем же кармане. Однако фотография - это не копирование реальности, человек дан нам в контексте и этот контекст не возможно «обрамить». Происходит фрагментирование, человек сам выбирает себе фон, становясь в центр экспозиции. Если раньше фон не имел никакого значения, то позже фотограф стал заниматься поиском фона, экспозиции и правильных цветовых решений. Фотография стала искусством, способным сделать малый фрагмент – целостным художественным произведением.

С развитием техники, фотография стала доступна широким массам, у людей появилась потребность в фиксации себя и своего окружения на пленке, Семейный фотоальбом стал неотъемлемой частью семейной жизни. Человек начал фиксировать не только значимые события своей жизни, но и повседневную жизнь. Однако семейный фотоальбом все еще является сакральным и глубоко личным объектом хранящим историю и память в виде моментов прошлого.

Сегодня можно фиксировать, что фотография приобретает социальные, публичные и коммуникативные функции. Благодаря социальным сетям, фотография из интимно-личного пространства переходит в пространство публичное, она становится средством для емкого заявления о себе социуму. Сьюзен Сонтаг, говорит о том, что «сфотографировать значит присвоить фотографируемое» [2, с. 13]. Однако, акт присвоения нуждается в легитимизации, поэтому сегодня мы с жадностью капиталиста бесконечно присваиваем себе окружающие нас объекты и выкладываем в интернет пространство.

Сегодня это формирует наш «фокус» восприятия реальности, мы смотрим на вещи и уже оформляем их в рамку, фрагментирует реальность. Реальность как таковая нас уже не интересует, она - предмет эстетического восприятия, а потому наш взгляд достраивает рамку, границы, в которых воспринимаемый объект будет выглядеть максимально эстетично и привлекательно. Если раньше это была прерогатива медийных личностей, тех кто превратил свою жизнь в товар на рынке красоты, то сегодня каждый может позволить себе соответствовать той глянцевой жизни, которую мы раньше могли видеть только на обложках модных журналов.

Потребляя вещь или услугу, будь то путешествие или еда в ресторане, главным критерием является ее эстетическая привлекательность, которую мы фиксируем с помощью фотокамеры, и тут же отправляем в сеть в поисках подтверждения и признания нас и нашего выбора как правильного, где за правильность и попадание в нужный образ человек получает «поглаживания».

Таким образом, реальная картина скрывается под слоями теплых цветовых фильтров и грамотного кадрирования, именно здесь она оценивается и приобретается. Мы пожираем глазами образы в интернет-пространстве и в итоге сами же их и транслируем, однако реальность им совершенно не обязана соответствовать. Это становится основанием для наших действий, мы едем в другую страну уже не за впечатлениями от нее, а затем, чтобы поместить ее у себя на странице в социальной сети, присвоить ее себе.

Селфи – это один из популярных жанров фотографии, его можно определить, как разновидность автопортрета, созданная при помощи мобильных устройств. Фотография себя на расстоянии вытянутой руки. При этом, несмотря на однотипность, селфи все же имеет художественный поиск. Согласно классификации Р. Барта, в селфи сливаются воедино все три лица, участвующие в процессе съемки – фотограф, модель, зритель. Однако в объектив камеры попадает лишь малая часть реальности: обычно это лицо или другая часть тела и не всегда полностью. Можно сказать, что селфи имеет эротический, интимный аспект, подобно тому как в романах Марселя Пруста, объект изображен настолько близко и детализировано, что мы не способны собрать фрагменты в единое целое в виде четкой формы, она рушится и размывается, потому как такой ракурс не естественен для эстетического восприятия.

Р. Барт также отмечает, что человек, знающий о том, что он попал под объектив, начинает вести себя не естественно, позирует и играет с тем образом себя, которой существует в его сознании. Когда мы смотрим на фотографию, мы видим то, как человек хочет выглядеть для нас, а не то, как он выглядит в реальности. Селфи – инструмент самоовеществления, сокращающий разрыв между медиапространством и нашей реальной жизнью.

Таким образом, появление социальных сетей в корне трансформирует функции фотографии в современном обществе. Сфера фотографии становится публичной, зависимой от стереотипов и стандартизации. Мышление современного человека, его взгляд на мир и взаимодействие с ним превратились в эстетический поиск, где в процессе эстетизации он отчуждается от себя и своего ощущения реальности, преследуя социальное признание.

 

Список литературы:
1. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа // – М.: Интрада. 1998. С. 255.
2. Сонтаг, Сьюзен О фотографии // – М.: ООО Ад Маргирен Пресс, 2013. С. 272.