Статья:

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ IT ПРОЕКТАМИ

Конференция: XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 8. Менеджмент

Выходные данные
Сахибджанлы Р.С. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ IT ПРОЕКТАМИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1 (30). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(30).pdf (дата обращения: 14.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ IT ПРОЕКТАМИ

Сахибджанлы Расул Сахибджан оглы
студент Экономического факультета Российского Университета Дружбы Народов, РФ, г. Москва
Жилкин Олег Николаевич
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. Экономического факультета Российского Университета Дружбы Народов, РФ, г. Москва

В современном мире информационные технологии проникли практически во все сферы нашей жизнедеятельности, промышленности и бизнеса. С каждым днем растет количество пользователей интернета, различных гаджетов, появляются «умные» дома, «умные» машины и т.п. В связи с этим увеличивается потребность в высококачественных технологиях и программном обеспечении, которое эти технологии используют.

Управление ИТ-проектом представляет из себя процесс планирования, организации и разграничения ответственности за завершение конкретных целей, связанных с информационными технологиями (ИТ) организации.

Управление ИТ-проектами включает в себя, осуществление надзора над проектами по разработке программного обеспечения, установке аппаратного обеспечения, модернизации сети, облачным вычислениям, бизнес-аналитике, управлению данными и внедрению ИТ-услуг.

В дополнение к обычным проблемам, которые могут привести проект к провалу, к факторам, которые могут негативно повлиять на успех ИТ-проекта относят достижения в технологии во время выполнения проекта, изменения инфраструктуры, которые влияют на управление безопасностью и данными и заведомо неизвестные зависимости отношения между аппаратным обеспечением, программным обеспечением, сетевой инфраструктурой и данными. Поскольку ИТ-проекты как правило, представляют из себя новые технологии, которые не были реализованы или использованы ранее в организации, практически всегда существует вероятность осложнения, которая повлияет на успешность проекта.

Существуют пять групп процессов, включающих в себя жизненный цикл управления проектом, и являются универсальными для всех проектов. Однако конкретные этапы в пределах проекта, являются уникальными для каждого проекта и представляют собой жизненный цикл проекта. Эти пять групп представлены ниже:

·  Инициализация – определены цели проекта, потребности или проблемы. Назначен менеджер проекта и создан устав проекта.

·  Планирование - руководитель проекта и команда проекта работают вместе, чтобы спланировать все необходимые шаги, для достижения успешного завершения проекта. Процессы планирования проекта имеют итеративный характер и ожидается, что планирование будет проходить часто на протяжении всего проекта.

·   Исполнение - как только план проекта был создан, команда проекта проходится по плану выполнения проекта для достижения результатов проекта. Проект может перейти к планированию проекта по мере необходимости в течение реализации проекта.

·  Мониторинг и контроль - по мере выполнения проекта командой проекта, менеджер проекта мониторит и контролирует работу по времени, затратам, качеству, рискам и другим факторам проекта. Мониторинг и контроль также является непрерывным процессом, для гарантирования того что проект решает свои задачи по каждой цели проекта.

·  Закрытие - в конце каждого этапа и в конце всего проекта, происходит закрытие проекта для того, чтобы проверить и убедиться в завершенности всех работ, после чего происходит сдача проекта.

Наряду с жизненным циклом управления проектом, есть десять областей знаний по управлению проектами. Эти десять областей знаний сегментируют различные действия, совершаемые менеджером проекта на протяжении всего проекта. Эти области знаний управления, следующие:

· Управление содержанием проекта: содержание проекта определено, документировано и утверждено. Содержание проекта защищено от несанкционированных изменений, отредактировано с утвержденными изменениями, и подтверждено участниками проекта для принятия проекта.

·  Управление графиком проекта: график проекта определяется в первую очередь рабочими часами, этапами проекта, и в конечном счете сроком выполнения проекта. Доступность команды проекта на протяжении всего проекта документируется и планируется. Руководитель проекта работает с командой проекта, чтобы определить задачи проекта и оценить длительности задач для того, чтобы создать график реализации проекта.

·  Управление стоимостью проектна: стоимость проекта оцениваются так, чтобы мог быть назначен бюджет проекта. Стоимость проекта включает в себя материалы, услуги, средства, лицензии на программное обеспечение и другие расходы, которые непосредственно отнесены к проекту.

·  Управление качеством проекта: качество проекта согласовывается и определяется, в конкретных метриках, между заинтересованными сторонами, на самом начальном этапе проекта. Программа и политика обеспечения качества направляют проектную работу, в то время как контроль качества проверяет проверку того чтобы, необходимое качество было установлено в процессе проектной работы.

· Управление человеческими ресурсами: руководитель проекта работает с командой проекта, чтобы убедиться, что каждый член команды исполняет отведенные ему задания, кооперирует с другими работниками, и что информация о их участие и производительности доводится до сведения соответствующим им руководителей.

· Управление коммуникациями проекта: эта область знаний создает план управления коммуникациями, которая определяет, какая информация, кому и когда понадобится, а также кто несет ответственность за определенную информацию.

· Управление рисками проекта: риски – это ситуации, обстоятельства, условия, которые могут угрожать, а иногда и быть полезными, целям ИТ проекта. Риски должны быть определены, проанализированы, и созданы меры, которые могут быть приняты, для устранения опасности, идущей от рискового события. Вероятность и воздействие каждого рискового события оценивается для создания показателей рисков, чтобы оправдать затраты, необходимые для управления рисковыми событиями.

· Управление поставками проекта: как правило по ходу выполнения проекта, возникает необходимость покупки товаров и услуг, предназначенных для него, для этого должен быть создан формальный процесс закупок товара.

· Управление заинтересованными сторонами проекта: заинтересованные стороны, это кто-либо, кто имеет узаконенный интерес в проекте. Управление заинтересованными сторонами включает выявление, учет и связь с группами заинтересованных сторон проекта.

· Управление интеграцией проекта: это специальная область знаний, которая осуществляет координацию мероприятий во всех других областях знаний. То как хорошо менеджер проекта исполняет свои обязанности в одной области знаний, непосредственно влияет на производительность других областей знаний. Управление интеграцией проекта рассматривает взаимодействия и непредвиденные обстоятельства между остальными областями знаний, чтобы гарантировать, что проект адекватно спланирован, выполнен, проконтролирован и закрыт.

Эти десять областей знаний должны быть итеративно проведены на протяжении всего проекта. За исключением закупок, руководитель проекта, скорее всего, столкнется со всеми десятью из этих областей знаний в каждом проекте.

На ряду с общими принципами управления проектами, проекты из ИТ сферы имеют свои особенности. Есть несколько различных подходов к управлению ИТ-проектом, которые влияют на жизненный цикл проекта. Организации могут выбрать один из этих популярных подходов, что должно помочь уменьшить риски дорогостоящих переделок, риски, связанные с быстро меняющимися технологиями, или помочь тщательному планированию при запуске проекта. Жизненный цикла типового ИТ-проекта проходит через стадии планирования, выполнения и контроля, пока проект не будет в конечном итоге закрыт и передан в эксплуатацию. Тем не менее, существует три различных жизненных цикла управления ИТ-проектами:

·     Прогнозируемый жизненный цикл: это самый распространенный и традиционный жизненный цикл для ИТ-проектов. При таком подходе менеджер проекта и команда проекта сначала, до начала выполнения проекта, определяют рамки проекта, график реализации проекта, и ожидаемые затраты на проект. В рамках планирования проекта определяются фазы проекта. Для того, чтобы проект прошел от его начала до его закрытия, каждая фаза должна быть запущена и завершена в определенном порядке, согласно планированию. Такой подход иногда называют «водопад» или «waterfall».

· Повторяющийся жизненный цикл: такой подход к управлению ИТ-проектами требует, чтобы управление проектом было определено в самом начале проекта, но оценка стоимости и продолжительности деятельности планируются на более высоком уровне в начале проекта. По ходу исполнения проекта оцениваются затраты и время необходимые для выполнения самых основных работ. Например, повторяющийся цикл жизни может создать новое программное обеспечение с большим количеством функций с каждым новым выпуском в рамках проекта.

· Адаптируемый жизненный цикл: этот жизненный цикл проектов также использует повторение планирования и реализиции, но планирование, как правило, длится в течение двух недель. Этот подход использует смену планирования и реализации короткими очередями. При таком подходе, ожидаемы изменения, поэтому он прекрасно подходит для ИТ-проектов, по разработке программного обеспечения. Яркими примерами адаптируемого жизненного цикла являются методологии Agile и Scrum.

Все, представленные выше, жизненные циклы используют понятие фаз для продвижения проекта вперед. Фаза описывает тип работы, которая будет осуществляться в определенной части проекта. Руководитель проекта, организационные требования, и даже требования заказчика могут повлиять, на то, какой тип жизненного цикла проекта руководитель проекта будет адаптировать под него.

 

Список литературы:
1. Воропаев В. И. Управление проектами в России. — М.: Аланс, 1995. — 225с. 
2. Драган З. Милошевич Набор интсрументов для управления проектами, 2008. 
3. Информационное агентство TechTarget – [Электронный ресурс] – режим доступа. – URL: http: //searchcio.techtarget.com/definition/IT-project-management (дата обращения 04.01.2016)