ИСТОРИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТАРТАПОВ В РФ
Секция: 7. Маркетинг
XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ИСТОРИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТАРТАПОВ В РФ
Одним из особенностей российской стартап-экосистемы – значительная роль государства в её функционировании и развитии. Нельзя сказать хорошо это или плохо, ведь такое решение, как и любое другое, обладает своими плюсами и минусами. Конечно, было бы лучше, если бы система развивалась своими силами, но в таком случае сегодняшние результаты были бы достигнуты гораздо позднее. Подобный исход обуславливается историей развития этой сферы деятельности.
Безусловно, и до целенаправленного развития необходимой стартап-экосистемы в России существовали венчурные фонды и молодые предприниматели, искавшие инвестиции. Так, например, с 1993 года на территории РФ начал работу Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). С 1994 по 1996 год банк основал в России 11 региональных венчурных фондов с капиталом от 10 до 30 млн долларов. Инвестиционная программа ЕБРР была направлена на поддержку действующих средних предприятий с количеством сотрудников от 200 до 5000 человек. При этом банк избегал осуществления инвестиций в сектор высоких технологий. Инвестиционные фонды ЕБРР особенно интересовались сектором товаров народного потребления, поскольку данный им мандат на ведение деятельности не позволял вкладывать средства в финансовый и страховой секторы.
В тоже время были предприняты шаги со стороны государства, развивающие данное направление. На основе западного опыта были созданы тринадцать инкубаторов, еще несколько – при финансировании США и Канады. Например – Инвестиционный фонд США-Россия с капиталом в 440 миллионов долларов. Основное направление инвестиций фонда – частный сектор.
Согласно оценке Financial Times, к осени 1997 года в России работали 26 инвестиционных фондов с общим капиталом около 1,5 миллиардов долларов. В марте 1997 года управляющие компании 10 из 11 инвестиционных фондов ЕБРР, работающих на тот момент в России, подписали соглашение об основании Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ). РАВИ стала первой профессиональной ассоциацией российских инвестиционных фондов, которая объявила своей целью создание и развитие рынка венчурного и акционерного инвестирования в России.
Но по мечтам о перевороте в сфере инвестиций был нанесен сильный удар в 1998 году. Экономический кризис отбросил зарождающуюся среду на пару лет назад и стал причиной краха более половины инвестиционных фондов. Интересен тот факт, что до 1998 года и немного после рискованными венчурными инвестициями считались вливания даже в сравнительно стабильные компании – все равно уровень риска оценивался, как довольно высокий.
В конце 1999 года правительственная комиссия по научно-инновационной политике одобрила стратегию «Основные направления развития внебюджетного финансирования проектов с высокой степенью рисков (система венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000–2005 годы». Подобная инициатива и последующее ее развитие служило символом выхода государства на венчурный рынок в качестве компетентного участника. Через год был учрежден Венчурный Инвестиционный Фонд (ВИФ). Эта некоммерческая организация, основанная с помощью государства, формировала организационные структуры рынка венчурных инвестиций (сверяясь с разработанным в 1999 году планом), а также занималась сбором инвестиций для инновационных и наукоемких проектов с высоким уровнем риска.
Помимо вышеперечисленного, был предпринят целый комплекс шагов по развитию стартап-инфраструктуры. Например, еще одним шагом было инициирование проведения венчурных ярмарок. Венчурные ярмарки – организованное мероприятие, на котором представители проектов могут его презентовать, а инвесторы – получить ответы на свои вопросы из первых рук. Как бы то ни было, но уже к 2001 году предпринятые шаги дали реальный и очевидный эффект – рост объема рынка венчурных инвестиций в России возобновился.
К 2005 году в РФ были введены в строй около ста бизнес-инкубаторов, более 50 иновационно-технологических центров и более 50 технопарков – и все это при частичном или полном финансировании государства.
Стремительное развитие и бурный рост числа бизнес-инкубаторов в многих странах мира и в России доказывает эффективность использования этой модели для решения целого ряда задач, среди которых можно выделить следующие:
· оздоровление экономической активности регионов, развитие внутренних рынков;
· рост числа малых предприятий, повышение их жизнеспособности, следовательно, расширение налогооблагаемой базы регионов и государств;
· наиболее полное использование ресурсов регионов, включая трудовые, производственные, технологические, природные и пр.;
· повышение инновационной активности бизнеса в целом, внедрение новых технологий и ноу-хау;
· создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими секторами экономики (крупный бизнес, государственный, финансовый сектор и пр.), а также межрегиональных и международных связей, способствующих укреплению экономических систем;
· обеспечение населения товарами и услугами потребительского спроса;
· рост занятости и уровня жизни населения.
Помимо вышеизложенных причин, эти результаты крайне положительно сказывались на сопутствующих условиях развития стартапов, поэтому было решено усилить эту тенденцию. В 2005 году Министерством экономического развития была запущена программа поддержки небольших компаний научно-технической сферы. В рамках программы было создано 20 региональных государственно-частных венчурных фондов, перешедших год спустя под управление созданной Министерством экономического развития Российской венчурной компании (РВК).
Первый стартап-акселератор в России появился в 2008 году, в Троицке и назывался AddVenture. К 2013 году количество стартап-акселераторов стало около двухсот. В немалой степени этому поспособствовал приказ №217-ФЗ, принятом в августе 2009 года, дающий институтам страны право самостоятельно создавать хозяйственные субъекты, права на результаты научной деятельности которых принадлежат исключительно этим учреждениям.
Но несмотря на эти успехи специфика стартап-экосистемы в РФ такова, что эффективность деятельности государства в этом направлении низка. Это обуславливается многими причинами, начиная от ориентирования системы на отчетность (и, как следствие, наличие некоторой доли фиктивных компаний) и заканчивая нецелевым использованием бюджета. В некоторой степени ситуацию спасают не связанные с предприятием компании – за счет ориентации на извлечение прибыли и качество работы. Примером этому может служить крупнейший стартап-акселератор в Москве – Фонд Развития Интернет Инициатив, который в ближайшее время будет проводить седьмой набор проектов для акселерации. Всего за все время работы фонда была проведена работа примерно с двухстами проектов, не считая не отобранных их комиссией. Так же велико количество проектов, прошедших курирование он-лайн. Последние является своеобразным новшеством и не имеет аналогов на территории Российской Федерации. Цель подобного курирования – поиск слабых мест в маркетинге и самой концепции стартапа, а также предоставление участникам проекта начальных знаний о проблемах, с которыми им придется столкнуться.
Интенсивный рост инвестиционной деятельности в РФ наблюдается, начиная с 2006 года. Включая 2012 год, объем инвестиций вырос с 5 миллионов евро до 236,55 миллионов евро. Основные направления – это IT-услуги, электронные СМИ, производство электронного и компьютерного оборудования, а также разработка ПО. По итогам 2012 года Россия входит в пятерку лидеров по инвестициям в высокотехнологичные проекты.
Все вышеперечисленное привело к тому, что по абсолютным показателям за последние 10 лет объемы финансирования фундаментальных исследований в РФ выросли в 14 раз, по прикладным – в 34 раза. Показатели, имеющие к стартапам самое прямое отношение (такие, как объем венчурных инвестиций), на данный момент снижаются, ввиду экономической и геополитической ситуации, но наличие механизма саморегуляции системы стремится обеспечить ее адаптацию. Насколько эффективно – покажет следующий год. Несмотря на это, существуют показатели, по которым аналитики отмечают позитивную динамику – это средний размер сделки между инвесторами и стартаперами, общее число и совокупная капитализация действующих в России венчурных фондов. Так, например, по сравнению с 2013 годом, средний размер сделки вырос на 69% и совокупный объем инвестиций – на 30%. Один из выводов на основе этих данных – качество проектов, стартующих на территории РФ, постоянно растет.
Список литературы: