Статья:

СПЕЦИФИКА ТЕНЕВЫХ ФИНАНСОВЫХ ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Конференция: XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Гудова М.Р. СПЕЦИФИКА ТЕНЕВЫХ ФИНАНСОВЫХ ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1 (30). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(30).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СПЕЦИФИКА ТЕНЕВЫХ ФИНАНСОВЫХ ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Гудова Марина Руслановна
студент Финансового университета при Правительстве РФ, РФ, г. Москва
Кондратьева Елена Александровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. Финансового университета при Правительстве РФ, РФ, г. Москва
 

Теневые финансовые процессы на современном этапе развития экономики как на микро-, так и на макроуровне характеризуются тенденцией к росту. По оценкам экспертов, доля теневых процессов в российской экономике составляет от 20% до 50% ВВП. Например, ведущие экономисты GFI Дев Кар и Сара Фрейтас в 2012 году оценивали размер теневой экономики России в 46% ВВП в год. Особенно актуальным противодействие теневым процессам в России представляется в настоящее время, что связано с введенными санкциями по отношению к Российской Федерации и нестабильной экономической ситуацией в стране.

Современная российская экономика обладает сложной структурой, отличающей ее от иных национальных экономик. Так, в настоящее время экономике России присущи новые рыночные механизмы, «унаследованные» постсоветские элементы командно-административной системы и элементы теневой экономической деятельности.

Теневые финансовые процессы присущи экономике любого государства в той или иной мере, однако в Российской Федерации их доля и тенденция к росту объемов теневых процессов превратились в национальную проблему.

Теневые финансовые процессы возникают в условиях экономической нестабильности, неблагоприятных социальных условий, высокого уровня налогообложения, незащищенности прав собственности, повышенного коррупционного фактора и так далее. Российской экономике свойственны все отмеченные ранее факторы, а также множество иных, которые и спровоцировали рост доли теневого сектора экономики.

Причины роста теневых финансовых процессов представляется возможным разделить на две группы [2, с. 13]: объективные и субъективные. К объективным факторам усиления теневых финансовых процессов относятся структурная отсталость современной российской экономики; значительное количество образуемых малых организаций, в особенности, в сферах, отличающихся затрудненностью регулирования, – сфера услуг и торговля; тенденция к снижению производственной деятельности крупных компаний и иные факторы, мотивирующие поиск иных источников получения экономической выгоды.

Среди субъективных факторов представляется возможным выделение следующих: относительная слабость и высокая коррумпированность российской государственной и муниципальной власти, быстрый и кардинальный характер экономических реформ, непредсказуемость изменений законодательной нормативной правовой базы и так далее.

Столь масштабные размеры теневой экономики и возрастающий объем теневых финансовых процессов компаний связан с незавершенностью реформирования российской экономики. На современном этапе отсутствует четкая спецификация и закрепление прав частной собственности, отмечаются факты нарушения со стороны государства прав других субъектов экономики, права собственности закреплены законом лишь формально. Кроме того, множество вопросов финансовой деятельности не регулируются законодательством государства либо регулируются в слабой мере, в частности, налоговое законодательство полно пробелов, что ведет к массовому сокрытию доходов компаниями. Необходимо также отметить, что во многом некорректное формирование правовой базы является причиной роста объемов теневых финансовых процессов.

Кроме несовершенства, в частности, налогового законодательства, акселератором роста теневых финансовых процессов компаний выступает чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки. Отдельно необходимо отметить, что налоговая нагрузка организаций планировалась к снижению согласно поручениям Президента РФ Путина В.В. еще с 2014 года. Однако к концу 2015 года налоговое бремя бизнеса составило 49%.

Также одним из элементов импортозамещения и наращивания экспортного потенциала являлась поддержка российских компаний, в том числе оптимизация законодательства. В настоящее время наблюдается лишь усугубление положения. В частности, малые компании ранее не являлись плательщиками налога на имущество, но с 1 января 2015 г. они его уплачивают, причем с кадастровой стоимости имущества; жилье, не учитываемое на балансе в качестве основного средства, облагается налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости; введен торговый сбор. Таким образом, в сущности, налоговое бремя не только не стало меньше, а, напротив, приняты реальные законы в области налогообложения, которые негативно влияют на бизнес. Подобные условия провоцируют компании к осуществлению теневых финансовых процессов.

Кроме того, структура налоговых изъятий компаний распределена неравномерно. Иными словами, налоговые изъятия не соответствуют доходам компаний в различных отраслях экономики. Повышение налогового бремени в настоящее время связано с неспособностью государства обеспечить реальный сбор налогов, в связи с чем увеличиваются налоговые ставки в целях компенсации сокращения налоговой базы. Рост налоговой нагрузки, как отмечалось ранее, провоцирует компании на реализацию теневых финансовых процессов, что, в свою очередь, вновь сокращает налоговые платежи государству и увеличивает налоговое бремя «честных» компаний. Затем процесс возобновляется на новом уровне.

Специфика теневых финансовых процессов компаний в современной России также связана с вытеснением бизнеса государственным сектором. Так, большая часть выручки принадлежит компаниям, контролируемым государством либо с государственной долей. Согласно «рейтингу РБК 500. Крупнейшие компании России», из 500 компаний – 393 частных, 87 государственных, 19 компаний с государственным участием и одна иностранная компания. Несмотря на незначительную долю компаний с государственным участием в какой-либо степени, выручка подобных компаний составляет 43,7% суммарной выручки всех компаний рейтинга. Причем, 7 компаний топ-10-ти с государственным участием, топ-20-ти – 12 компаний. Следует также отметить, что на долю компаний, контролируемых государством, относящихся к крупному бизнесу, в 2014 году приходилось 40%, на долю частных компаний – 48%, а на компании с иностранным участием 12%. Таким образом, наблюдается экспансия государственного участия в бизнесе, если не по количеству компаний, то по объему выручки.

Усиление теневых финансовых процессов связано с некорректной политикой государства, как отмечалось ранее. На современном этапе в условиях снижения цен на нефть и введения санкций снижается ликвидность. Последнее связано с корректировками Центральным банком РФ (далее – ЦБ РФ) ключевой ставки, на основе которой определяются процентные ставки по кредитам и так далее. Так, с целью снижения роста инфляции ЦБ РФ повысил ключевую ставку, что повлияло на процентные ставки банков по выдаваемым кредитам. Кроме того, введенные санкции ограничили привлечение российскими банками средств из зарубежных стран, сократили участие на мировом финансовом рынке банков и компаний и так далее. Таким образом, привлечение средств компаниями стало затруднительным в связи с высокими ставками по кредитам в России, а также ограничением количества зарубежных банков, не поддерживающих санкции. Следует также отметить, что санкции сократили объем инвестиций не только зарубежных инвесторов, но и российских.

В то же время, отсутствует коммуникация регулятора с рынком, влияние политических решений на бизнес не учитывается, многие операции на финансовом рынке не регулируются законодательством. Вмешательство ЦБ РФ в торги на финансовом рынке провоцирует рост теневых финансовых операций, так как создаваемые высокие риски для бизнеса могут быть компенсированы лишь высокой доходностью.

При этом, в условиях полного отсутствия регулирования большинства операций на финансовом рынке, а также в условиях наличия пробелов в законодательстве, регулирующем взаимодействие бизнеса и государства, проводится работа по ужесточению законодательства по отношению к бизнесу. Так, за пятнадцать лет было принято более 18 тысяч законов и нормативных правовых актов, регулирующих коммерческую деятельность организаций. Многие из них в разной степени противоречат друг другу, а также направлены на ужесточение налогового бремени организаций и условий реализации финансовой деятельности.

В подобных условиях именно теневые финансовые процессы выравнивают экономические условия реализации финансово-хозяйственной деятельности. Благодаря теневым финансовым процессам компаний создаются рабочие места, что способствует занятости населения и сокращению социального и экономического падения уровня жизни. Несмотря на принятие законов о деофшоризации наблюдается тенденция по выведению денежного оборота в теневой сектор, что несколько смягчает низкую ликвидность. Рост теневых финансовых операций компаний по уклонению от налогов связан с проблемами сбыта продукции и услуг, вызванных санкциями против России и ужесточением законодательства. Помимо отмеченного, еще одним акселератором теневых финансовых процессов выступает политика государства, направленная на поддержку сырьевых отраслей в ущерб иным отраслям экономики.

Однако положительные эффекты теневой деятельности не сглаживают все негативные, вызываемые ее реализацией. Особого внимания требует тот факт, что объем теневой финансовой деятельности компаний, а также в целом доля теневой экономики в России, приближаются к показателям развивающихся стран, в которых, по мнению специалистов, сосредоточена основная доля мировой теневой финансовой деятельности.

Масштабы теневой экономики в Европе в 2015 году составили 6,5–22,4% от ВВП, в США – 5,9%, а в странах Латинской Америки – 40%, в Украине – 47%.

 

Рисунок 1. Уровень теневой экономики стран по отношению к ВВП в 2015 году (в процентном соотношении)

 

В то же время, по оценкам специалистов НИУ-ВШЭ, в 2015 году объем теневой экономики России в условиях развития кризиса составляет 20–22% от ВВП. Требуется также отметить, что количество занятых в теневой экономике на февраль 2015 года составляло 17–18 млн. человек, согласно оценкам экспертов НИУ-ВШЭ и аппарата бизнес-омбудсмена Бориса Титова. В настоящее время сохраняется тенденция к росту теневых финансовых процессов, в частности, в условиях введенных санкций, обвала курса рубля, что усугубляет экономический кризис, который, в дальнейшем, вновь ведет к росту теневых процессов субъектов экономики, создавая замкнутый круг.

Таким образом, специфика теневой финансовой деятельности компаний в современной России связана с экономической структурой, сохранившей элементы командно-административной системы, сочетающейся с внедряемыми современными механизмами рыночной системы. Большую роль также играет исторически сохранившееся сочетание официальной и теневой экономики в России. Многие эксперты считают, что неотъемлемой составляющей российского государства выступает теневой сектор.

Причинами роста теневой финансовой деятельности компаний в России выступает некорректная государственная политика, не учитывающая особенности экономики и интересы частного бизнеса. Рост теневых финансовых процессов связан и с введенными санкциями против РФ, которые ограничивают возможности экспорта компаний, привлечения зарубежных инвесторов, участие в процессах мирового финансового рынка. Помимо отмеченного, в целях защиты государства разрабатываются и внедряются неэффективные экономические меры. В условиях кризиса, роста инфляции и безработицы ужесточаются законодательные требования к компаниям. Кроме того, налогообложение в России носит «конфискационную природу», льготы действуют лишь в отношении ограниченного круга компаний, в большинстве своем, с государственным участием. Отмеченное ранее говорит о повышении коррумпированности представителей органов власти.

Еще одним фактором, вызывающим рост теневых финансовых процессов компаний, выступает отсутствие гарантий прав собственников, незащищенность законодательством интересов компаний, отсутствие доступа к правосудию, монополизация экономики, подавление государственным сектором частного и т.д. Современную ситуацию усугубляет также слабость банковской системы, связанная с необоснованными в должной степени и ошибочными решениями ЦБ РФ, провоцирующими спекулятивные действия субъектов экономики. Рост теневых финансовых операций также связан с непрозрачностью энергетического сектора, сырьевой ориентированностью экономики и отсутствием реальной помощи компаниям и мер по стимулированию импортозамещения. Все отмеченное на фоне падения рубля, санкций и кризиса экономики не только провоцирует увеличение теневых финансовых процессов в компаниях, но делает теневой сектор единственным фактором, сдерживающим экономику от полного краха.

 

Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2015). Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http: //www.consultant.ru/online/ (Дата обращения 18.12.2015).
2. Кондратьева Е.А. Финансовые аспекты теневого бизнеса // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. – М., 2010. №12 – 13–15 с. 
3. Как изменились налоги на малых предпринимателей и граждан в 2015 г. Кому каникулы, кому плата за капремонт – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http: //lexandbusiness.ru/view-article.php?id=6487 (Дата обращения 12.01.2016).
4. Обзор «Рейтинг крупнейших компаний России RAEX-600» России – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http: //www.raexpert.ru/docbank/66b/3d6/388/4e13bbeb106c0f4366551fe.pdf (Дата обращения 12.12.2015).
5. Рейтинг РБК 500. Крупнейшие компании России – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http: //www.rbc.ru/rbc500/ (Дата обращения 10.01.2016).
6. Теневой сектор экономики России вырос на 3 млн человек – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http: //www.rbc.ru/economics/26/02/2015/54ef19049a7947453eeb6428 (Дата обращения 12.01.2016).
7. Теневую экономику России оценили в 46% ВВП – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http: //www.forbes.ru/news/234247-tenevuyu-ekonomiku-rossii-otsenili-v-46-vvp (дата обращения 18.01.2015).
8. Экономику РФ предлагают спасти через печатный станок – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http: //www.bbc.com/russian/business/2015/10/151020_russian_economists_report_reforms (Дата обращения 12.01.2016).
9. Minimum wage fuels Germany's underground economy – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http: //www.dw.com/en/minimum-wage-fuels-germanys-underground-economy/a-18231218# (Дата обращения 12.01.2016).