Статья:

ПРОБЛЕМА НЕРЕГУЛИРУЕМОГО ПРОЦЕССА ПРИТОКОВ МИГРАНТОВ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Конференция: XXXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Истомина К.С. ПРОБЛЕМА НЕРЕГУЛИРУЕМОГО ПРОЦЕССА ПРИТОКОВ МИГРАНТОВ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(32). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(32).pdf (дата обращения: 20.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА НЕРЕГУЛИРУЕМОГО ПРОЦЕССА ПРИТОКОВ МИГРАНТОВ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Истомина Ксения Сергеевна
студент Владивостокского Государственного университета, РФ, г. Владивосток
Дегтеренко Ксения Николаевна
научный руководитель, старший преподаватель Владивостокского Государственного университета, РФ, г. Владивосток

Вопрос миграции в Приморском крае, в частности, и в России в целом, на данный момент является одним из наиболее актуальных для многих регионов.

В виду своего географического положения и относительной экономической развитости Приморский край всегда привлекал иностранную рабочую силу. Иммиграция является одной из важнейших проблем народонаселения в Приморском крае и рассматривается как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни.

Целью работы является изучение проблемы нерегулируемого процесса притоков мигрантов в Приморском каре.

Задачи исследования: изучение миграции в Приморском крае, рассмотреть миграционную политику зарубежных стран, и возможные пути решения миграционного вопроса в Приморском крае.

В исследовательской работе использовали теоретические и исследовательские работы и статьи отечественных и зарубежных авторов, Приморского края и России, материалы в области миграционной политики средств массовой информации.

В настоящее время в Приморском крае, только по официальным данным, работает более 100 тысяч легальных иммигрантов, а точное количество нелегальных не может назвать никто (РГ.ру). В их число входят граждане ряда стран СНГ и ближнего зарубежья (Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Армении, Азербайджана, Украины, КНР, КНДР, Вьетнама). Причинами столь стихийного притока иностранной рабочей силы можно назвать быстрый темп экономического роста крупнейших городов края, наличие рабочих мест и довольно лояльная политика Российской Федерации к вопросу трудовой миграции. Близкое географическое расположение Приморского края к восточноазиатским странам - КНР, КНДР, Вьетнам способствуют иммиграционным потокам указанных стран.

Область трудовой деятельности для мигрантов достаточно ограничена. Самой распространённым видом деятельности для мигранта является строительство. Они работают в основном, в тех сферах деятельности, где местное население отказывается работать, по причине низкой заработной платы, в следствие чего таких сферы деятельности как наука, здравоохранение, продажа и аренда недвижимости не являются распространёнными. Места считаются свободными от притязаний со стороны местных рабочих, только в том случае, если работодатель получит официальное разрешение на примем иностранных граждан, которое дается только с санкции службы занятости. Схожая ситуация происходит и на нелегальном рынке труда, ведь иностранные мигранты не создают значительной конкуренции местному населению. Сформировавшаяся в Приморском крае тенденция демографических процессов свидетельствует о дальнейшем снижении численности населения, об уменьшении числа лиц трудоспособного возраста, а также о нехватки рабочей силы, соответственно.

Следует отметить, что Приморский край - один из первых субъектов РФ, которым были приняты законодательные решения по использованию трудовых мигрантов. Данный факт, согласно заявлению председателя Консультационного центра по вопросам миграции и межэтнических отношений Общественного совета при УМВД России по Приморскому краю Сергея Пушкарева, способствовал усилению миграционных процессов: «Приморский край был первым субъектом РФ, где была узаконена система привлечения иностранной рабочей силы. В 1993 году постановлением Губернатора Приморского края «О порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы в Приморском крае» была установлена квота в размере 15 тысяч человек на единовременное нахождение на территории Приморского края и в течение 10 лет она соблюдалась. В 2000 году, после передачи вопросов миграционной политики в ведение МВД России, проблема привлечения трудовых ресурсов, по сути, потеряла экономический смысл, и стала неуправляема. Это общероссийская проблема, но особенно остро она стоит для Приморского края, где вопросами внешней трудовой миграции занимается управление по координации деятельности правоохранительных органов, не имеющего никакого отношения к структурам экономического блока» [1].

В последние годы в крупных городах края наблюдается заселение не только работающих иммигрантов, но и их семей, что не может благотворно влиять на социально-экономическую ситуацию в городах и селах края.

С течением времени ситуация в регионе становится все более и более серьезной и приобретает массовый характер. Об этом говорит и руководитель УФМС России по Приморскому краю Максим Владимирович Белобородов в своем интервью Российской Газете от 17 октября 2013 года: «Ситуация изменилась во всей России, особенно в регионах с относительно высоким уровнем промышленно-экономического развития, там, где нужны рабочие руки. Наш край занимает третье место в стране по количеству мигрантов (после Московской области и Москвы, а также Ленинградской области и Санкт-Петербурга). За восемь месяцев 2013 года на территорию Приморья въехало 169 тысяч иностранных граждан, из них на миграционный учет встало 102 тысячи. Огромное количество для края, население которого не дотягивает до двух миллионов человек. Это легальные мигранты, прибывшие по рабочей, учебной, туристической визам».

Миграционные процессы объективно влияют на правоотношения между иностранцами и гражданами, проживающими на территории Приморского края. При это практика показывает, что поведение представителей одних государств приносит мало проблем, других - много. Например, с гражданами Вьетнама и Северной Кореи практически не возникает сложностей. А вот наибольший процент противоправных деяний совершается мигрантами, прибывшими из Китая и Узбекистана.

В своем интервью Максим Владимирович указывает на то, что больше всего проблем возникает с гражданами Узбекистана, которые в последние два года вытесняют всех остальных иммигрантов. По его словам, раз в две недели во Владивосток прибывает борт, который привозит 300 человек, а обратно он летит почти пустой. «Едут в основном 20–25-летняя молодежь, не заставшая времена СССР, не знакомая с нашими традициями, плохо говорящая по-русски. Часто эти люди ведут себя агрессивно, мелькают в сводках криминальных новостей и тем самым настраивают против себя местное население» [2].

В целом проведенный анализ источников, свидетельствует о негативной иммиграционной ситуации в крае с отрицательной динамикой и неблагоприятным прогнозом. Вместе с тем, признавая серьезное положение дел, все источники сходятся во мнении о возможности стабилизации ситуации и решимости проблемных вопросов миграции. Тема миграции не нова, подобные прецеденты имели место быть во многих зарубежных странах, опыт которых может быть применен и в нашей стране с учетом специфики каждой конкретной территории.

Тенденции миграционной политики в странах Запада закономерно обусловлены состоянием экономики.

Так в период экономического роста иммиграционная политика ориентирована на привлечение необходимого количества квалифицированных иностранных работников, при этом угроза интересам национальных кадров отсутствует. В период же спада экономического роста, напротив, актуальными становятся ограничительные меры. При этом наиболее распространенным и давно используемым механизмом миграционной политики зарубежных стран является квотирование. Квотирование сегодня используется в ряде стран, таких как: Австрия, Италия, Португалия, Швейцария, США, Германия.

Вместе с тем, система квотирования в каждой стране имеет свои особенности. В США, например, сегодня действует жесткая система квот, которая уравновешивается сложной категоризацией мигрантов. Квоты на постоянное проживание различаются по категориям иммигрантов в зависимости от наличия родственников-граждан или резидентов в США или возможностей занятости в стране.

В настоящее время в России система квотирования активно используется. Первые миграционные квоты были введены Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 2002 года. С этого момента ежегодно устанавливаются: квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание. Квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу устанавливаются в России с 2007 года [3].

В странах Западной Европы и в США отдельно предусмотрены особые условия для квалифицированных специалистов, получивших приглашение на работу. Основным требованием для въезда в Германию в качестве высококвалифицированного специалиста является уровень заработной платы работника в своей стране, эквивалентный 85 тысяч евро в год.

В то же время период занятости неквалифицированных рабочих строго ограничен, и смена статуса их пребывания. Период занятости нанимаемых работников не превышает двух лет.

В отличие от западных стран в России пока нет специальных ограничений доступа на рынок труда для неквалифицированных работников. Хотя для нашей страны масштабное привлечение низкоквалифицированной рабочей силы из-за рубежа является фактором риска для экономического развития и для национальной безопасности. Но стоит отметить, что трудовая миграция имеет ряд положительных моментов:

1.  Обеспечение конкурентоспособности предприятий, посредством низкой зарплаты.

2.  Продажа производимой продукции и оказание услуг по более низким ценам.

Желание предпринимателей сэкономить приводит к несоответствию между уровнем квалификации мигрантов и выполняемым обязательствам, и к негативным последствиям соответственно, особенно это касается транспортной и строительной отраслей. Кроме того, отсутствие образования и квалификации, как правило, сопровождается трудностями адаптации. Поэтому в западных странах важное место при определении не только численности, но и образования, квалификации мигрантов играют различного рода службы и центры занятости. В России их роль в миграционной политике пока крайне мала [3].

Основываясь на приведенных примерах зарубежного опыта, можно сказать, что основным направлением регулирования миграции в странах Западной Европы и США является иммиграция. Для нашей страны в настоящее время иммиграционные процессы являются также весьма актуальными. России следует более внимательно присмотреться как к положительным, так и отрицательным реалиям приобретенного западными странами опыта, который они исторически накопили значительно раньше, столкнувшись с бурным ростом миграционных потоков на различных этапах развития.

Процессы миграции должны обеспечиваться системой строго контроля. Неконтролируемая миграция способна причинить вред не только локальной экономике края, но и стране в целом. На данный момент ситуация представляет собой легализованный отток финансовых средств за границу, так как все иммигранты отправляют от 50 до 80% своей заработной платы на свою родину, а снижение количества рабочих мест не может оставить граждан РФ равнодушными к данному вопросу. Несмотря на все трудности, иммиграционная проблема в Приморском крае и России в целом имеет решение. Проанализировав конкретные программы ряда зарубежных стран и, проработав большое количество российских интернет-ресурсов, мы можем предложить ряд мер, которые позволят частично или существенно улучшить существующую иммиграционную ситуацию [5].

Во-первых, создание общей компьютерной базы данных граждан, не имеющих гражданства РФ, в которой будут отмечаться нарушения закона миграции или Конституции РФ. Подобная база данных могла бы быть использована как пограничными миграционными пунктами, принимающими граждан других государств, так и сотрудниками МВД. Ответственность за пополнение этой базы лежала бы на сотрудниках миграционной службы совместно с МВД. Подобная система на данный момент используется во многих штатах Америки во всех провинциях Канады.

Во-вторых, ввести специальную балльную систему оценок для отбора претендентов, желающих въехать на постоянное место жительства в рамках программы экономического класса. Величина набранных баллов зависит от возраста претендента, уровня его образования, профессиональной подготовки, опыта работы и способности к адаптации. Данная система повсеместно используется в Канаде, позволяя стране получать наиболее самые необходимые и высококвалифицированные кадры.

В-третьих, в виду того, что главным преимуществом иностранцев является дешевизна оказываемых услуг, уравнение заработной платы иностранного специалиста и гражданина РФ в значительной степени увеличит число нанимаемых представителей РФ. Подобная схема действий успешно применяется в Японии,

В-четвертых, запрет на трудоустройство иммигрантов без знания русского языка. Естественно, подобная мера должна предусматривать наличие определенного рода теста на знание русского языка, который будет обязан проходить каждый желающий жить и работать в РФ Следует заметить, что для трудовые мигранты, которые работают или планируют работать в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания с 1 декабря 2012 года в соответствии с Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 185-ФЗ, должны подтверждать владение русским языком в объеме не ниже базового уровня.

И, наконец, учитывая специфику российской действительности и масштабы миграции в крае, актуально применение более суровых мер к злостным нарушителям Конституции РФ из числа иностранных работников. Например, депортация без права на возвращение не только самого нарушителя, но и всех членов его семьи, в случае их проживания на территории РФ.

Предложенные нами методы решения иммиграционной проблемы могут быть использованы не только в Приморском крае, но и в масштабах всей страны.

В процессе анализа миграционной ситуации Приморского края, можно сделать вывод, что:

В ходе исследования миграционной ситуации в Приморском крае, можно сделать вывод, что существует острая проблема неконтролируемого притока иммигрантов, а также нелегалов, которую нужно решать, как на территории Приморского края, так и на территории всей нашей страны.

Несомненно, данные проблемы должны стать вопросами государственного регулирования миграционных процессов.

Приложение/

В данном приложении представлены статистические данные об иммиграционных потоках в Приморском крае, а также в России в целом.

Таблица 1.

Критерии для отбора квалифицированных специалистов в Канаде

Критерии отбора

Максимальное количество баллов

1.    Уровень образования

25

2.    Знание английского/французского языка

24

3.    Опыт работы

21

4.    Возраст

10

5.    Трудоустройство в Канаде

10

6.    Способность к адаптации

10

Итого

100

 

 

Таблица 2.

Число прибывших, человек, значения показателя за год

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Владивосток

6101

6270

6449

7778

6413

5186

18949

23918

Арсеньев

352

351

583

531

880

774

1267

1362

Артем

2544

2470

2417

2082

1149

1549

3141

3736

Дальнегорск

479

374

427

583

436

583

1028

1236

Дальнереченск

461

623

514

496

472

398

807

1254

Лесозаводск

677

630

824

857

750

707

1683

2295

Находка

778

826

905

679

1096

1085

3083

3627

Партизанск

425

540

712

968

736

737

1621

1697

Спасск-Дальний

584

801

896

945

797

750

1184

1560

Уссурийск

2054

2108

2748

3484

1869

2381

8595

10293

 

Таблица 3.

Международная миграция в России, число прибывших человек, зарегистрированных по месту жительства

 

2012

2013

Россия

162661

173372

Страны СНГ в том числе:

144053

153638

Азербайджан

9198

8648

Армения

13983

15975

Белоруссия

7248

6076

Казахстан

17821

19637

Киргизия

16381

11800

Молдавия

8725

10439

Таджикистан

15750

17618

Туркмения

1599

1644

Узбекистан

33694

40213

Украина

19654

21588

 

 

Список литературы:
1. Общественная приемная по вопросам миграции населения [Электронный ресурс] // http://migrantpk.ru/news6.html.
2. Российская газета – [Электронный ресурс] – // http://www.rg.ru/2013/10/17/reg-dfo/migranty.html.
3. Крощенко М., Алексенцева Ю. Миграционная политика: зарубежный опыт на российской почве – [Электронный ресурс] – // М. Крощенко, Ю. Алексенцева (Миграционная политика: зарубежный опыт на российской почве) // http://www.krocshenko.ru/publicationsmenu/pubmigr/108-internationalexpirience.html.
4. Мукомель В.И. Проблемы интеграции мигрантов в России и политика толерантности – [Электронный ресурс] / В.И. Муковмель (Институт социологии РАН, 2011) // strategy2020.rian.ru/load/366101446.
5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю – [Электронный ресурс] // http://primstat.gks.ru/.