Статья:
ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Секция: 5. Философия
Выходные данные
Бисс А.А. ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(32). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(32).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
XXXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Бисс Алика Альбертовна
студентка 1 курса, кафедры промышленного и гражданского строительства, Ухтинского государственного технического университета, РФ, г. Ухта
Федотова Людмила Фёдоровна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры философии и методологии образования,Ухтинского Государственного Университета, РФ, г. Ухта
Современный мир – это сложная, динамичная, целостная система. Правильное и всестороннее понимание современного мира невозможно без определённых философских представлений. Они помогают осмыслить действительность в развитии, в единстве всех её законов и противоречий, понять место человека в современном мире, смысл его жизни и ряд других сложных проблем [7, с. 12].
Философская культура – важная составная часть общей культуры человека, формирование которой – насущная потребность наших дней. В условиях происходящих глубоких перемен крайне необходимо отказаться от устаревших стереотипов, застывших догм, умозрительных схем и в мышлении, и в практической деятельности. А потому, надо уметь мыслить, и действовать конструктивно-критически, творчески, созидательно, то есть диалектически. Чтобы овладеть этим искусством, нужна большая работа по всестороннему освоению всего богатства мировой философии [9, с. 1].
Начиная с античных времён, философия как учение о бытии и условиях его познания становится одним из видов профессиональной деятельности людей, специально посвятивших ей свою жизнь и творчество, – философов. Но профессиональная философия стала возможной лишь потому, что почти каждый человек в душе своей немножко философ.[9, с. 1]
Данная статья посвящена анализу учений одного из самых великих философов – Аристотеля и его влиянии на развитие современных наук. В 2016-м году исполняется 2400 лет со дня рождения этого великого греческого мыслителя. По решению ЮНЕСКО этот год объявлен Годом Аристотеля.
Громадное трудолюбие и огромный ум, любовь к истине, сосредоточение всех своих усилий в сфере науки, способность организовать труд и сплотить учеников вокруг научной работы, наконец, внешние условия и независимость - все это было необходимым для того, чтобы сделать в философии и науке то, что сделал Аристотель [1, с. 23]
Философия, понимаемая в то время наиболее широко как «познание истины», получила в работах Аристотеля настолько широкое толкование, что стала актуальной конкретизация ее предмета. Аристотель вначале выделил логику, как подготовительную дисциплину, а затем разделил философию на две большие части: на теоретическую и практическую. Это деление надвое он обосновывал как тем, что разум выполняет двоякие функции (познание принципов бытия и принципов деятельности), так и тем, что мы можем вести двоякий образ жизни (жизнь исследовательскую и жизнь практическую). [4, с. 27].
В практической философии он выделял две главные сферы - этику и политику, которым подчинил такие вспомогательные дисциплины, как риторика, экономика и поэтика (хотя ранее он считал поэтику самостоятельной дисциплиной). Теоретическую философию он разделил на физику, математику и метафизику (первую философию). Основой такого деления был уровень абстракции, наименьший в физике, больший в математике (которую он понимал широко и куда, кроме арифметики и геометрии, включал еще целый ряд наук, черпавших из арифметики и геометрии свои принципы, - имелись в виду музыка, оптика или перспектива, астрономия и механика). Метафизика своим предметом имеет бытие как таковое, причем рассматриваются только общие характеристики бытия, а все частные проблемы его формирования остаются в ведении других наук. Метафизика – истинное ядро философии Аристотеля, а ее выводы указывают на характер других специальных разделов, таких как учение о Боге, о природе или о душе. В седьмой главе «Метафизики» Аристотель пишет, что материя – это один из смыслов субстрата наряду с формой и тем, что состоит из материи и формы. При этом делает вывод, что материя в этой триаде выступает в роли материала, то есть непосредственно той субстанции, из которой состоит тело. Это можно понять хотя бы из такой фразы Аристотеля: «...под же я разумею, например, медь, под формой – очертание, образ, под тем, что состоит из обеих – то, что из них состоит» [5, с. 1].
Исходя из критики платоновских «чистых идей», находящихся вне вещей, Аристотель попытался создать теорию, согласно которой сущность находится в самих вещах. Каждая конкретная чувственная вещь представляет собой единство «материи» и «формы». «Форма» понимается Аристотелем как сущность вещи. «Форма» в то же время нематериальна, но она не есть нечто внешнее по отношению к материи. Материя и форма - это «то, из чего состоят вещи». Каждая вещь выступает как оформленная материя [4, с. 25].
Аристотель считал, что в любой науке исследования нужно вести с изучения единичных вещей с помощью восприятия через чувства. Он был сторонником индукции – движения от частного к общему. Аристотель предметно изучал метафизику, объясняя бытие четырьмя причинами: материальной, формальной, целевой и движущей. Например, когда строится дом, то «материей» при этом процессе будут кирпичи, «формой» – замысел (план) дома, причиной движения, или действующей причиной, – деятельность строителя, а целью – назначение дома [4, с. 1].
Профессор, декан философского факультета МГУ В. Миронов, основываясь на учении Аристотеля о бытии утверждает, что «метафизика Аристотеля отождествлялась с наукой о бытии (онтологией) и выступала как знание о сверхчувственных принципах и началах бытия». Им дана высокая оценка философским достижениям Аристотеля, после него образовался определенный вакуум в исследованиях метафизики и даже деградация уровня исследования.[6, с. 1].
Аристотель является создателем философских категорий, которые объясняют с научной точки зрения, что такое бытие. В своей работе «Категории» Аристотель выделяет десять философских категорий (сущность, количество, качество, отношения, место, время, состояние, обладание, действие, страдание). Одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а девять остальных дают его характеристики. Бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания [8, с. 1]. Спустя две с лишним тысячи лет работу Аристотеля по систематизации категорий философии успешно продолжили представители немецкой классической философии. Это означает, что наиболее фундаментальные философские проблемы обладают большой устойчивостью и постоянством, хотя предлагаемые варианты их решения все время меняются.
При рассмотрении любой проблемы Аристотель, прежде всего, стремился выяснить, что об этом думали до него, поэтому историко-философскими экскурсами пронизаны все его труды. Аристотель – первый мыслитель в философии, воспринимавший самого себя как звено в историческом развитии науки. Он является создателем идеи исторического развития мысли. Эта идея развития никогда вообще его не покидает. Основная мысль его философии – это «выраженная форма, жизненно развивающаяся» [7, с. 42].
Аристотель обосновал происхождение мира и человека, с точки зрения материализма. Он считал, что человек по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных; отличается от животных наличием мышления и разума; имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе). Именно последнее качество – потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями. Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и так далее) является государство. [3, с. 69].
Форму государственного правления Аристотель характеризует как политическую систему, олицетворяемую верховной властью в государстве. Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Политическое устройство есть тот порядок, который лежит в основании распределения государственных властей и определяет собою как верховную власть, так и норму всякого в нем общежития. В зависимости от числа властвующих (один, немногие, большинство) определяется форма государства. При этом существуют как правильные, так и неправильные формы правления. Критерием правильных форм правления является их служение общим государственным интересам, неправильных – стремление к личному благу, выгоде. Тремя правильными формами государства являются монархическое правление (царская власть), аристократия и полития (полития – это правление большинства, объединяющее в себя лучшие стороны аристократии и демократии). Ошибочными, неправильными являются тирания, олигархия, демократия [1, с. 25].
Взгляды и учения Аристотеля ценились не только во время его жизни, но и спустя столетия. Его уважали арабские философы последующих веков, к нему трепетно относились схоласты христианского Средневековья, а гуманисты, отвергавшие схоластическое учение, еще больше ценили его труды. [9, с. 1] Творчество Аристотеля в области философии и науки считается вершиной античной мысли. Он подвел итог развитию целого периода в древнегреческой культуре – с ее начала вплоть до IV века до рождества Христова. Ему принадлежит заслуга в систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые в последующем стали отпочковываться в самостоятельные направления. [10, с. 1]
В качестве эпилога я, как студентка, получающая очень земную профессию строителя, пытаюсь ответить на вопрос: «Зачем специалисту по строительству заниматься изучением философии, в том числе и философией Аристотеля?» Всему миру природы свойственна бесконечная текучесть или изменчивость, и натурфилософия Аристотеля берет за основу анализ процесса изменения. Каждое изменение нарушает непрерывность. Оно начинается с отсутствия чего-то, приобретаемого в процессе изменения. Так, строительство дома начинается с чего-то бесформенного, а завершается упорядоченной структурой, или формой [9, с. 1]. И вот качественное понимание изменений дает строителю возможность объективной оценки построения здания с точки зрения его функционирования. Применение таких наук, как физика и химия, родоначальником которых был Аристотель, способствует профессиональному выбору места и способа строительства, а также решению из каких материалов необходимо строить, поэтому изучение философии Аристотеля положительно влияет как на кругозор, так и на специальные знания будущего строителя.
Список литературы:
1. Владислав Татаркевич. История философии. Античная и средневековая философия – [Электронный ресурс] – http://e-libra.ru/read/224379-istoriya-filosofii.-antichnaya-i-srednevekovaya-filosofiya.html (Дата обращения 29.01.2016).
2. Какое влияние на науку оказал Аристотель – [Электронный ресурс] http://www.kakprosto.ru/kak-838707-kakoe-vliyanie-na-.., (Дата обращения: 03.02.2016).
3. Кохановский В.П. Философия: конспект лекций /В. П. Кохановский, Л. В. Жаров, В. П. Яковлев // Феникс. – 2010. – 192 с.
4. Кириленко Г.Г. Философия. – [Электронный ресурс] http://society.polbu.ru/kirilenko_philosophy/ch05_i.html (Дата обращения 05.02.2016).
5. Метафизика Аристотель книга 7 глава 3 – [Электронный ресурс] – http://www.tradiciadrevnih.ru/822.php (Дата обращения 04.02.2016).
6. Наследие Аристотеля в интерпретации современной философии – [Электронный ресурс] – http://dbs.sfedu.ru/www/sfedu$news$.show_full?p_news= (Дата обращения: 10.02.2016).
7. Опёнков М.Ю. История философии. – [Электронный ресурс]: – Авторский курс лекций / М.Ю. Опёнков А, 1999. – Электронная книга.
8. Философия Аристотеля – [Электронный ресурс] – http://education-filosof.ru/otvety-na-voprosy-po-filosofii-filosofiya-aristotelya-2.html (Дата обращения 10.02.2016).
9. Философское учение Аристотеля – [Электронный ресурс] – http://stydent.do.am/publ/filosofija/filosofskoe_uchenie_aristotelja/3-1-0-29 (Дата обращения 07.02.2016).
10. Философия Аристотеля – [Электронный ресурс] – http://pandia.ru/text/77/515/92890.php (Дата обращения 02.02.2016).