Статья:
АРИСТОТЕЛЬ О ПОСТРОЕНИИ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Секция: 5. Философия
Выходные данные
Суханова П.А. АРИСТОТЕЛЬ О ПОСТРОЕНИИ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(32). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(32).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
XXXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
АРИСТОТЕЛЬ О ПОСТРОЕНИИ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Суханова Полина Александровна
студентка 1 курса кафедры промышленного и гражданского строительства Ухтинского государственного технического университета, РФ, г. Ухта
Федотова Людмила Федоровна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры философии и методологии образования,Ухтинского Государственного Университета, РФ, г. Ухта
В современном мире очень актуальна проблема государства. Как сделать, чтобы народ жил хорошо и какой для этого необходимо создать государственный срой? Ответы на эти вопросы уже можно найти у разных античных философов. Если обратиться к теории государства Аристотеля, то можно увидеть, что Аристотель представлял государство как нечто прекрасное по своей сути. «Целью государства является благая жизнь». Он исходил из того понятия, что человек «существо политическое», стремящееся к общению, а потому государство для него необходимо как воздух. «Всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага ... больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим» (Pol. I 1, 1252 а - 5) [3, c. 1].
Если подробно рассмотреть данное определение, то мы не встретим упоминания о каком-либо подавлении и угнетении. Согласно Аристотелю, государство возникает естественным путем для удовлетворения жизненных потребностей. Естественное происхождение государства объясняется тем, что во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо [6, c. 1].
Платон и Аристотель, жившие во времена тяжелых кризисов власти, наступавших после периодов расцвета, были склонны рассматривать извращенное устройство не как сущность государства, но как ее искажение. Изначально государство для них являлось справедливым и служило не как машина закрепощения, но как нечто, дающее благо всем гражданам [7, с. 1].
Сущность государства и политики Аристотель раскрывает через её цель, а она, по мнению философа, самая высокая - воспитательная и состоит в том, чтобы придать гражданам хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно. То есть, целью политики является справедливое благо.
Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Политическое устройство есть тот порядок, который лежит в основании распределения государственных властей и определяет собою как верховную власть, так и норму всякого в нем общежития.
Политическое устройство предполагает власть закона, ибо где не властвуют законы, там нет политического устройства. Политическое сообщество опирается на единомыслие граждан в отношении добродетели. Как наиболее совершенная форма совместной жизни, государство предшествует семье и селению, т. е. является целью их существования.
Чтобы дать полную картину представления государственного строя, который имел место быть в его время жизни, Аристотель выделяет 5 элементов, составляющих государство:
• Народ - крестьяне, производящие продукты питания;
• Ремесленники - создают орудия труда;
• Торговцы - занимаются обменом и распределением товаров;
• Чиновники - рационально управляют государством;
• Военные - защищают государство.
Помимо вышеперечисленной классификации население государства состоит из неимущего большинства и богатого меньшинства. Первые имеют склонность к демократии, а вторые к олигархии. Для предотвращения смут и гражданских войн Аристотель предлагает укреплять , то есть способствовать благоденствию «граждан, обладающих собственностью средней, но достаточной». Аристотель также выдвигает идею разделения властей в государстве на три части: законодательный орган; должностной орган; судебный орган [1, c. 1].
Жизненный путь великого философа предоставил ему богатейший набор знаний и учений о самых различных типах государства. Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Поэтому создавая свой труд, Аристотель выделил шесть типов государства: монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы, крайняя демократия); полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).
Государственное устройство (politeia) - это распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти: верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления (politeyma), а последний и есть государственное устройство. «Я имею в виду, например, то, что в демократических государствах верховная власть - в руках народа; в олигархиях, наоборот, в руках немногих; поэтому и государственное устройство в них мы называем различным».
Аристотель разделяет неправильные формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и правильные (монархия, аристократия и полития).
Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития - совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля) [6, c. 1].
«Аристотель стремится сделать свою схему гибкой, способной охватить всё многообразие действительности». Приводя в пример современные ему государства и оглядываясь на историю, он, во-первых, констатирует существование различных разновидностей внутри отдельных видов государственного устройства; во-вторых, отмечает, что политический строй некоторых государств объединяет в себе признаки различных государственных устройств и что существуют промежуточные формы между царской и тиранической властью - аристократия с уклоном в олигархию, полития, близкая к демократии и др.
Государство, по учению , - высочайшая форма союза между людьми; оно - высочайшая цель , нравственной деятельности человека, только в государственной жизни человек находит возможность исполнять свое предназначение. Основание государства - семья; семейный быт основан на видах отношений, установленных самой природой людей; это отношения мужа к жене, родителей к детям, господина к рабам [2, c. 1].
Аристотель занимался разрешением вопроса о, безусловно, хорошем устройстве государства, о том, какие учреждения должны считаться наилучшими сами по себе, независимо от возможности или невозможности осуществить идеал при данных обстоятельствах. Вероятно, Аристотель не довел до конца эту свою работу. Во вступлении «Политики» он говорит о том, какая величина государства и какое число населения представляются наиболее сообразными с условиями наилучшего государственного устройства, и о том, какое воспитание должны получать граждане. Отрывок этот важен, как доказательство того, что Аристотель не смог стать на точку зрения более высокую, чем привычные греческие понятия. Государство, согласно взглядам автора «Политики», - город и городская область. Величина области и число населения должны быть такие, чтобы все государственные надобности могли быть удовлетворены; но этот размер государства очень невелик: он должен быть такой, чтобы все граждане могли знать друг друга и быть известны правителям. Вся жизнь гражданина должна находиться под контролем правительства. Он излагает правила, какие нужно соблюдать для того, чтобы граждане имели здоровых и не чрез меру многочисленных детей. Далее в «Политике» следуют правила о воспитании детей граждан, о том, что они должны, учиться музыке и гимнастике, о том, что граждане должны примером и наставлениями приучать мальчиков и юношей к доброй нравственности, к гражданским добродетелям. Нравственность граждан должна находиться под правительственною опекой [4, c. 1].
Аристотель рассматривал многие аспекты жизни, что послужило фундаментом к развитию определенных отраслей, например, строительство.
Аристотель писал: «Не нужно устраивать город так, чтобы он весь в целом имел правильную планировку. Надо, чтобы планировка была правильна только в отдельных частях и кварталах. Так будет лучше для безопасности города и для его благообразия». Аристотель высказывал также своё мнение о городских площадях, из которых одни он предлагал целиком предоставить торговле и разместить вокруг них базилики, присутственные места и судебные учреждения, а другие площади (которые Аристотель называл «чистыми») он советовал окружить храмами, гимназиями и другими общественными зданиями. Таким образом, схема Аристотеля оставляла свободу для выбора той или иной планировочной схемы и была более гибкой и жизненной [3, c. 1].
Политическое учение Аристотеля имеет чрезвычайно большую теоретическую и еще большую историческую ценность. Сжатый проект идеального государства, намеченный Аристотелем, как и всякая утопия, есть, по сути, идеализированный объект по сравнению с существующими формами государственности. Особенность «Политики» в том, что в ней черты реальные, исторические явно преобладают над утопическими. Путь к наилучшему государству лежит, по Аристотелю, через область познания того, что существует в действительности.
Список литературы:
1. Аристотель – [Электронный ресурс] – // Википедия - Свободная энциклопедия: сайт. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Политика_(Аристотель) (Дата обращения: 20.02.2016).
2. Аристотель и политика – [Электронный ресурс] // Livejournal: сайт. - URL: http://chuka-lis.livejournal.com/71967.html (Дата обращения: 20.02.2016).
3. Аристотель. Политика – [Электронный ресурс] http://www.litmir.co/br/?b=216672 (Дата обращения: 29.02.2016).
4. Аристотель «Политика» – краткое содержание – [Электронный ресурс] // Русская историческая библиотека URL: http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/2386-aristotel-politika-kratkoe-soderzhanie (Дата обращения: 20.02.2016).
5. Градостроительство Древней Греции – [Электронный ресурс] // Студопедия - ваша школопедия: сайт. - URL: http://studopedia.ru/3_148520_gradostroitelstvo-drevney-gretsii.html (Дата обращения: 20.02.2016).
6. Классификация Аристотеля форм государства – [Электронный ресурс] // Студопедия - ваша школопедия: сайт. - URL: http://studopedia.ru/10_164189_problema-materii-v-filosofii-aristotelya.html (Дата обращения: 20.02.2016).
7. Образ идеального государства у Платона, Аристотеля и Цицерона – [Электронный ресурс] // Антиглобалистское Сопротивление: сайт. - URL: http://imperialcommiss.livejournal.com/999543.html (Дата обращения: 20.02.2016).
8. Симонов Д. А. История философии в вопросах и ответах[Текст]: учебное пособие / Д. А. Симонов. – Москва: Проспект, 2006. – 272 с.