Статья:

ОДИНОЧЕСТВО. СВОБОДА. ЛЮБОВЬ.

Конференция: XXXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 5. Философия

Выходные данные
Кузнецова А.А. ОДИНОЧЕСТВО. СВОБОДА. ЛЮБОВЬ. // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(32). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(32).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 110 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОДИНОЧЕСТВО. СВОБОДА. ЛЮБОВЬ.

Кузнецова Анастасия Александровна
студентка 1 курса, кафедры промышленного и гражданского строительства, Ухтинского государственного технического университета, РФ, г. Ухта
Федотова Людмила Фёдоровна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры философии и методологии образования,Ухтинского Государственного Университета, РФ, г. Ухта

Проблемы одиночества, свободы и любви, являются одними из важных вопросов философии. Что такое «одиночество»? Почему люди бояться быть свободными? Как любовь помогает человеку познать себя? Какой философский статус этих категорий, в чем кроется их истинный смысл? Все эти вопросы остаются во многом еще нераскрытыми.

Интерес к проблеме одиночества возник не сразу. Он обострялся на протяжении всего развития человеческого сообщества и науки, эта проблема становилась все четче. Проблема одиночества рассматривается на протяжении всей истории. Начало было положено в эпоху античности (Аристотель, Платон, Эпиктет и др.) [9].

Платон и Аристотель видели в одиночестве негативность и, как способ побега от него, предлагали топить своё бытие в любви и дружбе [10]. Аристотель считает одиночество драматической частью человеческого бытия. Оценка одиночества прослеживается в его словах. Он говорил, что страшнее всего не иметь друзей или быть одиноким, ведь вся наша жизнь состоит из общения с людьми [1, с. 201].

Если человек имеет возможность рассуждать, и может созерцать солнце, луну и звезды, и наслаждаться дарами земли и моря — он не одинок и не беспомощен. Так, например, считал представитель эллинистического этапа античной философии Эпиктет.

«Я смотрю во все стороны и вижу один мрак. Природа ничего мне не предлагает, кроме того, что вызывает сомнение и беспокойство». Так писал Блез Паскаль, один из величайших философов в истории человечества. Его произведения наполнены отчаянием одинокого человека, затерявшегося в бесконечном пространстве непостижимой Вселенной. Он отмечает безусловную «прелесть уединения» (в отличие от одиночества), которое даёт возможность задуматься о смысле жизни, оценить свои поступки. Уединение открывает глаза человеку на суету мира, позволяет ему увидеть собственную суетность, внутреннюю опустошенность, замену собственного Я неким воображаемым образом, созданным человеком для других людей [3, с. 75].

Одиночество — это один из тех злободневных вопросов человеческой души, который касается всех, независимо от материального положения, интеллектуального уровня или количества дипломов. Нет такого человека, который никогда не испытывал на себе это особое, порой мучительное, а иногда, наоборот, очень глубокое и блаженное внутреннее состояние [2].

На современном этапе общественного развития проблема одиночества становится одной из самых важных и актуальных. Благодаря социальным связям и отношениям, человек принадлежит к общественным организациям и воспринимает себя как социального и цивилизованного человека. Но лишаясь всего этого, он воспринимает свое Я как одинокое, беззащитное существо, ведь придя домой вечером, он остаётся наедине с собой. Поэтому одиночество представляется нам чем-то парадоксальным.

Об актуальности данной темы свидетельствует следующее обстоятельство. Сложно отрицать тот факт, что самое страшное одиночество – это одиночество среди людей. Подобное одиночество может привести к массовым депрессиям, шизофрении и даже суициду. В такой ситуации человек готов связать себя с кем угодно путём самых нелепых предрассудков и суеверий. Ведь это способ избежать изоляции, обрести чувство единства с другими людьми и, таким образом, вернуть себе чувство безопасности. Таким образом, на фоне современного кризиса человеческой цивилизации, философско-антропологический анализ проблемы одиночества становится все более актуальным. У состояния одиночества есть свои достоинства и недостатки.

Восприятие одиночества человеком играет важную роль в его жизни. Для человека со здоровой психикой и рассудком одиночество является опорой, помогает самосовершенствованию и понятию себя [8].

Одиночество – школа, в которой мы учимся стойкости, мудрому, выстраданному спокойствию, уверенности в себе. Одиночество воспитывает лучшие человеческие качества. С одной стороны, одиночество может губительно сказаться на развитии человека, с другой стороны одиночество играет огромную роль в развитии личности. Таким образом одиночество оказывает неоценимое влияние на развитие личности.

Одиночество человек может испытывать и в любви, потому что любовь может быть безответной. Любовь может сделать человека свободным. Но обычно она становится привязанностью, и вместо того чтобы окрылять, она подчиняет нас себе [4]. Каждый, говорит о свободе, но никто неспособен быть поистине свободным, потому что, если ты действительно свободен, ты один. Достаточно ли у тебя храбрости, чтобы быть одному? Ведь только тогда ты сможешь стать свободным. Человек недостаточно смел, чтобы оставаться наедине с собой. Он боится собственного одиночества, становится скучен самому себе. И на самом деле, когда одиноко, все кажется бессмысленным. Когда ты во взаимодействии с кем-то, когда ты увлечен чем-либо, это охватывает тебя естественным смыслом жизни.

Человек не хочет жить ради самого себя, и он начинает жить ради кого-то другого. Это происходит со всеми. Два человека, которые боятся собственного одиночества, встречают друг друга и начинают играть - в игру любви. Но глубоко внутри они ищут привязанности, преданности, рабства. Рано или поздно, эта предварительная игра исчезает, когда ее функция выполнена. И остается лишь та любовь, в которой два человека становятся рабами друг друга. По-другому это говорит о сильной привязанности двоих людей. Привязанность - одна из самых безобразных вещей. Когда ты привязан, ты теряешь свое одиночество, ты лишаешься многого, ты теряешь себя, ради чувства, что ты кому-то нужен. Ты изо всех сил пытаешься быть независимым и сделать другого человека своей собственностью - и другой делает то же самое [6].

Любить свободу, пытаться быть свободным, по сути, значит, прийти к глубокому пониманию себя, зная, что тебе достаточно самого себя. Ты можешь с кем-то поделиться, своей любовью, счастьем, блаженством, молчанием. Но ты делишься, этим не зависимо от чего-либо. Если никого нет, ты будешь так же счастлив, так же блажен [7].

Древнекитайский философ Лао-Цзы сказал, что «Знающий людей разумен, а знающий себя прозорлив». И древнегреческие философы считали так же. Сократ говорил: «Познай себя», а Будда говорил: «Люби себя», и Будда гораздо глубже, потому что, не любя себя, ты никогда не сможешь себя познать - познание себя приходит лишь следом за любовью. Любовь подготавливает почву. Любовь - это возможность познать себя; любовь - это правильный способ познавать себя [5].

Таким образом, человек в жизни испытывает все три состояния: одиночество, свободу, любовь. Испытывая их, человеку желательно научиться философскому отношению к жизни, чтобы легче, гармоничнее чувствовать себя в ней.

 

Список литературы:
1. Аристотель. Евдемова этика / Аристотель; пер. Т. Васильева, Т. Миллер, М. Солопова. – Москва: Канон+: Ребилитация, 2011.
2. И еще об одиночестве – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mysenses.ru/oreh/i-eshhe-ob-odinochestve.
3. Ларошфуко Ф. Суждения и афоризмы/ Издательство: Политиздат, - Москва: 1990. - 384 с.
4. Люди боятся быть свободными – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ljrate.ru/post/807/492314.
5. Люби себя – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://smalltalks.ru/lubov/361-lubi-seby.html.
6. Ошо, Любовь. Свобода. Одиночество. /Издательство: ИГ «Весь», - Санкт-Петербург: 2013. - 144 с.
7. Ошо о любви – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rd-hansa.com/bibl_9_ezo_1_sovr_2_osho_2.html.
8. Почему одинокие люди остаются одинокими – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology-best.ru/psixologicheskie-issledovaniya/sostojanije_odinochestva.html.
9. Рашидова Т.Р. Одиночество человека: философско-антропологическое осмысление проблемы: дис. … канд. филос. наук. – Москва, 2012. - 155 с.
10. Феноменология одиночества – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.b17.ru/article/12406/.