Статья:

СМЫСЛ ЖИЗНИ ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ

Конференция: XXXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 5. Философия

Выходные данные
Артеева А.А. СМЫСЛ ЖИЗНИ ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(32). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(32).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 239 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СМЫСЛ ЖИЗНИ ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ

Артеева Анастасия Алексеевна
студент 1 курса кафедры промышленного и гражданского строительства Ухтинского государственного технического университета, РФ, г. Ухта
Федотова Людмила Фёдоровна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры философии и методологии образования,Ухтинского Государственного Университета, РФ, г. Ухта

Тема смысла жизни и смерти на протяжении многих веков остается важной для каждого человека. Каждый задумывается о том, как стоит проживать свою жизнь, зная, что он живет один раз и смерть неизбежна. Восприятие смерти является одной из вечных проблем философии. Обратив внимание на слова стоиков: «Размышляй о смерти, если хочешь научиться жить», можно поставить вопрос о том, как влияет восприятие смерти на жизнь людей, как изменяет сознание и мир человека.

Данная тема является интересной и значимой для меня, так как я хочу разобраться и понять: правда ли мысль о смерти несёт столь важную роль в нашей жизни, попытаться углубиться в этот феномен. Возможно, мы живем, не придавая этому особого значения, но при этом мы пытаемся достичь в жизни каких-то высот. Но если мы знаем, что конец жизни неизбежен, зачем же стараться прожить её достойно?!

Принято считать, что человек, осознавая мысль о смерти, пытается направить свою жизнь в правильное русло, прожить ее достойно, что эта мысль дает некий толчок, стимул каждому человеку. Ведь размышляя об этом, мы понимаем всю важность нашей жизни. Самоответственность, самодисциплина, являются важными атрибутами в формировании смысла жизни у индивида. Отсюда и формируются любовь к жизни, инстинкт самосохранения, стремление к счастью. Человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки для того, чтобы жить и активно действовать. Человек не изобретает смысл, а находит его в мире объективной действительности, именно поэтому он выступает для человека как императив, требующий своей реализации[3, с. 213].

Смысл жизни, смысл бытия - философская и духовная проблема. В вопросе о смысле жизни нельзя не обратиться к античной философии. В ней данный вопрос раскрывается по-разному. Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, знанием нравственных понятий. Он считал, что стремится к мудрости – это и есть смысл жизни человека. Делать всякое благо, не думая о деньгах, сохранять в себе человеческие, душевные качества являлось для него главным [1, с. 1]. Аристотель полагал, что целью всех человеческих действий является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. «Счастье есть смысл и назначение жизни, единственная цель человеческого существования» - говорил он. Человек для него – это, прежде всего, интеллект и высшее благо неотделимо от самосовершенствования [2, с. 31].

Проблему смерти философия рассматривает с точки зрения её осмысления. В античной философии тема смерти занимает заметное место, а в школах Платона, Эпикура и Стоиков она является одной из главных. Главный императив античной философии состоит в том, чтобы выработать презрение к смерти. Презрение смерти означало быть свободным человеком. Свободный человек – это тот, кто проживает свою жизнь достойно, и так же достойно проявляет себя перед лицом смерти. Считали, что каждый должен научиться смерти, а значит в любой момент быть готовым спокойно её принять [5, с. 3].

На других этапах развития европейской философии вопрос о смысле жизни несет такой же разнообразный характер. Особое внимание хотелось бы уделить Канту, человеку, чьи труды оказали огромное влияние на развитие философской мысли. Кант смысл жизни видел в следовании принципам нравственного долга. Он считал, что смысл жизни не существует сам по себе, он живет в осознании индивидом своего бытия и является проявлением личности человека. Именно данный смысл помогает человеку в трудных жизненных ситуациях следовать этическому закону. Он говорил: «Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность» [6, с. 11]. Ницше же смысл жизни видел в «воле к власти». Он считал, что все что хочет жить, должно иметь энергию, усилия, стремления для того, чтобы подняться, встать и выстоять. Желание жить возможно лишь благодаря неустанному возрастанию [7, с. 286]. Смысл жизни он видел в том, чтобы добиться реализации своего «Я», делая ставку на интеллектуальную и физическую силу. Вся человеческая жизнь в его понимании есть искание лучших ценностей, которыми мы обладаем. Если у человека не будет цели и смысла, то тогда просто напросто этого человека не будет. «Убейте в человеке веру в его цель, и вы убьете в нем человека. Примирится с существованием, в котором не видишь цели и смысла, значит в конце концов отречься от разума» - пишет русский философ Е. Н. Трубецкой [4, с. 44].

В вопросе о жизни и смерти нельзя не отметить роль экзистенциализма. По экзистенциальной философии человек есть временное конечное существо, предназначенное к смерти. Человек задумывается о смысле жизни потому, что есть смерть. Человек бессознательно пытается убежать от смерти, тем самым он ведет активную жизнь, ставит перед собой цели. Это заставляет проявлять чувство ответственности за свою жизнь. По мнению философов-экзистенциалистов XX в. проблема смерти особенно значимой становится в критических ситуациях человека. Он может на протяжении своего существования не придавать большого значения смерти, до того момента пока его жизнь не станет подвергнута. И только с этого момента человек начинает задумываться о смысле прожитой жизни, происходит переоценка ценностей, мир человека в какой-то степени меняется. Примером является то, что некоторым людям, пережившим возникновение смерти, свойственно более глубокое понимание своего существования, особенное отношение к каждому прожитому дню [9, с. 1].

Ирвин Ялом, американский психотерапевт, в своем произведении «Экзистенциальная психотерапия» пишет: «В 1926 году Мартин Хайдеггер изучал вопрос о том, от чего идея смерти уберегает человека, и у него состоялся важный инсайт: сознание предстоящей личной смерти пробуждает нас к переходу на более высокий модус существования. Хайдеггер считал, что имеются два фундаментальных модуса существования в мире: 1) состояние забвения бытия, 2) состояние сознавания бытия» [10]. Первый модус, модус забвения бытия означает то, что человек живет в мире вещей, и вещи обладают бытием. Второй модус несет в себе то, что человек осознает свое бытие и ответственность за него. Хайдеггер считал, что большинство людей пребывает в первом модусе, и только переборов смерть, ощутив какой-то эмоциональный всплеск, человек переходит во второй модус.

А что если поставить вопрос о том, имела ли бы смысл жизнь, будь мы бессмертны. Г. Л. Тульчинский, доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ, считает, что «сама мысль об индивидуальном бессмертии человека просто несовместима с идеей смысла жизни... Поступки бессмертного существа, имеющего «достаточное время» в будущем (да и имевшего его в прошлом) для своего совершенствования, не могут подпадать под оценки с позиций добра, гуманности и так далее. Его существование лишено ценностей, идеалов, ответственности, оно внеморально» [8, с. 393]. Так же есть и другие мнения, связанные с этим вопросом.

Возможно, теория Г. Л. Тульчинского является абсолютно правильной. Мы не можем сказать об этом точно, так как ни один человек не является бессмертным. Но мы и не можем отвергать эту идею, поскольку на протяжении всей жизни мы ставим перед собой цели, идем вперед, пытаемся совершенствоваться, имеем определенные ценности и несем ответственность за свою жизнь, зная о предстоящей смерти.

Мысли о смерти, о том, что наша жизнь не бесконечна, играют важную роль в нашей жизни, они дают нам стимул для достижения целей, которые каждый человек ставит перед собой на протяжении всего существования. Можно сказать, что осознание смертности является импульсом человеческой активности, творчества, саморазвития. Поэтому каждый человек, осознавая, что жизнь одна, пытается прожить её достойно, достигать в жизни каких-то высот для собственного комфорта. Смерть является сильной мотивацией, так как мы понимаем, что жизнь ограничена, и это мотивирует нас использовать жизнь по максимуму. Мысли о смертности позволяют задумываться о том, что мы ценим в жизни.

 

Список литературы:
1. Античные философы о смысле жизни. Сократ – [Электронный ресурс]. – URL: http://krasnov.tv/antichnye-filosofy-o-smysle-zhizni-sokrat (Дата обращения 20.02.2016).
2. Аристотель. Никомахова этика – [Электронный ресурс]. – URL: http://royallib.com/read/aristotel/nikomahova_etika.html#0 (Дата обращения 21.02.2016).
3. Голубаева Г. А. Этика. – М.: Экзамен, 2007. – 320 с.
4. Трубецкой Е.Н. Философия Ницше. Критический очерк. – М.: 1904. – 161 с.
5. Жизнь. Смерть. Бессмертие – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.sibstrin.ru/files/zhizn_smert_bessmertie.pdf (Дата обращения 05.03.2016).
6. Кант И. Сочинения в шести томах. Том 6. – М.: Наука, 1966. – 743 с.
7. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. – М.: Культурная революция, 2005. 880 с.
8. Тульчинский Г. Л. Танатология // Проективный философский словарь: новые термины и понятия / под ред. Г. Л. Тульчинского, М. Н. Эпштейна. СПб.: Алетейя, 2003.
9. Экзистенциализм – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/ekzistencializm.html (Дата обращения 06.03.2016). 
10. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Класс, 1999.