АРИСТОТЕЛЬ О ДУШЕ
Секция: 5. Философия
XXXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
АРИСТОТЕЛЬ О ДУШЕ
Вопросы взаимоотношения души и тела – одна из древнейших в исследованиях проблем человека вообще. Как правило, внимание акцентируется на том, что данная взаимосвязь – многосторонняя и прочная, с другой позиции, эта взаимосвязь может быть названа соотношением между идеальным и материальным. Дух является отображением тела, и каждое отображение соотносится с собственным телом. Дух создан одновременно и наравне с телом. Содержание здесь является единством души и тела. Это значит, что человек состоит из двух сущностей, т. е. половина его сущности – это душа, а вторая половина – это тело. Сущность человека заключается в его душе; мысль, воля, разнообразные ощущения неразрывно связаны с неким абстрактным духом.
В общей сложности проблемы взаимосвязи духа и тела – постоянный предмет исследования в течение всей осмысленной истории человечества. В этом отношении наиболее важны исследования Аристотеля, Платона, Декарта, Спинозы и т. д. [1, с. 62].
В древнегреческой философии самыми весомыми были суждения Платона и Аристотеля. Будучи учеником Платона, Аристотель провел двадцать лет в его Академии. Однако привычка мыслить самостоятельно привела к тому, что, в конце концов, философ стал приходить к собственным выводам. Они заметно отличались от теорий учителя, однако истина была дороже личных привязанностей. Фактически создав основы современной европейской науки и логического мышления, философ отличился и в области психологии. У Аристотеля множество философских учений, таких как: учение о четырёх причинах, теория познания и логика, учение о добродетелях, учение о государстве, идея души и т.д. То, что он написал о душе, до сих пор изучают в высшей школе.
Аристотель в самом начале своего знаменитого произведения «О душе» говорит о важности изучения души вообще, отмечая, что верно рассуждать о душе – крайне трудно.
Главным образом, мыслитель считает, что у этой части человеческой психики двойная природа. С одной стороны, он божественен, а с другой – материален. Сочинив специальный трактат «О душе», Аристотель уделяет внимание этой проблеме и в других своих трудах. Потому можно утверждать, что этот вопрос в его философской системе выступает одним из основных. Известно, что философ разделил всё сущее на две части. Первая – это физика, т. е. материальный мир. Вторая часть – это царство богов. Он нарёк её метафизикой. Но когда мы хотим осмыслить, что же мыслитель думал о душе, то нам становиться понятно, что с его позиции оба эти мира влияют на психику.
Со свойственной для него дотошностью Аристотель ставит перед собой задачу, в которой, по большей части, надо установить, к какому роду сущего относится душа и что она такое, включает ли душа части либо нет и однородны ли все души, либо нет. В учении философа о душе и теле есть масса идей, которые связанны с системой понятий своей метафизики – сущности, формы, сути бытия, возможности, энтелехии. Состояния души соотносятся с телом, однако это взаимоотношение, взаимосвязь души и тела – это то, что Аристотель не смог раскрыть до конца, в последующие века данная проблема волновала и продолжает заботить многие поколения учёных.
Все философы, подчёркивает Аристотель, как бы определяли душу тремя признаками: движением, ощущением, бестелесностью. Каждый из них воздвигается к началам. Анализируя эти признаки, он делает вывод о том, что душа – это будто начало живых существ. Состояния души неотъемлемы от природной материи живых существ так, как неотъемлемы от тела страх и отвага, а не в том смысле, в каком неотделимы от тел плоскость и линия.
В своих трудах философ старался, главным образом, убедить читателей в реальности души, предлагая для подтверждения такие аргументы:
а) душа есть суть бытия и форма (logos) естественного тела, которое имеет начало движения и покоя в самом себе;
б) он определил душу как «первую энтелехию органического тела», т.е. жизненное начало тела, которое его движет и строит его как собственное средство, оружие;
в) душа различается растительной способностью, способностью движения и размышления, способностью ощущения;
г) всякое явление подразумевает, согласно Аристотелю, возможность изменения, цель, к которой изменение направлено, и энтелехию как осуществленность этой цели, находящейся в вещи [1, с. 62].
Аристотель различал внутреннее представление и внешний звук. «Слово – это звук, издаваемый одушевленным существом и сопровождаемый каким-либо представлением», – написано о внешнем звуке в его труде «О душе». А в произведении «Об истолковании» говорится о внутреннем представлении: «То, что в звукосочетаниях, – это знаки представлений в душе, а письмена – знаки того, что в звукосочетаниях». Одинаковые представления одних и тех же предметов обозначаются у различных народов различными звукосочетаниями и разнообразной письменностью. В дальнейшем данный фрагмент философа о внутренних представлениях, или passiones animae, благодаря переводу и комментарию Боэция стал одним из главных источников средневекового учения о внутреннем слове, наравне с 15 кн. трактата «О Троице» Августина [2, с. 31].
Для Аристотеля человек един в собственной раздвоенности как «одушевленное тело», так что эти два элемента в нём сосуществуют только совместно, формируя неделимую реальную взаимосвязь. Душа и тело для мыслителя, собственно, даже не «элементы», а просто два разных проявления одной и той же сущности: «Душа и тело составляют живое существо. Ясно, что душа неотделима от тела». Лишь только единство души и тела разрушается смертью, «организм» тут же прекращает своё существование: труп уже не тело, а мертвец – совершенно не человек. Философ не допускал никакого «переселения» душ в иные тела. Каждая душа живёт в «своём» теле, которое она оформляет и создает, а каждое тело обладает «своей» душой – его жизненным началом, «эйдосом», или формой [3, с. 86-87].
Аристотель не приводил определённых доводов существования души. В то же время из отдельных его идей понятно, что он однозначно признавал существование души. Взгляды философа на происхождение души в целом можно распределить на три этапа:
1) этап близости его убеждений к убеждениям Платона. Аристотель был согласен с идеей отдельного существования души от тела;
2) этап отдаления от вышесказанного и вырабатывания академической точки зрения по вопросу души. Соглашаясь с особым строением и сущностью души, он старался пояснить особенности взаимоотношения души с телом;
3) в конце концов, на последнем этапе развития взглядов Аристотеля о душе им была определена проблема того, как душа вхожа в тело и в чём их неразделимость, их единство [1, с. 63].
Общеизвестно, что проблемы взаимосвязи души и тела анализировались Аристотелем, когда он уже был зрелым мыслителем. На основе личных умозаключений и наблюдений он озвучивает оригинальные идеи, связанные с соотношением души и тела. Он отмечал, что «душой может обладать только естественное, а не искусственное тело». Душа выступает жизнью, данной естественному телу. Жизнь начинается, развивается, и, в конце концов, прекращается. «Естественное тело должно обладать возможностью жизни. Осуществление (энтелехия) этой возможности и будет душой, душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же есть энтелехия: стало быть, душа есть энтелехия такого тела». Материя имеет энергию, выступает зеркалом совершенства. Жизнью обладает то, что составляет естественное тело.
У «совершенного» есть два смысла: каждая вещь движется к совершенству, т.е. имеет изначальное стремление к совершенству; к примеру, речь отражает совершенство человека; с другой стороны, для достижения совершенства любое лицо может обратиться к научной деятельности. Для души живое тело – это первое совершенство. Употребление же силы и энергии души – это второе совершенство. Понятие совершенства в душе или теле – это когда удовлетворены душевные или материальные потребности человека.
Только по достижению определенной ступени развития душа входит в тело, душа включается лишь при завершенности способного к жизни естественного тела. Душа является спутницей жизни. Её наличие говорит о завершённости тела, осуществлённости возможности жизни, считает философ.
То, что даёт жизнь растениям и всему живущему, и является душой:
1) растительная душа – первая и наиболее общая способность души, чье дело – питание и воспроизведение, а воспроизведение выступает минимальной причастностью к божественному;
2) поскольку способности к ощущению не может быть без растительной способности, то животные имеют не только животную, но и растительную душу. Таковы две «физические», низшие души. Вторая выше первой и в себя её включает [1, с. 63].
Будучи воспринятой христианством, теория Аристотеля подверглась значительным модификациям, но её воздействие на раннехристианское богословие, не заметить нельзя. Оно показывает себя, к примеру, у Оригена, в некоторой мере – у Мефодия Олимпского, а позже – у Григория Нисского [3, с. 86–87].
Таким образом, есть вид жизненной формы, как говорил Аристотель, о душе, присущий только разумным существам. Они должны уметь рассуждать и размышлять. В учении Аристотеля о душе и теле имеется множество идей, связанных с системой понятий его метафизики – сущности, формы, возможности, сути бытия, энтелехии. Состояния души имеют отношение к телу, однако соотношение души и тела, связь их между собой – это то, что Аристотель не смог до конца раскрыть, в последующие эпохи эта проблема волновала и продолжает волновать многие поколения исследователей.
Тема выбрана мной не случайно, ведь я ещё с детства задавался вопросами: Что такое душа? Откуда она берет начало? Душа умирает вместе с человеком или же она бессмертна? Чтобы ответить на эти вопросы я решил изучить учения Аристотеля о душе. Работа помогла мне понять, что однозначного ответа, что же такое душа, нет. Но для себя я сделал вывод, что после смерти тела душа освобождается для вечной жизни.