Статья:

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ЖАН-ПОЛЯ САРТРА

Конференция: XXXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 5. Философия

Выходные данные
Агафонов М.А. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ЖАН-ПОЛЯ САРТРА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(32). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(32).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 265 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ЖАН-ПОЛЯ САРТРА

Агафонов Максим Александрович
студент, кафедра промышленного и гражданского строительства, Ухтинский государственный технический университет, РФ, г. Ухта
Федотова Людмила Фёдоровна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры философии и методологии образования,Ухтинского Государственного Университета, РФ, г. Ухта

Французский философ Жан-Поль Сартр является одним из самых ярких представителей атеистического экзистенциализма. В рамках данной работы мы сделаем попытку раскрыть его основные философские воззрения, как представителя данного направления.

Экзистенциализм начал зарождаться в начале 20 века и всего за несколько десятилетий добился широкого признания. Появившись изначально в Западной Евро­пе, эта философия вызвала интерес прежде всего у поколения западной интеллигенции (которая на тот момент пережила Первую Мировую Войну, появление фашизма, оккупацию Гитлера) благодаря тому, что она обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек в период жестоких исторических испытаний. Важную роль в экзистенциализме сыграло острейшее чувство одиночества и покинутости, оставленности Богом. Тогда казалось, что смысла ни в чем больше нет, что мир - ловушка и что бы человек ни делал - всё будет ошибкой. Экзистенциализм даже приобрёл ярлык «философия кризиса».

Экзистенциализм направляет общество на борьбу личности со всяческими проблемами нашей цивилизации, защищает наш разум от разочарований. Сторонники экзистенциализма считают главной проблемой — проблема человека, а чтобы человек смог выстоять в этом мире, он должен иметь представление о своём внутренним мире, о своих способностях и возможностях. Все наши действия руководятся бессознательными самополаганиями, и поэтому мы сами творим свою судьбу.

Перед экзистенциалистом человек предстаёт в виде переживающего, страдающего и трагического существа, которое обладает свободным выбором и ответственности за свои поступки. Свобода, смерть, страх, одиночество — главные темы экзистенциализма. Какова цель жизни человека? В чём заключается смысл его жизни? Какое место он занимает в мире? Как выбрать свой жизненный путь? — эти вопросыявляются основными для каждого экзистенциалиста.

Человек в атеистическом эк­зистенциализме - существо, благодаря которому в мир приходит отрицательность как онтологи­ческое основание свободы. Наше, выходящее за пределы, сознание является источником, основой и катализатором творческой активности челове­ка. Сартр считает, что свобода должна быть абсолютной - иначе это не свобода. Именно он­тологическое направление бытия человека на отрицание окружающего бытия-в-себе делает возможной подлинную свободу [3, с. 157].

Согласно данному суждению, мы можем отметить, что понятие свободы является основным в философском учении Сартра. Свобода является экзистенциалом человеческого существования. Свобода дает нам возможность выбора того, чем мы будем в нашем будущем. По-моему мнению, в данный отрезок времени как никогда подходят суждения Сартра. Поскольку проживая данный отрезок времени, мы делаем выбор в сторону будущей профессии, определяя специальность, которую освоим в стенах ВУЗа.

В своих размышлениях Жан-Поль Сартр охватывает широкий круг вопросов, акцентируя внимание на проблеме человека, определяя структуру и условия нашего существования. Рассуждая, он, отражает вопросы, связанные с существованием другого, отношением своего бытия к бытию другого. Данное направление связывает сознание личности с различ­ными феноменами, то есть человеческого существования - экзистенциалами.

Во взглядах К.С. Бакрадзе(историк философии и логики, доктор философских наук, профессор, академик АН Грузинской ССР) и В. Виндельбанда (немецкий философ-идеалист, глава баденской школы неокантианства) можно увидеть схожие точки зрения. Они заостряют внимание на том, что экзистенциалы - способы существования че­ловека и выявления сущностного характера Я; категории человеческого бытия; ценностные узлы, квинтэссенции смыслов, целей, стремле­ний людей; мировоззренческие конструкции, которые задают параметры человеческого суще­ствования в мире. В западной и отечественной философии выделяют так называемые «отрица­тельные» - одиночество, смерть, страх - и «по­ложительные» - вера, надежда, любовь - экзистенциалы, а также другие фундаментальные модусы существования индивидов - духовность, свобода, ответственность, творческая актив­ность, телесность и т.п [1, с. 12; 2, с. 198].

Обращаясь к взглядам Сартра, можно увидеть, что он, определяя многообразия факторов, об­разующих человеческую жизнь личности с ее сознанием, использует феноменологический метод. При этом главной целью всех позиций в области философии, как он считает, является обнаруже­ние смысла существования человека в мире. По его мнению, человек изначально явля­ется существом несовершенным, незавершенным и открытым, а его действия носят осознанный характер. На основании этого положения философ развивает концепцию субъекта. Он решает вопрос: «На что похоже человеческое существование?». Французский экзистенциализм выявляет, как индивидуальное сознание постигает свое существование в работе «Бытие и ничто», раскрывая суть двух способов суще­ствования: бытия и небытия.

Человеческое существование предстает «в-себе», «для-себя». Сознание и феномены бытия оказываются двумя полюсами человеческого отношения к миру. Существова­ние «в-себе» как существование явления или вещи, не открыто для себя, потому что оно собой и наполнено. В-себе-бытие, бытие как таковое, представляет собой «чистый» позитив­, не прерываемый никаким небытием. Вещь не имеет ни внутренних, ни внешних качеств. Вещь не имеет сознания о себе, она просто существу­ет. В противоположность этому, «для-себя» или сознание не обладает такой полнотой существования, потому что не является вещью. Оно есть «ничто» вследствие того, что не имеет сущности. Сознание - «дырка» в бытии. Ничто появляется лишь вместе с чело­веческим сознанием. Сознание также включает в себя сознание о себе, «сознание сознания» [4, с. 26].

Опираясь на высказывания Сартра, мы постоянно находимся перед выбором. При решении различных вопросов, я могу выбрать себя: или размышляющее «Я», или им­пульсивное «Я», или другое возможное «Я». При этом французский мыслитель отмечает, что ду­ховность, предполагающая телесность, является экзистенциалом человеческого существования. Важным моментом является то, что жизнь личности при­обретает смысл в том, что человек в целом от­ветствен за нее.

Свобода подразумевает под собой ответственность. Суждения философа направлены на то, что человек ответствен как за свою индивидуальность, так и за всех остальных лю­дей. Люди создают себя сами, исходя из собственного свободного выбора, который связан с нами ответственностью. Не­избежность свободного выбора - фундамен­тальная посылка экзистенциализма [4, с. 93].

Рассматривая тему смерти в своих трудах, Сартр, особое внимание акцентирует на том, что смерть аб­сурдна. Экзистенциальный смысл смерти другой - она вовсе не кончала бы жизнь, а завершала ее. Связь смерти и страха в рассуждениях философа имеют общие точки соприкосновения. Страх отражается и описывается в понятиях: тревога, беспокойство, боязнь, ужас и т.п. Понятия смерть и страх у Сартра взаимосвязаны.

Помимо смерти и страха Сартр затрагивает проблемы веры, надежды и любви, которые в свою очередь трактуются как самообман, но при этом являются неизбежной составляющей свободы. Сознание постоянно проектирует воплоще­ние себя, воплощаясь, ассоциирует себя с тем, чем было. Как раз это колебание между про­шлым и будущим через настоящее образует противоречие человеческого духа. Данная структура сознания представляет колебания между заблуж­дением и истиной, отчуждением и свободой. Вера и любовь, по мнению Сартра - иллюзии лю­дей, а надежда – проекция нашего будущего.

Итак, в философской концепции Сартра свобода является основным экзистенциалом человеческого бытия. Взгляды Сартра - это особый способ мышления, для которого характерно следующее: «Экзистенция» - способ бытия человеческой личности, которые является центральным ядром человеческого «Я», с помощью которого оно выступает как неповторимая человеческая личность.

Таким образом, основной смысл суждений Сартра сводится к тому, что личность - самоцель, коллектив - средство, дающее возможность материального существования составляющих его индивидов. Общество обеспечивает возможность свободного духовного развития каждой личности. Значение общества отрицательно, поскольку свобода, предоставленная индивиду, это свобода в экономическом и политическом плане. А настоящая свобода начинается в мире духовной жизни личности, где индивиды сталкиваются не как производители материальных благ и не как субъекты правовых отношений, а как экзистенции. Согласно Сартру, человек свободен в том смысле, что он сам «проектирует», создает себя, выбирает себя, не определяясь ничем, кроме собственных мыслей, сущность которых - в полной независимости от чего бы то ни было.

Профессия инженер-строитель, выбранная мною, достаточно интересная и творческая специальность. Продуктом креативной деятельности, то есть воплощением свободы деятельности, является строительство автодорог, мостов, зданий, современных сооружений и т.д. Свобода деятельности данной специальности отражает связь работы архитекторов и строительных инженеров. На современном этапе достаточно важно организовать работу в строительстве, учитывая большую конкуренцию и высокий уровень потребности в опытных и высококвалифицированных специалистах.

Обладая свободой мысли, инженер-строитель может умело внедрять свои творческие решения, демонстрирует профессиональные качества: аккуратность, креатив, умение отстаивать свою точку зрения, объективно выражая свою позицию и т.д. Специалист, умеющий демонстрировать профессиональные знания в проектировании и строительстве, способен принести пользу обществу, а созданный им продукт будет служить не одному поколению.

 

Список литературы:
1. Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх. От Античности до Нового времени. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та. 2001. – 372 с.
2. Золотухина-Аболина Е.В. Философская антрополо¬гия. - М.; Ростов н/Д.: МарТ. 2006. - 240 с.
3. Сартр Ж.-П. Тошнота. Избр. произв. - М.: Политиз¬дат, 1992. - С. 15–176.
4. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологиче¬ской онтологии. - М: Республика, 2002. - 640 с.
5. Философия: Учебник для вузов / В. В. Миронова. – М.: Норма, 2005. — 928 с.