ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ЖАН-ПОЛЯ САРТРА
Секция: 5. Философия
XXXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ЖАН-ПОЛЯ САРТРА
Французский философ Жан-Поль Сартр является одним из самых ярких представителей атеистического экзистенциализма. В рамках данной работы мы сделаем попытку раскрыть его основные философские воззрения, как представителя данного направления.
Экзистенциализм начал зарождаться в начале 20 века и всего за несколько десятилетий добился широкого признания. Появившись изначально в Западной Европе, эта философия вызвала интерес прежде всего у поколения западной интеллигенции (которая на тот момент пережила Первую Мировую Войну, появление фашизма, оккупацию Гитлера) благодаря тому, что она обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек в период жестоких исторических испытаний. Важную роль в экзистенциализме сыграло острейшее чувство одиночества и покинутости, оставленности Богом. Тогда казалось, что смысла ни в чем больше нет, что мир - ловушка и что бы человек ни делал - всё будет ошибкой. Экзистенциализм даже приобрёл ярлык «философия кризиса».
Экзистенциализм направляет общество на борьбу личности со всяческими проблемами нашей цивилизации, защищает наш разум от разочарований. Сторонники экзистенциализма считают главной проблемой — проблема человека, а чтобы человек смог выстоять в этом мире, он должен иметь представление о своём внутренним мире, о своих способностях и возможностях. Все наши действия руководятся бессознательными самополаганиями, и поэтому мы сами творим свою судьбу.
Перед экзистенциалистом человек предстаёт в виде переживающего, страдающего и трагического существа, которое обладает свободным выбором и ответственности за свои поступки. Свобода, смерть, страх, одиночество — главные темы экзистенциализма. Какова цель жизни человека? В чём заключается смысл его жизни? Какое место он занимает в мире? Как выбрать свой жизненный путь? — эти вопросыявляются основными для каждого экзистенциалиста.
Человек в атеистическом экзистенциализме - существо, благодаря которому в мир приходит отрицательность как онтологическое основание свободы. Наше, выходящее за пределы, сознание является источником, основой и катализатором творческой активности человека. Сартр считает, что свобода должна быть абсолютной - иначе это не свобода. Именно онтологическое направление бытия человека на отрицание окружающего бытия-в-себе делает возможной подлинную свободу [3, с. 157].
Согласно данному суждению, мы можем отметить, что понятие свободы является основным в философском учении Сартра. Свобода является экзистенциалом человеческого существования. Свобода дает нам возможность выбора того, чем мы будем в нашем будущем. По-моему мнению, в данный отрезок времени как никогда подходят суждения Сартра. Поскольку проживая данный отрезок времени, мы делаем выбор в сторону будущей профессии, определяя специальность, которую освоим в стенах ВУЗа.
В своих размышлениях Жан-Поль Сартр охватывает широкий круг вопросов, акцентируя внимание на проблеме человека, определяя структуру и условия нашего существования. Рассуждая, он, отражает вопросы, связанные с существованием другого, отношением своего бытия к бытию другого. Данное направление связывает сознание личности с различными феноменами, то есть человеческого существования - экзистенциалами.
Во взглядах К.С. Бакрадзе(историк философии и логики, доктор философских наук, профессор, академик АН Грузинской ССР) и В. Виндельбанда (немецкий философ-идеалист, глава баденской школы неокантианства) можно увидеть схожие точки зрения. Они заостряют внимание на том, что экзистенциалы - способы существования человека и выявления сущностного характера Я; категории человеческого бытия; ценностные узлы, квинтэссенции смыслов, целей, стремлений людей; мировоззренческие конструкции, которые задают параметры человеческого существования в мире. В западной и отечественной философии выделяют так называемые «отрицательные» - одиночество, смерть, страх - и «положительные» - вера, надежда, любовь - экзистенциалы, а также другие фундаментальные модусы существования индивидов - духовность, свобода, ответственность, творческая активность, телесность и т.п [1, с. 12; 2, с. 198].
Обращаясь к взглядам Сартра, можно увидеть, что он, определяя многообразия факторов, образующих человеческую жизнь личности с ее сознанием, использует феноменологический метод. При этом главной целью всех позиций в области философии, как он считает, является обнаружение смысла существования человека в мире. По его мнению, человек изначально является существом несовершенным, незавершенным и открытым, а его действия носят осознанный характер. На основании этого положения философ развивает концепцию субъекта. Он решает вопрос: «На что похоже человеческое существование?». Французский экзистенциализм выявляет, как индивидуальное сознание постигает свое существование в работе «Бытие и ничто», раскрывая суть двух способов существования: бытия и небытия.
Человеческое существование предстает «в-себе», «для-себя». Сознание и феномены бытия оказываются двумя полюсами человеческого отношения к миру. Существование «в-себе» как существование явления или вещи, не открыто для себя, потому что оно собой и наполнено. В-себе-бытие, бытие как таковое, представляет собой «чистый» позитив, не прерываемый никаким небытием. Вещь не имеет ни внутренних, ни внешних качеств. Вещь не имеет сознания о себе, она просто существует. В противоположность этому, «для-себя» или сознание не обладает такой полнотой существования, потому что не является вещью. Оно есть «ничто» вследствие того, что не имеет сущности. Сознание - «дырка» в бытии. Ничто появляется лишь вместе с человеческим сознанием. Сознание также включает в себя сознание о себе, «сознание сознания» [4, с. 26].
Опираясь на высказывания Сартра, мы постоянно находимся перед выбором. При решении различных вопросов, я могу выбрать себя: или размышляющее «Я», или импульсивное «Я», или другое возможное «Я». При этом французский мыслитель отмечает, что духовность, предполагающая телесность, является экзистенциалом человеческого существования. Важным моментом является то, что жизнь личности приобретает смысл в том, что человек в целом ответствен за нее.
Свобода подразумевает под собой ответственность. Суждения философа направлены на то, что человек ответствен как за свою индивидуальность, так и за всех остальных людей. Люди создают себя сами, исходя из собственного свободного выбора, который связан с нами ответственностью. Неизбежность свободного выбора - фундаментальная посылка экзистенциализма [4, с. 93].
Рассматривая тему смерти в своих трудах, Сартр, особое внимание акцентирует на том, что смерть абсурдна. Экзистенциальный смысл смерти другой - она вовсе не кончала бы жизнь, а завершала ее. Связь смерти и страха в рассуждениях философа имеют общие точки соприкосновения. Страх отражается и описывается в понятиях: тревога, беспокойство, боязнь, ужас и т.п. Понятия смерть и страх у Сартра взаимосвязаны.
Помимо смерти и страха Сартр затрагивает проблемы веры, надежды и любви, которые в свою очередь трактуются как самообман, но при этом являются неизбежной составляющей свободы. Сознание постоянно проектирует воплощение себя, воплощаясь, ассоциирует себя с тем, чем было. Как раз это колебание между прошлым и будущим через настоящее образует противоречие человеческого духа. Данная структура сознания представляет колебания между заблуждением и истиной, отчуждением и свободой. Вера и любовь, по мнению Сартра - иллюзии людей, а надежда – проекция нашего будущего.
Итак, в философской концепции Сартра свобода является основным экзистенциалом человеческого бытия. Взгляды Сартра - это особый способ мышления, для которого характерно следующее: «Экзистенция» - способ бытия человеческой личности, которые является центральным ядром человеческого «Я», с помощью которого оно выступает как неповторимая человеческая личность.
Таким образом, основной смысл суждений Сартра сводится к тому, что личность - самоцель, коллектив - средство, дающее возможность материального существования составляющих его индивидов. Общество обеспечивает возможность свободного духовного развития каждой личности. Значение общества отрицательно, поскольку свобода, предоставленная индивиду, это свобода в экономическом и политическом плане. А настоящая свобода начинается в мире духовной жизни личности, где индивиды сталкиваются не как производители материальных благ и не как субъекты правовых отношений, а как экзистенции. Согласно Сартру, человек свободен в том смысле, что он сам «проектирует», создает себя, выбирает себя, не определяясь ничем, кроме собственных мыслей, сущность которых - в полной независимости от чего бы то ни было.
Профессия инженер-строитель, выбранная мною, достаточно интересная и творческая специальность. Продуктом креативной деятельности, то есть воплощением свободы деятельности, является строительство автодорог, мостов, зданий, современных сооружений и т.д. Свобода деятельности данной специальности отражает связь работы архитекторов и строительных инженеров. На современном этапе достаточно важно организовать работу в строительстве, учитывая большую конкуренцию и высокий уровень потребности в опытных и высококвалифицированных специалистах.
Обладая свободой мысли, инженер-строитель может умело внедрять свои творческие решения, демонстрирует профессиональные качества: аккуратность, креатив, умение отстаивать свою точку зрения, объективно выражая свою позицию и т.д. Специалист, умеющий демонстрировать профессиональные знания в проектировании и строительстве, способен принести пользу обществу, а созданный им продукт будет служить не одному поколению.